ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
06 июня 2020, 20:01

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
870 (550)
869 (549)
868 (548)
867 (547)
866 (546)
865 (545)
864 (544)
863 (543)
862 (542)
861 (541)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 20:20
Раздел: Общество

«Искусство феминизма»: 180 лет феминизма через искусство

В последнее время в нашей стране начало усиливаться феминистское движение. Демонстрация за права женщин, где также участвовали представительницы сексуальных меньшинств, а феминале 2019 года в Музее изобразительных искусств в память о 17 женщинах, сгоревших в московской типографии 2016 году, вызывали неоднозначные эмоции у общественности. Так, представление обнаженной натурщицы в музее вызвало у приверженцев традиционных ценностей возмущение. Возможно, из-за отсутствия полных знаний об искусстве феминизма этот выпад, который, может быть, был не совсем успешным, дал этой категории лиц однобокое и искаженное представление о предмете и вызвал неприязнь к нему. Однако искусство феминизма – это гораздо более обширное, глубокое и неоднообразное явление, которое в нашей стране для многих остается пока еще новым, непонятным и неизведанным. Скорее всего, по этому поводу еще долго будут идти непримиримые споры. Объективное отношение к этому виду искусства требует специального обучения и приобретения глубоких познаний.

От суфражисток до Femen, включая Сюзанну Валадон, Розу Бонер и видеооператоров ассоциации Les Muses amusent – все отмечают важность визуального в феминистской борьбе. Недавно выпущенная книга «Искусство феминизма» прослеживает место женщин и их борьбу в графике и в средствах массовой информации.

 Произведение объединявшее 350 работ, изображений и фотографий, было подписано тремя женщинами. Люсинда Гослинг, директор по продажам и исследованиям в лондонской библиотеке Mary Evans Picture Library, много писала о влиянии двух мировых войн на роль женщин. Эми Тобин, профессор Кембриджского университета, написала диссертацию о связи искусства и феминизма. Хилари Робинсон преподает в нескольких университетах по всему миру. Декан школы дизайна Artand в университете Middlesex, она сосредоточила свои исследования на теме феминистской художественной теории.

В «Искусстве феминизма» три британских автора выбрали произведения искусства с предполагаемым феминистским измерением. Работы, которые ставят женщин в центр общества. Эти женщины изображают то же самое общество, ограничивающее роль женщин работой по дому и материнству, и требуют свободы и самоопределения не только тела, но и ума. Книга также дает место для художников из числа меньшинств и лиц, подвергающихся дискриминации в мире искусства за их сексуальную ориентацию, цвет кожи и социальный класс. Кроме Фриды Кало, Ники де Сен-Фаль или Сюзанны Валадон, Л., также были представлены женщины-работницы, странницы, художницы африканского происхождения и индийские женщины против изнасилования.

Показанные в книге картины, плакаты, рисунки и фотографии носят методический характер: три эпохи разделены на четыре главы, каждая из которых показывает фабрику искусства того времени. В ней говорится о том, что искусство феминизма началось в 1850-х годах, на заре современного искусства, о художнице и предшественнице феминизма Розе Бонер. Она носила штаны и короткие мальчишеские волосы и затрагивала в своих работах традиционно «мужские» темы, например, такие, как в картине «Конный рынок». А несколько лет спустя британка Элизабет Томпсон рисовала военные сцены. Книга показывает, что на рубеже 20-го века искусство отражало борьбу женщин за право голосовать, а также то, как женщины участвовали в войне, работали на полях, на фабрике, а в межвоенный период их активную роль в общественной жизни. В книге представлены такие фотографы, как Виван Майер, Дора Маар или Жермен Крулл, которые предлагали новый взгляд за объективом.

Эми Тобин, искусствовед, автор книги говорит об истории искусства феминизма и его значении.

В книге Эми Тобин, специалист по феминистскому искусству в Соединенных Штатах и Великобритании, погружает нас в решающий период эмансипации женщин, который длился с начала 1960-х до 1985 года. При этом приводит единственный пример того, как в 1970-х годах художественные журналы давали не более 5% своих страниц художницам пластического искусства. А основные выставки-ярмарки насчитывали только 14–20% представительниц данной профессии. Этот политический и воинственный период является периодом спроса и освободительного движения женщин, второй феминистской волны, сосредоточенной на правах, связанных с телами женщин, и пересмотре их отношений с мужчинами. Представление женщин в рекламе, кино, музыке было тем более важным. Но чтобы вводить новшества, выходить за рамки критики, нужны были феминистские художники:

«Я хотела показать огромное разнообразие искусства этого периода и прежде всего разнообразие того, что можно представить как феминистское искусство, выходящее за рамки классических примеров», – объясняет Эми Тобин. Затем она начала тщательные поиски, чтобы найти оригинальные материалы. В Европе, в Африке, по всему миру она собирала плакаты, журналы, скульптуры, демонстрации, спектакли, картины.

Работая над книгой, Эми Тобин сделала одно из самых потрясающих открытий: Лала Рух, пакистанскую художницу и активистку, которая умерла в 2017 году. «Я знала эту художницу, но никогда не видела плакаты, которые она создала для феминистского движения в Пакистане в 1970-х годах. Они перекликаются с идеями и иконографией европейского искусства, обращая их к другим политическим вопросам. Я никогда не видела ничего подобного в этом контексте, как этот образ женщины в хиджабе, которая хочет избавиться от цепей угнетения, образ, который контрастирует с западным образом мусульманской женщины», – объясняет историк. Автор также рассказывает о радикальной воинственности многих французских художниц, представленных в музеях, которые способствовали феминизму либо теоретически, либо путем участия в боевых действиях, в частности посредством демонстраций. «Эти действия включали важные визуальные элементы, такие как плакаты и другие объекты, которые шли по улице», – сказала она.

Она добавила, что в 1974 году, в то время, когда видео еще не было очень популярным средством, Дельфина Сейриг основала ассоциацию развлечений Les Muses amusent (Муза развлекается), которая посвятила себя созданию милитаризированного искусства до начала 1980-х годов. «Женщины из ассоциации снимали фильмы не только о жизни женщин, но также затрагивали волнующие темы, такие как проституция», – продолжает объяснять Эми Тобин. Также она привела в пример других художников, которые ассоциируются с изобразительным искусством, например, художницу Леа Люблин, которая жила в Париже в 1970-х годах. «Она много работала с детьми, с чувствами, которые ее волновали, когда она жила в общежитии, показывала предписания и ожидания, которые давят на женщин», – говорит историк.

Эми Тобин задали вопрос: если бы вам предложили сохранить только одну феминистскую работу, то какую работу вы бы выбрали?  Она ответила, что это будет серия портретов Линдера под названием «Она/Она», работа 1981 года, в которой художник играет с собственным изображением, обрезая свое лицо другими изображениями, другими текстурами. Затем она добавила: «Эти портреты много говорят о визуальной культуре, которая нас окружает, о том, как одежда запирает нас в узы, и в которой выбор одежды может быть актом освобождения».

Главная цель искусства феминизма – переосмыслить место женщины в мире.

Феминистское искусство остается сложной концепцией в определении и датировании, оно не существует как движение. «Феминистское искусство зависит от художника и той части феминизма, которую он или она вложил в свою работу, от того, кто на нее смотрит, и от того, как он читает феминизм в своей работе», – объясняет Эми Тобин, профессор Кембриджского университета и автор диссертации о связи между искусством и феминизмом. «Искусство очень важно для феминизма, потому что, как и феминистская политика, его главная цель – переосмыслить место женщины в мире», – добавила она.

Феминистское искусство – это также борьба за видимость и признание женщин-художников. «В 17 веке Артемисия Гентелески, например, была женщиной, которая размышляла о виде и представлении женщин в своих картинах. Но в то время история не воспринимала женщин-художниц. Большинство из них работали под псевдонимами, или их работы оставались анонимными», – сказала Эми Тобин.

По поводу отсутствия женщин-художников другой историк искусства Линда Ночлин, которая оказалась основоположником феминистского искусства, задала вопрос в названии текста «Почему не было великих женщин-художников?». Затем она ответила: «Если трудно самопроизвольно привести в пример великих художниц, это не значит, что они не существовали или никогда не достигали такого же уровня совершенства, как мужчины. Это, прежде всего, потому, что они остались в тени в мире, где доминируют мужчины. Скрытые художницы оставались неизвестными для последующих поколений. Таким образом, коллективное воображение культивирует идею, что женщина не может стать великим художником», – ответила она. 

В конце книги авторы делают вывод, что в эпоху социальных сетей изображение и визуальность никогда до этого не имели такого важного значения. Феминистское искусство играет важную роль в создании нового языка, новой иконографии для представления пола и различий. Феминистское искусство предлагает нам задуматься над вопросом: какой образ мы хотим дать?

Перевела Жылдыз САКИШЕВА
www.tv5monde/com

13 февраля 2020 года

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 2 комментария
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2020 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg