ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 12:54

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 18:26
Раздел: Интервью

Мирослав НИЯЗОВ: «ФОРМУЛА ВЛАСТИ – ДОВЕРИЕ НАРОДА!»

Доктрина государственной безопасности является, как известно, «сердцевиной» жизнедеятельности любой страны. Она в значительной степени определяет стабильность, а следовательно, развитие самого государства и общества. О степени готовности к современным императивам, о потенциальных угрозах, о сепаратизме, политической коньюктуре и многом другом поведал в интервью газете экс-секретарь Совета безопасности, генерал-майор госбезопасности Мирослав НИЯЗОВ.

— Мирослав Джумабекович, как вы полагаете, есть ли в Кыргызской Республике система государственной безопасности?

— Это очень актуальный вопрос. Скажем, есть пограничная, продовольственная, экологическая, эпизоотическая, санитарная, медицинская безопасность и т. п. Поэтому безопасность – это очень ёмкое понятие. Любое государство решает две важные задачи: удовлетворение потребностей населения; обеспечение безопасности территории и общества. Это две важнейшие задачи, которые любое государство должно решать. Если посмотреть на Кыргызстан, то мы, к большому сожалению, ни одну из этих задач не решили. «Политический романтизм», охвативший нас в начале 90-х годов — в таком состоянии мы пытались решать задачи, путём обещаний, различных прожектов строить чуть ли не Японию, вторую Швейцарию. Но это всё связано с отсутствием опыта и навыков государственного строительства. Отсутствие традиции государственности в Кыргызстане привело к тому, что мы больше находились в состоянии эйфории, нежели занимались государственным строительством. И сегодня можно с полным основанием сказать, что в Кыргызстане напрочь отсутствует система национальной безопасности или, будем говорить, система государственной безопасности.

Если касаться экономической стороны, то Кыргызстан занимает последнее место буквально по всем социально-экономическим показателям среди стран СНГ, а по многим другим показателям является аутсайдером в мировом рейтинге. И если мы скажем, что Кыргызстан является одной из отсталых стран мира, то не ошибёмся. У нас нет собственной продовольственной безопасности, мы полностью зависим от внешних рынков. Мы говорим о независимости, но на самом деле экономическая зависимость страны ставит нас в крайне унизительное положение. Мы не можем принимать уже самостоятельных решений. Только одной растительной продукции мы завозим на сумму 120 млн. долларов. Сами мы ничего не можем производить, хотя обязаны это делать. Кыргызстан входит в двадцатку наиболее обеспеченных водными ресурсами стран мира — 47 млрд. кубометров ежегодных возобновляемых ресурсов. Мы имеем 1 млн. 300 тысяч гектаров пахотных земель. Имея такие ресурсы, мы не можем обеспечить себя необходимой сельхозпродукцией. Сейчас 100 тысяч тонн сахара завозится извне; на 33-34 млн. долларов в страну завозится винно-водочная продукция; импортируется около 50 тысяч тонн мяса; свыше 50 тысяч тонн яблок; поставляется до 500 тысяч тонн зерновых. То есть о продовольственной безопасности мы не можем говорить, хотя каждая страна в первую очередь должна решать такие вопросы.

Кыргызстан, имея огромные ресурсы, не в состоянии обеспечить поливной водой даже своих фермеров, ввиду отсутствия программы водного регионального обеспечения. А если такая программа и существует, то только по форме, а по содержанию она отсутствует. В наших недрах содержится 30 млрд. тонн запасов угля, а мы ежегодно завозим из Казахстана около 1 млн. тонн угля. У нас сегодня абсолютно отсутствует топливно-энергетическая безопасность. Мы вырабатываем такое количество электроэнергии, которое вдвое превышает наши внутренние потребности, а сидим при этом без света. Нам необходимо строить теплоэлектростанцию на Кара-Кече, чтобы восполнить дефицит электроэнергии в осенне-зимний период, вторую ТЭЦ, так как действующая ТЭЦ в столице была построена ещё при Советской власти. Тогда население города составляло 500 тысяч, а сейчас около 1 млн. человек. Это пятая часть населения Кыргызстана. И любая катастрофа угрожает оставить город без воды, тепла и заморозить всю систему. Раньше в Кыргызстане была хорошо развита животноводческая отрасль, и сейчас многие живут за ее счёт, для многих она является единственным источником дохода. Но давайте посмотрим на эпизоотическое состояние в республике. Сегодня свирепствуют такие заболевания, как сибирская язва, ящур, эхинококк, бруцеллез. Если в мире существует порог, когда на 100 тысяч приходится пять больных бруцеллезом, то у нас этот показатель составляет, например, в Нарынской области 181 человек, а в Иссык-Кульской — 143 человека. Поэтому каждый наш гражданин является потенциальной жертвой заражения такой болезнью. Это говорит об одном — у нас нет эпизоотической безопасности.

— Насколько военная доктрина Кыргызской Республики адекватна современным требованиям безопасности при условии наличия последней в системе государственной идеологии безопасности и госуправления?

— Сегодня в Кыргызстане сохранилась военная инфраструктура ещё со времён Союза. Но здесь нужно учитывать, что в советское время военное строительство велось с учётом вероятной угрозы со стороны Китая. Современное положение дел принципиально отличается. С Китаем и Казахстаном мы провели делимитацию государственной границы. Но у нас нет делимитации границ на юге республики. К тому же Ферганская долина является очень опасным очагом напряжённости. Это наиболее перенаселённая часть региона. Там имеется острый дефицит земли, воды, социальная необустроенность людей, терроризм и экстремизм. Одним словом, всё то, что является источником социального взрыва. И если мы хотим сохранить территориальную целостность, то должны понять, что источником угрозы сегодня является Ферганская долина. Поэтому войска должны быть передислоцированы, а военная стратегия направлена на то, чтобы не допустить вероятное нарушение территориальной целостности. И не видеть эту угрозу может только политический слепец. Наше военное строительство велось по-варварски: с самого начала поспешно распродавалась военная техника; разворовывалось военное имущество. И сегодня говорить о том, что мы успешно можем защищать территориальную целостность, я бы не осмелился.

— С какими потенциальными угрозами может столкнуться наша республика в ближайшей перспективе?

— Это угроза топливно-энергетической, продовольственной безопасности, нерешённость пограничных вопросов, водно-земельные споры. Всё в совокупности представляет собой угрозы. И они могут обрести системообразующий характер. В этом случае социальный взрыв в стране неизбежен.

— Насколько сильны сепаратистские настроения в нашей республике? В какой территориальной зоне они концентрируются, возможно ли локализовать их пределами данной зоны?

— Если в любой стране власти не способны решать подлинные задачи защиты населения, если власть не пользуется доверием у народа, если она коррумпирована, то в этом случае радикальные оппозиционные силы, в том числе и экстремистские вооруженные формирования, начинают пользоваться доверием населения. И речь идёт не только о нашей стране. Это формула жизни государства. Власть должна формировать доверие к народу. И если этого доверия нет, то она не способна избежать того, что оппозиционные, в том числе и радикальные силы, могут «поднять голову» и более решительно влиять на политическую составляющую страны. Рано или поздно с этими силами придётся считаться. И никуда от этого мы не денемся. Речь здесь может идти не только о сепаратизме, здесь буквально всеохватывающая социальная напряжённость.

— Учитывая состояние внутренних ресурсов, сможет ли наша республика оперативно мобилизоваться и отреагировать на потенциальные угрозы?

— Если говорить об экономических ресурсах, то у нас их предостаточно для того, чтобы последовательно и постепенно идти по пути создания независимой экономической ситуации в стране. Как государство, мы обязаны это сделать. Внутренние ресурсы мы должны направить на то, чтобы в разумной степени автономизировать топливно-энергетическую систему, т.е. создать собственные электрические сети, построить железнодорожные коммуникации. В первую очередь мы должны соединиться с югом страны. Это не только экономические интересы, но и интересы безопасности государства. Мы должны просто исходить из того, что у нас на юге содержится несколько миллиардов тонн коксующегося угля, около 10 миллиардов железной руды в верховьях Нарына. Мы можем производить свой металл. Также у нас есть большие запасы стройматериалов. Мы должны понять, что живём в прекрасной стране, которую Бог наделил буквально всем. И если у нас не хватает каких-то углеводородов, то восполнить этот недостаток можно достаточно эффективно за счёт других источников — угля, электроэнергии. Государство должно максимально использовать собственные ресурсы для собственных нужд и меньше всего попадать в прямую зависимость от других государств, так как внешняя экономическая зависимость всегда ставит страну в унизительное состояние при том, что у нас предостаточно своих ресурсов.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

5 ноября 2009 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
19:03 // Политика
Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям: Фабрика нацпроектов и/или протоправительство?
18:19 // Общество
ДОСТОЙНЫЙ СЫН КЫРГЫЗСТАНА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg