№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Обеспечение психологической безопасности в школахИнтервью с Надеждой Хамидовной Мураталиевой, кандидатом психологических наук, доцентом, заведующей кафедрой психологии КГУ имени И. Арабаева. – Надежда Хамидовна, в последнее время в системе образования все чаще поднимается вопрос о психологической безопасности. Скажите, пожалуйста, какие критерии необходимы для обеспечения психологической безопасности в школе? Почему начали изучать эту проблему? – Когда мы говорим в целом о безопасности в школе, то имеется в виду, что мы говорим о безопасности ее составляющих: физической, экологической, пищевой, информационной и, конечно же, психологической. Все виды безопасности в целом создают психологический комфорт учащимся в образовании. Если же какой-то вид безопасности выпадает из контекста обеспечения, то это сказывается и на психологическом состоянии каждого субъекта образования. Поэтому психологическая безопасность выступает и как составная часть общей безопасности, и как ее следствие. Говоря о психологической безопасности в системе образования, следует помнить, что школа, имея внутреннюю социально-психологическую атмосферу, не всегда обладает эффективными механизмами обеспечения психологического комфорта учеников. Школьная среда, как ни печально это признавать, является для некоторых учеников стрессогеном, что в свою очередь приводит к различным негативным последствиям. Для обеспечения безопасности образовательной среды необходима определенная нормативная база, соблюдение требований охраны труда, защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций и обеспечение психологической безопасности личности, что включает в себя и информационную ее защищенность. И педагог в обеспечении психологической безопасности образовательной среды играет далеко не последнюю роль. – Если говорить о психологии отношений, то как они должны выстраиваться между субъектами образовательной системы? – Какими должны быть отношения между субъектами образовательной системы – это вопрос основополагающий. В Программе перехода КР к устойчивому развитию в центр внимания ставится вопрос развития самого человека. Устойчивое развитие рассматривается через призму интересов и потребностей каждого человека, то есть субъектов образования, в особенности, когда речь идет об учащихся. Курс на выполнение целей устойчивого развития сейчас берут все страны мира, и все согласятся с тем, что система образования создает интеллектуальный капитал нации и общества в целом. Ключевой фигурой в системе образования выступает педагог. Поэтому организация качественного образования с учетом знакомства учащихся и студентов с принципами устойчивого развития реализуется в триангуле взаимоотношений: педагог–ученик–родитель. Задачей каждого педагога является изучение психологии ребенка, поиск не сколько слабых, сколько сильных его сторон, использование индивидуально-личностных характеристик учащегося и его возможностей не в ущерб, а в пользу ребенка, особенно когда речь идет об инклюзии. С другой стороны, родители сопровождают своего ребенка в процессе обучения, обеспечивают необходимыми ресурсами для достижения успеха в образовании. Ведь семья осуществляет множество других функций в обеспечении, и это не только материальные нужды. Мы давно отошли от такого рода заявлений: «Школа обучает и отвечает». Образование детей – творческий учебно-воспитательный и «согласованный» между педагогом и родителями процесс в учебных достижениях детей. – Практика показывает, что в школах не проводят диагностическую работу. Учителя порой не знают, в какой семье живет ученик, какие отношения у него с родителями, со сверстниками, какие у него существуют проблемы и т.д. Между тем в поддержке особенно нуждаются дети из неполных, неблагополучных семей. Но из-за её отсутствия у школьников увеличиваются риски поведения, наблюдается низкая успеваемость, а в последнее время и случаи самоубийства… – Да, в последнее время мы слышим и видим все больше подобной информации. Данная проблема возникает в связи с теми социально-экономическими, информационными, глобальными вызовами, с которыми мы сталкиваемся на уровне государства, на уровне школы, на уровне родителей: финансирование, территориальные условия, стратегия развития, организационно-управленческие, материально-технические, кадровые и другие проблемы, связанные с особенностями семьи. К сожалению, мы стали говорить о рисках, насилии, дискриминации. В контексте внедрения психологической безопасности образовательной среды в системе отношений субъектов образовательной организации однозначно рассматривается механизм по формированию толерантной, недискриминационной и ненасильственной среды, а также намечены действия, направленные на предупреждение и снижение рисков и угроз психологическому благополучию. На уровне КГУ имени И. Арабаева в систему подготовки будущих педагогов обозначены компетенции в целях сохранения и укрепления физического и психосоциального здоровья студентов и всех участников образования. Таким образом, система высшего образования представляет уровень профессиональной компетенции будущих педагогов с целью обеспечения жизнедеятельности и устойчивого развития через максимальное использование психолого-педагогических знаний, умений и навыков, возможности анализа, определения критериев в ее измерении и организации. – Есть ли другие показатели состояния психологической безопасности в школах страны? – Конечно. Если зайти в обычные школы Бишкека, то мы увидим, что классы большей частью переполнены. Переполняемость класса, когда академическая группа состоит не из 25 человек, а из 35 и более, – это уже вопрос о снижении психологической безопасности. Это нарушение требований и норм по формированию класса, исходя из расчета квадратуры аудитории. За один академический час, а это 45 минут, опытный педагог, например, с 10-летним стажем, прекрасно управляющий детским коллективом, может физически опросить только 10-15 человек. А молодой педагог с небольшим стажем работы? Есть и другие критерии. К сожалению, не во всех школах работает психологическая служба, не во всех школах имеется штатная единица психолога. В регионах их вообще нет. – К этому можно добавить, что классные часы и другие мероприятия с жизненно важной и актуальной тематикой, что особенно необходимо подростку, проводятся формально. Совместные с родителями, психологом и педагогом собрания организуются редко. В результате школьники не знают, где получить психологическую поддержку или необходимую информацию, а некоторые из них просто выпадают из этого контекста… – Вы правильно говорите, что качество проведения родительских собраний оставляет желать лучшего. На собраниях рассматривают в основном финансовые вопросы: обеспечение родителями материальных ресурсов класса в целом. Между тем родительские собрания – это всегда в первую очередь общение родителей о детях, решение образовательных проблем. Поэтому сейчас стараются менять содержание родительских собраний и формат учебных занятий с целью повышения самооценки детей, чтобы они могли получить ответы на такие вопросы: «Как пригодятся в будущем полученные знания?», «Кто я как личность?», «Мои индивидуальные особенности: темперамент, характер», «Кем я хочу быть, какая профессия мне по душе?». Ведь школа по большому счету решает цели формирования самооценки, положительной мотивации к образованию, ориентации на будущую профессию – профессиональное самоопределение, планирование взрослой жизни. – Какие меры предпринимаются государством, чтобы улучшить уровень психологической безопасности в школе. Какие конкретные меры предприняты для реализации Программы психического здоровья. – Вопрос психологической безопасности в школах ставится на уровне Министерства образования и науки КР, на уровне всей структуры образования: дошкольного, начального, среднего, средне-профессионального, высшего. С целью разработки механизмов обеспечения возможности создания безопасной образовательной среды в общеобразовательных организациях КР реализован проект «Развитие механизмов финансирования безопасности школьной образовательной среды в КР» /БИОМ, (2016-2019 гг.). Проект включал работу в пилотных школах шести областей и городе Бишкек. Были обучены директора школ, руководители по учебному и воспитательному процессу, учителя, обеспечено участие родителей, привлечены педагоги и студенты вузов. Многие школы уже вовлечены в процесс обеспечения безопасности образовательной среды. Итогом такой работы стало то, что в свет вышли очень многие интересные публикации, статьи, информационные плакаты, буклеты. Сейчас разработана концепция устойчивого развития КР, психологической безопасности в образовательном процессе. Решаются вопросы финансирования на уровне министерств, разрабатываются механизмы по обеспечению психологической безопасности в образовательных организациях. Общая цель этой деятельности заключается в оказании поддержки дальнейшему развитию межсекторальных партнерских отношений между МОиН КР, местными органами власти, организациями социального партнерства, организациями гражданского общества и школами по формированию механизмов создания безопасной образовательной среды. Беседовала 28 ноября 2019 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
18:44 // Политика
Андрей ГРОЗИН: «Сооронбай Шарипович сколько угодно может рассказывать про то, какими широкими шагами идёт экономика и политика 18:12 // Общество
О состоянии борьбы с наркотизмом среди несовершеннолетних и профилактика правонарушений 18:09 // Общество
А кто это там вокруг Хабибулы стоит? Как один бизнесмен связал всё и всех в кыргызской политике 18:04 // Общество
Не судом единым… Государство и налогоплательщики в поисках упрощенного варианта решения налоговых споров |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |