Главная, Новости, Газета, RSS, Старая версия

Уроки честного государства
Асылбек БОЛОТБАЕВ

11/01/07 - 16:54

«Где взятки – там в полном развале дела,
где взятки – там  хворь,  и – пропали дела!»
Жусуп Баласагын (XI век)

По данным «Transparency International» на постсоветском пространстве лидером по борьбе с коррупцией названа Эстония, занимающая почетное 24-е место среди 163 стран мира. Она весьма оторвалась даже от самых близких соседей, таких, как Литва и Латвия. Мы же находимся в хвосте рейтинга и занимаем 145-е место. Возник вопрос, почему?
Всемирный банк в 2006 году провел анализ качества госуправления среди 15 стран бывшего СССР. Эстония по таким критериям, как «Гражданское участие и подотчетность», «Эффективность деятельности правительства», «Качество инструментов и институтов регулирования», «Правовое государство» и «Сдерживание коррупции» неизменно занимает первые места. Только по критерию «Политическая стабильность» Эстония занимает 3-е место, уступая Литве и Латвии.

Кыргызстан же по критерию «Гражданское участие и подотчетность» и «Сдерживание коррупции» занимает самое последнее 15-е место в этом рейтинге, а по другим критериям соответственно 11-е, 12-е и 13-е места. По индексу трансформации Bertelsmann Transformation Index называет Эстонию самой успешной из 116 стран с переходной экономикой.

Языком цифр

Площадь Эстонии в 4,4 раза меньше территории Кыргызстана, а население – 1,5 млн. жителей. Сел, в нашем понимании - нет, население проживает на хуторах. Реформы начались с того, что ценой высочайшего напряжения был достигнут сбалансированный бюджет. С целью создания режима наибольшего благоприятствования были введены соответствующие таможенные пошлины отечественным производителям. Внимание было обращено на создание некоррумпированной и независимой полиции. Была введена «плоская» налоговая шкала.

С 1995 года экономический рост Эстонии составляет ежегодно в среднем 6%, а в 2005 году составил около 9%. В результате Эстония лидирует среди стран Центральной и Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций. Экономисты называют Эстонию «Балтийским тигром». ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составляет почти 18 тысяч долларов США. Теперь у эстонцев проблемы: кем заполнить недостаток рабочих рук и на что потратить профицит бюджета. Все это благодаря тому, что в свое время были правильно определены цели, успешно сделаны необходимые преобразования, а общество позволило это сделать.

Эстонский путь, или электронная демократия…

Владимир Тарасов, основатель в середине 1980-х Таллиннской школы менеджеров, отмечая эстонские национальные особенности управления, говорит, что и в советское время эстонец-руководитель был более законопослушен и более самостоятелен, чем русский руководитель. По его мнению, когда наступил капитализм, то эстонцы начали действовать очень просто: заимствовать, зачастую слепо, западные технологии. В итоге, Эстония быстро перестроила общество, без всякого особого эстонского пути – просто и ясно. И поэтому в поколении менеджеров-эстонцев, предпринимателей сегодня особенно преуспели те, кто хоть немного вписался в этот западный план и при этом усвоил лучшее из советской системы.

В 1996 году была запущена программа всеобщей компьютеризации школ «Прыжок тигра». Для этих целей из бюджета страны было выделено 2,54 млн. долларов США. Также были привлечены средства из местных бюджетов и внесены фирмами и частными лицами. За 4 года программа была успешно реализована. Сейчас во всех школах Эстонии бесплатный и скоростной интернет. По уровню компьютеризации школ страна вышла на 1-е место в Европе.

В результате государственные и муниципальные учреждения, а за ними и все остальные фирмы стали стремительно обзаводиться сайтами, и сейчас в Эстонии, можно сказать, нет ни одной организации без своего интернет-сайта. Стремительно развились интернет-платежи, при этом для их популяризации в народе применялись различные льготные схемы, создавались альтернативные способы оформления различных документов через Интернет.

В госорганизациях исчезли очереди, за целый день приходят 5-6 посетителей. Все работа проводится через компьютерную сеть. Нет ни очередей, ни сутолоки, ни потерь времени. Муниципалитет эстонской столицы Таллинна разрабатывает дальнейший план проведения бесплатного интернета в каждый дом.

После реализации проекта «Прыжок Тигра» в 2001 году была запущена программа «Прыжок Тигра Плюс», предназначенная стать инструментом «безостановочного» обучения. Эта программа ставит цель добиться эффективного и привлекательного, ориентированного на ученика обучения, удобного как учителям, так и родителям, многоцелевого использования оборудования и программ.

Эстония стала первым в мире государством, которое провело официальное народное голосование через Интернет. Люди не ходили на избирательные участки. Они голосовали у себя дома, через защищенное соединение отмечали в своих избирательных «бюллетенях» свой выбор и подтверждали его электронной подписью.

Власть

Проводимая в середине 90-х годов кампания по борьбе с привилегиями привела к тому, что у чиновников персональный транспорт практически отсутствует. Используются служебные автомобили без водителя. При необходимости участия в фуршетах и приемах делаются заказы на дежурный транспорт.

Благодаря информационной системе «Электронное правительство» продолжительность еженедельного заседания правительства составляет менее получаса даже в том случае, когда повестка дня включает 15-20 вопросов. Система «Электронное правительство» позволяет в электронном виде собирать и обобщать мнения министерств и ведомств с выделением их позиции или мнения. Предварительно в компьютерной сети проводится тщательная проработка вопроса, затем члены правительства определяют свое отношение электронным голосованием. Переход на эту систему позволил стране менее чем за год сэкономить примерно 192 тысяч евро.

Все решения правительства обязательно публикуются в СМИ в течение 3-х дней. Из-за этого чиновникам приходится постоянно быть готовым к тому, чтобы аргументировать каждое решение перед прессой и общественностью. Кроме того, вся деятельность государственных органов стала доступна каждому жителю страны через электронные информационные системы.

После министров вторые должностные позиции занимают канцлеры министерств (статс-секретари), отбираемые по конкурсу, который проводит Государственная канцелярия Эстонии (у нас конкурсы на такие должности проводит агентство по делам государственной службы. Набор на все высшие и главные госдолжности также проводит Госканцелярия. Количество претендентов достигает иногда сотни человек на одно место. Отбор же на старшие и младшие должности проводятся на основе конкурса самими министерствами.

Честное государство

Парламентом была принята Концепция развития гражданского общества Эстонии в целях объединения усилий власти и общества, исключения отношений, способствующих возникновению коррупции. В 2003 году была образована Комиссия рийгикогу (парламента) по применению Закона о борьбе с коррупцией. Комиссия является хранителем деклараций экономических интересов (доходов) самых высших должностных лиц страны, включая членов парламента, президента страны, членов правительства, судей и др. Эта спецкомиссия проверяет достоверность данных, представленных должностными лицами деклараций экономических интересов. Комиссия информирует как парламент, так и общественность о результативности применения Закона о борьбе с коррупцией, проверяет подозрения в коррупции. При выявлении признаков преступления или административного нарушения комиссия передает материалы следствию.

В 2004 году правительство Эстонии утвердило программу борьбы с коррупцией «Честное государство», которая предусматривает сокращение в ближайшие 3 года на 25% числа случаев коррупции в стране. Стратегия предусматривает освобождение от уголовной ответственности лиц, которые пошли против системы круговой поруки коррупционеров и помогут доказать факт преступления. Стратегия борьбы с коррупцией предполагает также создание по всей Эстонии специализированных рабочих групп, состоящих из следователя и прокурора для расследования возможных случаев коррупции.

Для предотвращения коррупции Министерство юстиции, а в Эстонии именно это ведомство ответственно за стратегию борьбы с коррупцией, считает необходимым усилить аудит местных самоуправлений, перевести декларирование экономических интересов в Интернет, чтобы повысить эффективность контроля этих данных. В соответствии с этой программой создается Госсовет по этике при Госканцелярии правительства, проводится обучение госчиновников вопросам этики.

В борьбе с коррупцией иногда стороны доходят до чрезвычайного накала и противостояния. Недавно премьер-министр Юхан Партс заявил о том, что подает в отставку после того, как парламент выразил недоверие министру юстиции в его правительстве. Конфликт вокруг министра юстиции возник после появления в СМИ данных о том, что министерство разработало программу действий по борьбе с коррупцией, в которой заранее запланировано количество чиновников, подлежащих задержанию по подозрению в коррупции.

Март Лаар, которому удалось в качестве премьер-министра провести в 1992-1994 годах в Эстонии радикальные реформы и вновь стать премьером в 1999-2002 годах, считает, что успех эстонских реформ определялся тем, что они были радикальнее тех, что предлагал МВФ. Неуспех же реформ на постсоветском пространстве, особенно в России, он видит в том, что, во-первых, не велась последовательная очистка от коммунистического прошлого. Во-вторых, вместо того, чтобы сразу сделать главный упор на соблюдении законов, борьбу с коррупцией, криминалом, победило мнение, что пока нужно накопить капитал, поднять экономику, и все само собой устроится. Если с последним доводом трудно не согласиться, то первый аргумент не так уж неоспорим. Однако достигнутые Эстонией успехи, вероятнее всего, подтверждают правильность позиции г-на Лаара, ведь именно так они и поступали.

Сплошная компьютеризация образования и быта граждан позволила коренным образом изменить жизнь эстонского общества. Современные информационные технологии помогли снять бюрократические препоны и упростить процесс общения граждан и государства. Система «Электронного правительства» стала одной из визитных карточек Эстонии, примером того, как далеко продвинулась Эстония в сфере информационных технологий. До этого нигде в мире система работы правительства не была полностью электронной.

За существенный вклад в дело распространения индивидуальной свободы Марту Лаару, главному архитектору эстонских либеральных реформ, превративших Эстонию в одну из наиболее свободных и динамично развивающихся экономик мира, в 2006 году присуждена премия имени нобелевского лауреата Милтона Фридмана и сопровождающие ее 500 тыс. долларов.

Мораль

Пока Кыргызстан не встанет на путь обеспечения прозрачности власти, трудно рассчитывать на сокращение коррупции, продвижение в экономике и улучшение жизни наших граждан. Доступ граждан к информации о деятельности власти, возможность влияния на процесс принятия решений являются основными признаками демократии. Ведь суть любой демократии заключается в способности рядовых граждан контролировать деятельность чиновников.

Для того чтобы обеспечить свободный доступ граждан к информации, имеющейся у госорганов и органов местного самоуправления, должен действовать соответствующий закон. Проект закона о свободе доступа к информации уже разработан с участием представителей власти и гражданского общества. В качестве эксперта мне пришлось участвовать в его разработке с самого начала. Без этого закона заседания органов власти так и будут закрыты для посещения граждан, будут продолжаться бюрократические отписки, а интернет-сайты госорганов, как и сейчас, будут работать для проформы. Этот закон уже принят в Жогорку Кенеше и направлен президенту страны на подпись.

Каждый гражданин в государстве должен иметь право удобно и без лишней волокиты общаться с органами власти. «Народная власть без информации для народа или средств ее получения – лишь пролог к фарсу или трагедии, а может быть, к тому и другому. Знание всегда будет править невежеством, и народ, желающий быть сам себе хозяином, должен вооружиться той силой, которую дает знание». Ну не актуальны ли эти слова, сказанные в 1822 году Джеймсом Мэдисоном – президентом США, для современного Кыргызстана.

Мне несколько раз приходилось встречаться с идеологом продвижения информационной технологии и антикоррупционной политики в Эстонии Иваром Талло. Главными составляющими успеха он считает наличие соответствующей политической воли высшего руководства, законодательную базу, кодексы этики, условия госслужбы, создание особой корпоративной культуры и ответственности, постоянную координацию и, пожалуй, самое главное – активное гражданское общество.

Сопоставляя принятые решения в Эстонии и Кыргызстане, можно прийти к выводу, что и у нас, вроде, многое уже было сделано: и система госслужбы уже имеет свою правовую базу, и комиссии по этике и кодексы были введены, и декларации доходов госслужащих у нас собираются. Но что толку, если проверка заполненных деклараций на реальность и их последующий анализ не проводится, а комиссии не работают. Хотя даже мелкие служащие, близкие к финансовым потокам, владеют состояниями, которые можно приобрести, разве что на их столетнюю заработную плату. Внутренний аудит в учреждениях не развит. Несмотря на систему обязательных конкурсов, на должности назначаются нужные власти люди и т. д. Органы, ответственные за мониторинг в этих вопросах - бездействуют, ограничиваясь сбором статистики.

Политической воли у высшего руководства изменить ситуацию явно недостаточно. Власть разве что заботится об усилении и так значительных своих полномочий. Создается впечатление, что на эти действия толкает и  непосредственное окружение президента, которым эти полномочий нужны для сохранения своего влияния. Гражданское же общество не обладает необходимой силой. Конечно, периодически они выдвигают требования проведения реформ, а вот достаточно профессионально указать направление и последовательность не всегда могут. В Эстонии же, в отличие от нас, все доведено до логического завершения, и результаты реально ощутимы для страны и простых людей.

Аппарат управления страны не может быть громоздким и многозвенным, как сегодня, иногда излишни целые госорганы. При этом трудно понять чиновников, требующих создания все новых министерств и ведомств. Современные государства так уже не работают. Целое ведомство можно заменить небольшим подразделением в аппарате премьер-министра, одним советником или вице-премьером. Госаппарат должен быть рациональным и включать хорошо оплачиваемых профессионалов, ориентированных на честное служение обществу. Это один из факторов сокращения коррупционных рисков.

Как это сделать?

Несколько лет назад было запущено пилотное соглашение между Минфином и Минобразования, позволяющее средства от сокращения численности аппарата самостоятельно направлять на повышение зарплаты оставшимся служащим. Подход оказался правильным, но из-за малочисленности самого аппарата управления этого министерства возможности для сокращения и стимулирования оказались незначительными. Резервы появляются, когда оптимизируется вся система. Тогда и закроются изжившие себя на сегодня структуры и подразделения. При сопоставлении результатов и бюджета, станет очевидным, насколько они нужны и какое количество работников достаточно.

Для повышения оплаты труда руководителей следует использовать часть средств, направляемых на обеспечение служебного транспорта и содержание помещений. В Эстонии, к примеру, для обеспечения деятельности депутату парламента выделяется бюджет, который тот по своему усмотрению может использовать для найма помощников, водителя, оплаты сотового телефона, использования служебного автотранспорта. Поэтому некоторые депутаты в целях экономии предпочитают ездить на такси.

Также министерствам и ведомствам в целях закрепления специалистов и усиления мотивации следовало бы развязать руки для самостоятельного установления более высокой оплаты наиболее важным группам специалистов. В целом же уровень зарплаты в аппаратах управления должен достигать уровня не менее 75% в сравнении с частным сектором без учета выплат.

Стоит отметить, что в развитых странах с высокими рейтингами борьбы с коррупцией коррупционные деяния все-таки есть. Например, выявляются этические нарушения вроде принятия должностным лицом приглашения в ресторан от своего университетского друга, который, оказывается, имеет определенные интересы в участии в тендере на получение подряда. Или уволившийся коллега консультировался на старой службе в интересах третьих лиц. Обнаруживается и наличие родственных связей среди работающих в одной госорганизации, которые могли закрывать глаза на факты финансовых нарушений или соблюдения служебной дисциплины и т. д. Виновные в более крупных коррупционных деяниях обвиняются как преступники и получают соответствующие наказания. Но в этих странах, как правило, нет системной коррупции, преступной пирамиды. Там на работу в таможенную и налоговую службу поступают без взяток, и даже часть вакансий остаются свободными. Должность в офисе президента, премьер-министра или в качестве депутата парламента не служит для прикрытия своего теневого бизнеса. Разница довольно-таки разительная!

Нашей независимости 15 лет. Уже наступил 2007 год. Возникает вопрос, доколе?

Асылбек БОЛОТБАЕВ,
эксперт по госуправлению и госслужбе,
Государственный советник КР III-го класса

eXTReMe Tracker

eXTReMe Tracker