№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Кадыр МАЛИКОВ: «К сожалению, люди пока не научились определять, где просто слова, а где дела»![]() Интервью с директором аналитического центра «Религия, право и политика» Кадыром МАЛИКОВЫМ. – Кадыр Курманбекович, как вы оцениваете религиозную ситуацию в стране? – Не только в нашей стране, но и в региональном разрезе видны тенденции реисламизации. То есть простой народ всё больше и больше тяготеет к внешним формам исламской религиозности. Становятся больше востребованными исламские ценности. К сожалению, если посмотреть внимательно, в нашей стране больше присутствует внешняя религиозная атрибутика среди верующих. Это говорит о поверхностном понимании религии, нехватке содержательного наполнения среди простого населения. Таким образом, внимание акцентируется на внешних атрибутах, обрядовой стороне. Такую форму религии больше можно назвать ритуально-обрядовой. Естественно, такая картина свидетельствует о дефиците религиозного просвещения с культурной составляющей, прежде всего на интеллектуальном уровне. Отчасти это опасно для самого общества. Ведь не секрет, когда растёт религиозность, то мы сталкиваемся лишь с внешними формами религии без глубокого понимания самой ее сути. Зачастую поверхностное понимание исламской культуры в духовном проявлении может привести к радикализации. Либо религию начинают использовать в своих меркантильных целях какие-то политические группы. Всё это должно находиться под контролем государства. К большому сожалению, я не вижу государственного подхода в целом. В других странах контроль, как правило, осуществляется через религиозное духовенство. Видите ли, в самом Исламе заложены все механизмы регулирования всех сфер жизни. Пока наше традиционное духовенство больше обращает внимание на религиозно-обрядовую сторону религии, в то время как определённые политические группы могут использовать это в иных целях, даже деструктивных. Процессы должны развиваться по определённой траектории. Необходимо заниматься стратегическим планированием развития религиозной сферы с учётом особенностей нашего общества и политической системы. В целом же текущую ситуацию я бы охарактеризовал как уязвимую, так как отсутствуют идейные духовные лидеры со стратегическим видением. – Почему же за годы независимости так и не сформировалась интеллектуальная исламская элита в стране? – Есть ряд объективных причин. В годы Советской власти и атеизма религия находилась в подполье. После же обретения независимости наше духовенство не смогло артикулировать такие задача. Просто не было стратегического видения. Поэтому в нашем обществе и превалирует религиозно-обрядовая форма отправления духовных потребностей. Для формирования прогрессивной исламской интеллигенции должны быть определённые условия: наличие духовной школы, которой просто не было; отсутствовали религиозные лидеры с качественным образованием. – Согласитесь, что рост религиозности государственных служащих неуклонно растёт. – Да, согласен. – Наряду с этим растёт и уровень коррупции в госструктурах. Выходит, религия тоже не является сдерживающим фактором? – Конечно. Говорить, что религия решает всё, было бы слишком утрированно. Коррупция существует с древности. Здесь больше всё зависит от воспитания, экономических условий. Ислам, конечно же, должен быть не только в обрядах, а в системе этических ценностей. Если таких этических ценностей в человеке нет, а есть просто внешняя ритуальная сторона, то и отношение к религии становится чисто номинальным. К сожалению, но это так. Необходимо воспитывать новое поколение, закладывать правильные ориентиры. – Осенью текущего года в стране состоятся парламентские выборы. Политические силы в погоне за голосами, как показывает практика, не брезгуют использовать различные методы. Будет ли использован религиозный метод одурманивания электората? – Да, только будет не прямое использование, а завуалированное применение исламских лозунгов. Всё-таки Конституция ставит ряд ограничений политическим силам. Поэтому это будет учитываться. Но свою религиозность в период выборов политики начнут подчёркивать особо. Такая религиозность называется ситуативной. К тому же в обществе существует некий синдром усталости от политиков, от партий. Избиратели будут смотреть на персоналии, точнее, на их качества. В том числе такое качество, как религиозность, будет учитываться электоратом. К сожалению, люди пока не научились определять, где просто слова, а где дела. Полагаю, многие политики станут эксплуатировать религиозный фактор, аргументируя это защитой традиций и ценностей. К несчастью, уровень образованности среди населения с каждым годом неуклонно падает. А посему инертное большинство продолжит наступать на те же самые грабли – пойдут за красивыми и красочными обещаниями. Вымывается интеллигенция как класс нашего общества и, соответственно, снижается её роль в общественно-политической жизни страны. В результате люди с базара сразу попадают во власть. Правление олигархата! Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ 30 января 2020 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
15:22 // Интервью
Кадыр МАЛИКОВ: «К сожалению, люди пока не научились определять, где просто слова, а где дела» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |