№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (907)
→ 27 мая № 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Эдилбек Сарыбаев: «Наши предки, оказывается, являются творцами двух древнейших письменностей человечества...»![]() «Сколько людей, столько и мнений» – говаривал древнеримский комедиограф Теренций. Кто-то видит залог развития Кыргызстана в новой Конституции, кто-то в нынешних рудниках, а кто-то ищет светлую перспективу в глубинах прошлого. В забытых символах и архаических письменах. Сегодня наш собеседник – человек, который призывает вернуть кыргызам утраченное историческое знание, председатель научно-просветительского общества «Кыргыз жер» Эдилбек Сарыбаев. – Эдилбек Азимович, недавно вы сделали открытое обращение к Президенту и Премьер-министру. Что это за обращение и почему адресовано именно этим должностным лицам? – В обращении речь идёт о необходимости создания новой научной школы, связанной с уникальными открытиями Чоюна Омуралиева. Ранее я неоднократно обращался с таким предложением к прежнему руководству страны, но оно даже не удосужилось принять и выслушать, о чем речь. Почему я обратился с письмом к нынешним Президенту и Премьер-министру? Ведь дело касается и духовно-научной, и экономической, и международной жизни страны. Кыргызстану, как государству, сегодня позарез необходимо совершить прорыв в духовное, экономическое будущее. А реализация тех идей, о которых я пишу, способна нам помочь в этом. Считаю, что это даст свой положительный результат в стране и, что не менее важно, выведет на новый уровень взаимоотношения Кыргызстана со странами алтайского ареала, тюркского мира, а также с мировыми державами – Россией и Китаем. – В своём письме вы пишете, что обращаетесь по поручению Акеша Иманова и Чоюна Омуралиева. Почему они не сделали это сами, или вы не предложили им формат коллективного обращения? – В 1994 году в университете корпорации «Кыргыз Жер» создали лабораторию «Теории и философии Единого поля». Для проведения исследований пригласили журналиста Чоюна Омуралиева, пишущего о культурной идентичности кыргызского народа и взбудоражившего общественность страны фундаментальной работой «Теўирчилик» (Тенгрианство) в газете «Асаба», а позднее опубликованной как монография. В своей монографии он задавался вопросом, как быть народу, сначала перепрыгнувшему этап капитализма, а затем пережившему развал социалистического строя, как строить свое будущее? Вывод из ментального тупика он видит в осознании собственных корней, в принятии философии кочевой цивилизации, тенгрианства как естественной данности. Этот труд поднял проблему новых фундаментальных понятий и создал предпосылки для обоснования новой национальной и одновременно общечеловеческой идеи. К сожалению, в те годы наши идеи не нашли воплощения, в том числе из-за отказа вузу в госаттестации и уголовного дела, возбуждённого против меня по политическим мотивам. Однако мы с Чоюном Омуралиевым по сей день продолжаем работу во вновь созданном научно-просветительском обществе «Кыргыз Жер», где он является научным руководителем. Этой весной он уехал в Ташкент, где восстанавливался после болезни у своего сына. С профессором Иссык-Кульского университета, доктором филологических наук Акешем Имановым мы сотрудничаем с 2015 года. Будучи представителем племени тєлєс, аксакал познакомил меня с представителем алтайских тєлєсов – депутатом российской Госдумы Иваном Белековым, который часто приезжает к кыргызским родственникам, а по поручению В. Путина встречался с нашими президентами. В прошлом году Иван Белеков планировал провести в России международный Алтайский форум, который был перенесён на 2021 год в связи с covid-19. Он знаком с произведениями Омуралиева, пригласил его выступить с докладом на Алтайском форуме. По замыслу устроителей, форум будет способствовать укреплению евразийского духовно-культурного пространства и положит начало работе по определению общекультурных ориентиров, вокруг которых могут объединиться не только российские, но и народы других евразийских стран. В конце марта Акеш Иманов был в Бишкеке и обращался к руководству страны с письмом, в котором просил принять его. Хотел рассказать об открытии Чоюном Омуралиевым кыргызско-тюркского прочтения китайской иероглифики и попросить об оказании государственной поддержки его исследованиям. Перед тем как он уехал к себе в Каракол, мы обговорили все вопросы, которые необходимо поставить перед руководством страны. Поэтому я подписал письмо один, но его содержание было заранее согласовано. – Вы пишете, что руническую письменность неверно назвали древнетюркской. Что правильнее было бы именовать её древнекыргызской… – Руническая письменность орхоно-енисейских памятников впервые была дешифрована датским лингвистом В. Томсеном в 1893 году, первое распознанное слово было «тенгри». Он же отметил, что эти надписи относятся к кыргызскому языку. После революции исследование письменности алтайских памятников проводил русский востоковед-тюрколог, академик Малов Сергей Ефимович (1880-1957 гг.). Профессор Акеш Иманов утверждает, что С. Малов в своих исследованиях убедился: орхоно-енисейская руническая письменность по таким характеристикам, как фонетическая система текстов; лексические единицы (слова) текстового материала; грамматическое (морфологическое и синтаксическое) строение, схожа со структурой кыргызского языка. Но по заявлению одного казахского ученого С. Малова вынудили изменить свою точку зрения. Историческая справедливость должна быть восстановлена, считает А. Иманов, в научной литературе нужно указывать, что эта письменность кыргызская. Это не только моральная сторона, но и научная истина. Вещи должны называться своими именами. Продолжение следует. Беседовал Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ 27 мая 2021 г.
|
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
11:07 // Политика
Шерадил БАКТЫГУЛОВ: «Сейчас мы видим, как последние тридцать лет городские кенеши, Жогорку Кенеш формировались по принципу наследственности элит» 10:51 // Интервью
Эдилбек Сарыбаев: «Наши предки, оказывается, являются творцами двух древнейших письменностей человечества...» |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |