№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Дети должны воспитываться в семьеЧтобы убедиться, что в нашей стране много «лишних» детей, достаточно зайти в любой Детский дом, приют или Дом малютки. Спрашивается, почему все эти дети не находятся в семейной обстановке, хотя бы во временной патронатной семье? Почему дети попадают в резиденциальные учреждения? Причинами помещения ребенка в интернатное учреждение могут быть не только сиротство или социальное сиротство, но и тяжелое материальное положение родителей, лишение родителя свободы, болезнь родителя, а также желание дать ребенку специальное образование (например, музыкальное, художественное или спортивное). В последнее время для многих родителей, особенно сельских жителей, стало нормой «сдавать» ребенка в детские дома на время, на период своего пребывания на заработках в России или Казахстане. Правозащитники, проводящие мониторинг ситуации в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки, выявили многочисленные шокирующие факты, когда родители приобретали справки о недееспособности своих детей и отправляли их в специнтернаты, а сами в это время уезжали на заработки в другую страну. Сколько нас? Согласно данным, предоставленным Результаты мониторинга ситуации в учреждениях для детей, лишенных родительской опеки, проведенного Молодежной правозащитной группой, свидетельствуют о том, что сегодня в государственных учреждениях для детей, лишенных семейного окружения, находятся как биологические сироты (12%), так и социальные сироты (88%). ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР: Мировой и сравнительно небольшой кыргызстанский опыт со всей очевидностью показал: содержание ребенка в интернатном учреждении значительно дороже, чем его содержание в семье. Питер ЭВАНС, доктор социологии и специалист по социальной работе в своем выступлении на Втором форуме ЮНИСЕФ по защите детей, на тему «Создание и реформирование системы ухода за детьми в Центральной Азии, Азербайджане и Турции», прошедшем в мае в Бишкеке привел следующие данные: в Украине государственные затраты на одного ребенка в государственном интернатном учреждении в шесть раз больше, чем затраты на содержание ребенка в семье, в девять раз больше в Молдове, в семь раз больше в Грузии. В соседнем Казахстане расходы бюджета на содержание одного ребенка в детском доме примерно равняются пяти тыс. долларов США в месяц. В нашей же стране, согласно оценке ЮНИСЕФ, общие затраты на содержание одного ребенка в интернатном учреждении составляют около 1 750 долларов США в месяц. Отсюда можно сделать вывод, что сегодня государство выделяет гораздо больше средств на резиденциальные учреждения, чем на поддержку семьи и альтернативные формы семейного окружения. Возникает нелепый перекос: приоритетная поддержка интернатных форм по сравнению с семейными или близкими к семейным провоцирует сегодня семью «сдать» ребенка. Но какие гарантии и какую защиту получает ребенок, попавший в Детский дом? Какое будущее у большинства воспитанников интернатных учреждений? Несмотря на затраты, выделяемые государством резиденциальным учреждениям, государство не владеет точной информацией о подобных организациях. Это вновь подтвердил мониторинг Молодежной правозащитной группы. Например, по данным Министерства образования и науки таких учреждений в нашей стране 52, по информации другого ведомства Министерства юстиции таковых 25. Национальный статистический комитет выдает цифру 82. В результате мониторинга выяснилось, что данные этих учреждений не соответствуют действительности. По мнению независимых мониторов из представленных ведомствами списков два учреждения фактически не существуют; в 16 учреждениях дети не проживают, а только учатся. В 92 учреждениях дети фактически проживают. А из 142 учреждений — семейных Детских домов (приемных семей), действующих на основании Положения о семейных детских домах – таковыми являются только четыре. По 35 учреждениям точной информации еще нет. Для примера мониторы привели Чалдоварскую школу-интернат из Таласской области. По информации отечественного Министерства образования это учреждение значится как школа-интернат для детей-сирот, по данным Национального статистического комитета – школа-интернат общего типа, а у Министерства юстиции сведений по данному учреждению вообще нет. Фактически же в данной школе-интернате отсутствуют биологические сироты, но есть социальные сироты и дети из малоимущих семей. Отсюда можно сделать вывод: в нашей стране нет общей классификации резиденциальных учреждений, у каждого государственного органа свой подход и свое понимание как работать с ними. Также, в Кыргызстане отсутствует государственный банк данных по детям в этих учреждениях, и детей, оставшихся без попечения родителей. Есть ли права у воспитанников детских домов? О нарушениях прав детей и антигуманных условиях в государственных резиденциальных учреждениях было не раз заявлено правозащитными организациями. Но «предложения и рекомендации, содержавшиеся в наших мониторинговых отчетах, к сожалению, так и остаются не выполненными и фактически даже не рассмотренными», – заключила Наталия Утешева, координатор мониторинговой программы Молодежной правозащитной группы, представляя результаты мониторингов на конференции «Кыргызстан: обеспечение опеки и семейного окружения». «Ежегодно все больше и больше детей пополняют контингент различных государственных резиденциальных учреждений, из которых постоянно поступает чудовищная информация: — массовое злоупотребление диагностикой глубокой умственной отсталости; запущенных детишек с легкостью «приговаривают» к пожизненному существованию в состоянии «овоща»; - выделяемые государством средства на питание не эффективно расходуются, во многих государственных резиденциальных учреждениях дети недоедают и жалуются на чувство голода; — не выделяется средств на нужды и потребности детей: одежда, обувь, средства гигиены, средства для эмоционального развития детей; - практика использования неуставных методов наказания (например, помещение детей в психиатрическую больницу, лишение еды, уборка туалетов, подсобных хозяйств, применение физического насилия)». Во время конференции также прозвучала информация о том, что сегодня в нашей стране увеличивается количество детей-инвалидов (с 6 тыс.чел. в 1990 г. до 20,3 тыс.чел. в 2007 г.). По мнению Елены Халитовой, координатора медицинской программы Молодежной правозащитной группы, число детей – инвалидов — воспитанников специнтернатов, неизвестно, но пребывание там этих детей, сродни пожизненному заключению, поскольку тех, кто дожил до совершеннолетия, принудительно помещают навсегда во взрослые психоневрологические интернаты. Суммируя ситуацию в государственных учреждениях для детей, лишенных семейного окружения, волосы дыбом становятся от того, что там происходит сегодня. «Складывается впечатление, что никому не интересно, что там происходит с нашими же детьми» – заключила Н.Утешева. И нельзя не согласиться с Питером Эвансом, которому принадлежит следующая фраза: «Мы обманываем себя, если считаем, что государственные детские (резиденциальные) учреждения – правильное вложение ограниченных государственных средств. Финансировать эти учреждения в странах региона – это значит истощать государственные бюджеты, что вряд ли могут себе позволить страны Центральной Азии». РЕФОРМЫ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ Но как «повернуть» отечественную социальную систему лицом к семье, к ребенку, к восстановительной работе по месту жительства, в социальной среде; как заставить ее заняться детьми, а не их «сортировкой по углам», как сократить число попадания детей в государственные резиденциальные учреждения? «Сделать это, по сути, нетрудно, – ответила Чолпон Калмырзаева, заведующая сектором защиты детей Аппарата Правительства КР. Необходимо наладить в нашей стране работу с семьей. Нужно культивировать семейные устои. Сегодня каждый шестой брак распадается, около 40 родителей ежегодно лишаются родительских прав, 47% семей состоят из одного родителя. Необходимо делать все, чтобы сохранить для ребенка биологическую семью. Во-вторых, важно развивать новые виды услуг для детей и семей, внедрять альтернативные семейные формы. Опека, усыновление, приемная семья и патронатное (фостерное) воспитание экономически и социально более эффективны, чем существующая система воспитания в интернатных учреждениях. Для успеха процесса деинституционализации, которая уже началась в Кыргызстане, необходима поддержка всего общества». «Пропагандируя усыновление, другие формы семейного устройства, тот же партронат, государство не готовит родителей и детей, чтобы они могли адаптироваться друг к другу», – отметила в своем выступлении другой участник Лариса Воробьева, менеджер ОО «Дети Тянь-Шаня» из г. Балыкчи. По ее мнению, одной из самых распространенных причин возврата «пристроенных» детей является то, что люди, желающие взять ребенка в семью, не прошли необходимую подготовку, в том числе и психологическую. «У нас отсутствуют школы приемных родителей, в Кыргызстане пока нет общегосударственных стандартов подготовки приемных родителей. Мы давно убедились, что через специальные курсы нужно обязательно пропускать всех желающих усыновить, принять ребенка в свою семью» – сообщила Л.Воробьева. Несмотря на всю сложность поднимаемых на конференции тем, организаторы встречи пригласили также людей, опыт которых может стать образцом, как для государственных, так и общественных организаций. «Пионером» по внедрению и апробированию системы социального патроната и патронажа уязвимых семей являются Московский и Иссык-Атинский районы Чуйской области в лице Беловодского дошкольного детского дома и Патронатно-адаптационных центров «Умут» и «Сюзен». Вначале поддержку инициативам руководства Беловодского детского дома оказывал ЮНИСЕФ с помощью общественного фонда «Моя семья». Со временем при детском доме был создан Центр приемных семей. Как сообщила директор дома Анна Горохова, ежегодно 20-22 детей, оставшиеся без попечения родителей, возвращаются в семью. В районе есть три фостерные семьи. «Для нас индикатором качества работы является возвращение ребенка в семью, а не на улицу или государственный детский дом», – заключила А.Горохова. По информации представителя ОПСД Иссык-Атинского района Елены Ганиной, патронатно-адаптационные центры «Умут» и «Сюзен» финансируются из бюджета Кантской городской управы. В 2005 году на базе ПАЦ «Умут» был открыт Дом семейного типа «Алтын Уя» на восемь мест для детей, оставшихся без попечения родителей. Дом семейного типа действует на основании договора между Иссык-Атинской районной государственной администрацией и международной организацией «Спасите детей» (Дания). АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ УХОДА В настоящее время, в Иссык-Атинском районе существуют 270 семьей опекунов, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. С каждой опекунской семей работа ведется согласно заранее составленному совместному плану. Для директора другого малокомпактного семейного детского дома «Мээрим булагы» из с. Ак-Булун (Иссык-Кульская область) Гульнары Дегенбаевой индикатором качества работы ее команды служат семеро выпускников детского дома, ставшими сегодня студентами бишкекских вузов, и 58 детей, которые возвращены в семьи. Кстати, за все годы существования детский дом не получил ни копейки помощи от государства. «Даже те пособия, которые обязаны получать такие дети», – резюмировала Г.Дегенбаева. Но несмотря на удачный опыт, по мнению Гайши Ибрагимовой, главы ассоциации «Союз образовательных учреждений», в нашей стране появилась тенденция к снижению числа семейных детских домов. «Причины кроются в несовершенстве национального законодательства, в отсутствии государственного реестра семейных детских домов», — заключила Г.Ибрагимова. Выступления участников конференции, а также демонстрация практического опыта еще раз подтвердили, что даже самое лучшее резиденциальное учреждение не может обеспечить ребенку полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь. Непонимание жизни и реалий окружающего, трудности в общении там, где оно должно быть свободным, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы – вот далеко не полный перечень проблем, с которыми ребенок-сирота выходит из резиденциального учреждения в большой мир по достижении совершеннолетия. Известно также, что выпускники сиротских учреждений сталкиваются с серьезными проблемами при создании собственной семьи, их дети зачастую тоже становятся сиротами…Избежать этих проблем человек сможет только, если он получит опыт жизни и воспитания в СЕМЬЕ. Самое главное для всех нас – это постараться помочь ребенку сохранить родную семью. Если же это невозможно, то найти ему семью замещающую, опираясь на принципы, прописанные в Конвенции ООН о правах ребенка. В первую очередь на тот, что «любые меры, предпринимаемые для защиты ребенка, должны руководствоваться его благом». И ни чем иным. Сеть НКО по защите прав и продвижению интересов детей Елена ВОРОНИНА 5 ноября 2009 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
19:03 // Политика
Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям: Фабрика нацпроектов и/или протоправительство? |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |