ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 00:11

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 19:35
Раздел: Общество

«Бир куну жооп берет», или «вчерашний борщ». Про основную проблему конституции

– Вчерашний борщ будешь?
– Буду!
– Ну, тогда приходи завтра.

Если бы этот анекдот не существовал раньше, то его следовало придумать специально для художественной передачи основного впечатления от проекта Конституции, который то ли разработан, то ли доработан и переработан Конституционным совещанием и размещён на парламентском сайте kenesh.kg 9 февраля 2021 года.

Если вкратце, проект Конституции не понравился. От слова «вообще». Про «Конституцию наук» и многоголосый ансамбль законодательно-инициативных субъектов мы уже писали. Каша предвидится ещё та. Но главное не в этом. Главное в главном. Которым, как все уже поняли, предлагают сделать президента.

Чтобы не быть голословным, перечислю только некоторые из его функций/полномочий по проекту нового Основного Закона. Итак, Президент Кыргызской Республики:
– является главой государства;
– определяет структуру и состав правительства (Кабинета министров);
– увольняет правительство в целом и его членов в частности, руководителей исполнительных органов власти (ведомства, областные, районные госадминистрации и т.д.);
– формирует администрацию президента;
– формирует и возглавляет Совет безопасности;
– назначает и освобождает Госсекретаря;
– назначает референдумы;
– назначает детского омбудсмена;
– назначает выборы в Жогорку Кенеш;
– назначает выборы в местные кенеши;
– вносит законопроекты в Жогорку Кенеш;
– подписывает принятые законы;
– накладывает вето на принятые законы;
– созывает внеочередные заседания Жогорку Кенеша и определяет его повестку;
– обращается с ежегодными посланиями к парламенту и народу;
– назначает и освобождает судей местных судов;
– назначает председателя Конституционного суда;
– назначает председателя Верховного суда;
– назначает и увольняет/освобождает Генерального прокурора;
– назначает и освобождает заместителей Генерального прокурора;
– назначает и освобождает председателя Счётной палаты;
– везде представляет Кыргызскую Республику, ведёт переговоры и подписывает международные переговоры;
– является Главнокомандующим Вооружёнными силами;
– назначает и увольняет/освобождает высший командный состав Вооружённых сил;
– вводит чрезвычайное положение;
– объявляет всеобщую или частичную мобилизацию;
– объявляет состояние войны и военное положение;
– награждает госнаградами, госпремиями;
– присваивает почётные звания, высшие воинские звания, дипломатические ранги и т.д.; 
– осуществляет (или не осуществляет) помилование;
– осуществляет иные (куда ещё?!) полномочия…

Для тех, кто не потерял терпение и не перестал читать где-нибудь в середине этого далеко не полного списка, напомним, что кроме полномочий есть у президента и некоторые привилегии. Жить в резиденциях, ездить по безлюдным/бестранспортным трассам, дорогам и улицам в сопровождении большой свиты и ещё большей охраны. Летать на персональном самолёте. Есть, пить, лечиться и отдыхать за счёт государственного бюджета. В общем, all inclusive на целых шесть лет. С возможностью пролонгации. Жизнь удалась, как видите…

Другой вопрос, что когда нам «зачёсывали» про преимущества президентского правления, то речь шла про «бир киши жооп берет» (один человек отвечает), а не «бир киши башкара берет» (один человек всем управляет). И где же, спрашивается, ответственность этого всесильного, вездесущего и многофункционального руководителя?

Так в том-то и дело, что именно ответственности президента в проекте Конституции нет. То есть формально она есть, но фактически – отсутствует. Тем, кто не верит, настоятельно советуем самостоятельно прочесть проект Конституции и лично в этом убедиться.

Судите сами. Уволить (читайте: «освободить от должности») можно всех и вся. Премьера (главу Кабинета министров). Министров, губернаторов и акимов. Генпрокурора с замами. Командный состав Вооружённых сил. Председателей Конституционного и Верховного судов и их заместителей. Даже депутатов парламента теперь можно отозвать. Любого, кто не оправдал оказанного доверия и кто не справляется с обязанностями, можно «уйти».

Любого, да не всякого. Потому что по этому проекту президента уволить нельзя. Авторский коллектив возразит, что есть процедура импичмента (статья 73). Согласно которой глава государства может быть отрешён от власти за нарушение Конституции и законов, за незаконное вмешательство в полномочия Жогорку Кенеша и/или деятельность судебной власти. Но в том-то и дело, что в предложенном ими варианте импичмент – это ни разу не про ответственность. Во всяком случае, не про реальную, реализуемую на практике ответственность. Во-первых, что значит формулировка «за незаконное вмешательство» в полномочия парламента и деятельность судебных органов? Зачем президенту вмешиваться в их функции незаконно, если вы ему по Конституции всё разрешили? Он же и так, по вашей версии, и законопроекты инициирует, и законы подписывает, и законы отклоняет, и заседания ЖК созывает, и их повестку лично определяет. Что ещё он может сделать незаконно? Отключить депутатам микрофоны? Или отобрать у них ноутбуки?

А зачем президенту незаконно вмешиваться в деятельность судов, если ваш проект Конституции уже позволяет ему законно назначать/увольнять всех судей местных судов и назначать/увольнять председателей Верховного и Конституционного судов? Что ещё он может сделать вместо судей? Надеть судейскую мантию, рассматривать дела и лично выносить приговоры? Не будет президент незаконно вмешиваться в парламентскую и судебную кухню, потому что вы его и так законно/конституционно в них «вмешали».

Во-вторых, за почти тридцать лет в Кыргызстане трижды свергали президентов и ни разу даже не запустили процедуру импичмента. Повторим, не просто не осуществили, но даже не провели первый её этап – выдвижение обвинения в отношении главы государства. Ни Акаев, ни Бакиев, ни Атамабаев, ни Жээнбеков не подверглись процедуре импичмента. Максимум, на что хватило сил, – лишить одного бывшего президента звания «экс» и юридической неприкосновенности. И то только потому, что к тому моменту он находился в глухой блокаде в своём загородном доме, а его преемник развернул против него весь силовой блок, государственный аппарат и судебные органы.

В Кыргызстане импичмент действующему президенту был практически невозможен и до сих пор. А по предлагаемому проекту Конституции эту невозможность сделали совсем уж железобетонной. Потому что согласно статье 73 проекта решение об отрешении президента от должности Жогорку Кенеш может принять двумя третями голосов после получения заключения Конституционного суда (председатель которого назначается президентом) и заключения Генерального прокурора (который тоже назначается президентом).

В-третьих, даже если парламентарии, конституционные судьи и глава надзорного органа проявят достаточно смелости и принципиальности, чтобы не выслуживаться перед президентом, а поднять вопрос его персональной ответственности, этого всё равно будет мало. Потому что проект Конституции требует, чтобы в заключении главы надзорного органа указывалось на наличие в действиях президента признаков преступления…

А что, если президент не будет совершать преступлений? Но и работать не будет. Кушать, пить, отдыхать, ездить с кортежем и летать на персональном самолёте будет, а эффективно выполнять свои функции не будет. Если людям придётся болеть и голодать, в экономике разразится кризис и т.д., а президент не будет виновен, поскольку он лично ни кого не сбил, ни на кого не напал, ни кому взятку не дал? Как, например, в июле 2020 года. Люди умирают, не получая от государства помощи, а в деятельности президента отсутствуют признаки преступления…

По предлагаемому проекту Конституции для того, чтобы избежать импичмента, президенту будет достаточно шесть лет вовремя приходить на работу и не нарушать лично никаких законов. Главное, что от него требуется, это чтобы в его действиях не было признаков…

Поэтому такой проект Конституции не нравится. От слова «вообще».

Не нравится, что в случае принятия этого проекта единственным способом заставить государство считаться с мнением общества, своевременно и добросовестно исполнять возложенные обязанности станет… очередное свержение президента. Со всеми вытекающими и сопровождающими…

Почему правительство можно отправить в отставку по одному или всем скопом, депутатов парламента можно отозвать, а прокуроров, чиновников, судей и командный состав армии – освобождать от должности, а президента, который всех их назначает, контролирует и возглавляет, нельзя?

Где в этом проекте Конституции процедура отзыва/недоверия/отставки президента? Где его персональная ответственность за все полномочия, которые ему предлагают передать? Где ответственность за экономику, образование, медицину, границы, армию, законы, суды, прокуратуру? За кадровую политику? За вечный кризис и упущенные возможности? За невыполненные обещания и недостигнутые результаты? Где это всё? Быть плохим и неэффективным руководителем – это не преступление. Но кто сказал, что ответственность за некачественное управление должна наступать только после/путём очередной революции? По этому проекту Конституции получается не «бир киши жооп берет» (один человек за всё отвечает), а «бир кїнї жооп берет» (когда-нибудь ответит). Как и прежде. Как всегда. Как при Акаеве, Бакиеве, Атамбаеве и 
Жээнбекове…

Когда, наконец, эти господа из президентского аппарата, парламента и конституционного совещания поймут, что уже не надо «вчерашний борщ»? Надо сегодняшний! Сейчас не справляешься – сейчас и отвечай. Приходи завтра – это не ответ…

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

4 марта 2021 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
19:31 // Общество
Семнадцать повторов «весны»: Про циклы кыргызской политики
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg