ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
17 сентября 2021, 00:52

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
№ 907 (907)
27 мая
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:07
Раздел: Политика

Шерадил БАКТЫГУЛОВ: «Сейчас мы видим, как последние тридцать лет городские кенеши, Жогорку Кенеш формировались по принципу наследственности элит»

Интервью с политическим консультантом, экспертом Шерадилом БАКТЫГУЛОВЫМ.

– Шерадил мырза, как, по-вашему, выглядит политическая ситуация в стране?

– Чтобы понять политическую ситуацию в Кыргызстане, необходимо применить политическую теорию. Лучше всего она сформулирована у американских ученых. Так, в 1956 году американский социолог Чарльз Райт Миллс в свой научной книге «Властвующая элита» пишет, что в США правит олигархическая группа. И шестьдесят лет спустя другой американский профессор Бенджамин Пейдж подтверждает эти же выводы. Далее еще один американский экономист Джозеф Стиглиц перефразировал высказывание Авраама Линкольна об идеале правления. Так вот, чтобы понять политическую конфигурацию в КР, те процессы, которые протекают сегодня, требуется обратиться к исследованиям американских социологов-экономистов. Сейчас мы видим, как последние тридцать лет городские кенеши, Жогорку Кенеш формировались по принципу наследственности элит. То есть это тот вывод, к которому пришли как раз американские учёные. Из расстановки политических сил мы видим, что для нас ничего не изменилось. Кто такие депутаты столичного парламента? Это дети, племянники и прочие родственники олигархических структур.      

– Практически патримониальный способ распределения власти?

– Мне больше нравится американский подход. Они приходят к выводу, что это такой вот древнегреческий подход – плутократический, олигархический. У нас же всё равно присутствует хоть какая-то видимость конкуренции, когда политическая власть отдана в аутсорсинг крупным политическим группам, кто финансирует все избирательные кампании. Речь идёт о формировании системы управления государством наследственными элитами, и там нет простых людей. Посмотрите, кто такой Жаныбек Абиров, например. Его отец находится под уголовным преследованием, связанным со схемами поставок угля на столичную ТЭЦ. Сергей Шин, сын экс-депутата Романа Шин, стал известен широкой общественности по факту избиения милиционера, как писала пресса. Так, демократии в нашей стране никогда не было. Именно это на интуитивном уровне хорошо поняли Садыр Жапаров и Камчыбек Ташиев. Элиты наши – это не лучшие из лучших, а группа лиц, оказавшаяся различными путями у источников распределения ресурсов. Поэтому С. Жапаров и К. Ташиев это поняли, взяв на вооружение националистические лозунги. Сейчас как раз от таких подходов освобождаются – управление страной наследственными элитами. Ротация акимов, отмена выборов в Бишкеке, Оше, Токмаке с этим связаны. Тот миллион избирателей, который поддержал С. Жапарова на выборах, даёт фундамент. Сейчас К. Ташиев и С. Жапаров пользуются достаточно широкой поддержкой.

– Весьма спорный момент, но об этом с вами поговорим в другом интервью.

– Полагаю, С. Жапаров и К. Ташиев понимали, что демократии у нас нет, хотя мы провозгласили себя островком демократии. Всё-таки это был больше такой вот аллегорический образ, к которому необходимо было стремиться. Но людям требуется не демократия, а справедливость – неважно, при каком политическом режиме. Поэтому это нашло отклик у большинства граждан, уставших от бардака и желающих видеть порядок. В принципе это было и обещано. Если устанавливается порядок, то наследственным элитам делать нечего. Мы много раз пытались использовать западную модель демократии. Но надо понимать, что американская модель работает только в американских условиях. Поэтому сейчас мы можем констатировать, что страна находится в зоне транзита от одного режима к другому. А пока мы сидим на двух стульях. С одной стороны по Конституции – Президентская форма; с другой стороны – депутаты Жогорку Кенеша, работающие по старой Конституции. Насколько долго это продлится? Видимо, до выборов депутатского корпуса седьмого созыва. 

– Предстоящие выборы могут стать причиной больших политических катаклизмов?

– Сейчас сложно сказать, так как пока по Конституции утверждено только количество членов депутатского корпуса. А по какому принципу они буду избираться, должны решать депутаты действующего шестого созыва. Будет ли это смешанная система? Пропорциональная? Мажоритарная? До конца июня, думаю, всё решится. Безусловно, по причине пока ещё существующей неопределённости конфликтный потенциал достаточно высокий. Здесь всё будет зависеть от личности Президента КР.

– Выборы в БГК и в Жогорку Кенеш состоятся с довольно коротким временным интервалом. Это, в свою очередь, даёт большую нагрузку на политическую систему…

– Скажу больше: выборы отменили не только в Бишкеке, но и в Оше, Токмоке. Это также крупные города. Выборы в городские кенеши по закону предусматривают срок назначения повторных выборов. Поэтому неопределённость сохраняется. По законодательству, если выборы в местные кенеши совпадают с выборами в Жогорку Кенеш, то их можно объединять. В данном же случае как это будет делаться, по-прежнему неизвестно. Например, в августе тоже могут объявить выборы в Жогорку Кенеш. Дата ведь не определена. По идее, согласно законодательству, в январе этого года должны были состояться парламентские выборы, раз уж они не состоялись в октябре прошлого года. Но этого не произошло. Плюс, вспомните, причиной отмены итогов октябрьских выборов прошлого года служит интересная формулировка, которая не предусмотрена избирательным законодательством – «в связи с политической ситуацией…». Отсюда и само решение ЦИК КР является спорным. Может, в будущем получиться такая же ситуация, как и с декретами Временного Правительства. Сегодня уже говорят, что декреты Временного Правительства не входят в систему нормативно-правовых актов КР, в связи с чем требуется их пересматривать, особенно в части национализации имущества частных лиц.

– История как-то интересно разворачивается.

– Там такие неожиданные повороты. История, конечно, это то, что прошло, но вот подобные повороты, довольно неожиданные и резкие… Президент С. Жапаров пятого мая хорошо выступил с программной речью, в которой он ставит задачи кабмину, парламенту на ближайшие два-три года, видимо. Дальнейшие действия пока не совсем идут в линии с теми заявлениями, сделанным пятого мая. Тогда, напомню, была подписана новая Конституция. Таким образом, как дальше всё пойдёт, нам надо смотреть. Сегодня огромная ответственность возлагается на Президента С. Жапарова. Наша система акимов является старой, и они до сих пор числятся полномочными представителями в областях и районах с усечёнными полномочиями. Куда дальше двигаться? Значит, надо пересматривать их полномочия. Они либо должны подчиняться президенту страны, либо остаться под главой кабмина. Вот эта вертикаль управления пока тоже остаётся под вопросом. Опять же это тот транзит, с которым надо всё решить до конца июня, пока действующий состав парламента не ушёл на каникулы. А то потом они начнут заниматься только выборами. Вот они уже сейчас больше обеспокоены границами избирательных участков, кто и где будет. Понятно, денежный капитал, который традиционно финансировал политические партии, только приветствует введение одномандатных округов. Так, им не надо будет тратиться и платить за прохождение в парламент. Особенно одиозным политикам, которые двух слов не могут связать. Совершенно понятно, им выгодней вложиться в выборы по одномандатному округу, чтобы он сам прошёл или его ставленник. Опять-таки мы внедряем смешанную систему, а вот какие будут полномочия? Как они будут работать? Резюмируя всё сказанное, надо понимать, что сегодня наша страна находится в транзитном периоде. Прогнозировать, в каком ключе всё пойдёт далее, мы пока не можем. Кулуарно обсуждаются от четырёх до пяти возможных вариантов построения системы госуправления. Это и политическое управление, и система местного самоуправления. На каком из вариантов остановятся и какой выберут, на данный момент времени остаётся неизвестно. Нам, в свою очередь, остаётся – не хочу говорить «надеяться» – только подождать, на каком варианте остановят выбор. А это уже станет ясно только в июле или в августе. Необходимо здесь также понимать, что системы местных кенешей новое законодательство не касалось: по партийным спискам, явка, порог прохождения. Если для Жогорку Кенеша порог снизили до трёх процентов, то для городских кенешей семипроцентный порог так и остался. Как дальше заработает такая система, как они начнут друг с другом взаимодействовать, пока тоже остаётся неизвестно. На текущий момент делать какие-либо выводы преждевременно. Нам сейчас надо фиксировать отдельные события, а сама траектория развития не прогнозируема. Отсутствуют чётко определённые сценарии. 

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

27 мая 2021 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2021 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg