ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 08:46

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 16:15
Раздел: Политика

МЫ СЕЙЧАС ЖИВЕМ НА ВУЛКАНЕ, ИЛИ О ПОЛЬЗЕ КОНФЛИКТ-ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

МЫ СЕЙЧАС ЖИВЕМ НА ВУЛКАНЕ, ИЛИ О ПОЛЬЗЕ КОНФЛИКТ-ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Уже два года в Кыргызстане действует новая Конституция, работает новый созыв парламента, избранный на демократической основе. В беседе с корреспондентом «ОР» итоги развития страны и парламентаризма подводит профессор Зайнидин КУРМАНОВ.

 – Зайнидин Карпекович, скажите, пожалуйста, оправдались ли первые надежды кыргызстанцев на то, что парламентарная форма правления приживется у нас и даст положительные сдвиги для развития страны?

 – Китайцы сказали бы, что прошло слишком мало времени, чтобы давать какие-то оценки. Для них и 200 лет – это всего лишь миг… Но становится очевидно, что переход к новой форме правления надо тщательно готовить. Надо готовиться к тому, чтобы парламент научился управлять, управлять этим процессом. Это значит, что надо систематически работать над ошибками в ходе выполнения своего домашнего задания. И тогда можно будет достичь невероятного, например, стать за относительно небольшой срок «центрально-азиатским тигром»… И этому есть множество примеров из мировой практики.

 – Например?

 – Ну, 30-40 лет тому назад к мировой периферии относились Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, КНР, Чили… Если очень коротко и понятно, то к власти пришли толковые политики и менеджеры, которые, не жалея живота своего, вытащили свои страны из нищеты. Главное, они сделали ставку на развитие человеческого капитала. Под ним понимается интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Исходя из этого, определили цели и задачи развития, правильно определили приоритеты, ценности, расставили кадры, систематически устраняли недостатки и вводили лучший опыт. На последнее хотел бы обратить особое внимание. Когда Ататюрк проводил реформы, переводил свою страну на европейские стандарты, у него было немало оппонентов, которые говорили, что туркам это не нужно. Отвечая им, турецкий лидер делал акцент на изучение и внедрение лучшего опыта, ибо это помогло европейцам стать развитой нацией. Лучшего опыта – ибо у европейского опыта есть и плохие стороны, которым учиться не следует. Плохому мы быстро научились, а хорошему учиться не хотим, буксуем.

 – Что вы имеете в виду?

 – В развитии парламентаризма в Кыргызстане произошел большой прогресс. За 20 лет независимости мы прошли путь длиной в несколько тысяч лет. Но успех этот был бы более ощутимым и эффективным, если бы политики, эксперты, гражданское общество работали над ошибками и были более чувствительны к нововведениям. Жогорку Кенеш принял великолепный регламент, где с помощью отечественных экспертов удалось точно прописать все механизмы и процедуры принятия решений. Сейчас он работает в том режиме, в котором работают все парламенты мира. Все очень похоже на оригинал, но присмотришься повнимательней – что-то не хватает. Потому что на практике эти механизмы и процедуры не соблюдаются или не оттачиваются, игнорируются. А бывает и вообще отменяются.

 – Вы можете привести какие-то конкретные примеры? Где Жогорку Кенеш часто выпадает?

 – Пожалуйста. В последнее время возрастает значение не просто знаний, а роль методологий, экспертиз, с помощью которых можно эффективно решать стоящие проблемы. Мы все знаем плюсы и минусы нашей жизни, но не знаем, как эти минусы превратить в плюсы. Этим и занимается методология. Например, в 2010 г. была принята новая Конституция республики без сопутствующего научного анализа. Повезли в Венецианскую комиссию, те нас похвалили и похлопали по плечу. А теперь воочию видно, что эта модель недостаточно адаптирована к нашим условиям. Снова начался процесс передела властных полномочий.

 Поверьте, мне тоже приходилось работать с экспертами из Венецианской комиссии и доказывать их правоту или неправоту по тем или иным вопросам. И наши аргументы и доказательства принимались. Поверьте, они не боги, которые никогда не ошибаются, а простые люди, которым ничто человеческое не чуждо. Они нацелены на достижение высоких стандартов, но порой забывают то, «что для немца хорошо, для русского – смерть». Поэтому мы должны быть очень разборчивы, ибо современный путь развития пришел к нам извне и без достаточного философского осмысления, что и приводит нашу страну к периодическим потрясениям и кризисам. Представьте себе: за 20 лет у нас было две революции, 9 раз меняли Конституцию, 4 раза – президента, 24 раза – правительство, поменяли 6 созывов парламента, из которых три распущены досрочно, поменяли 15 министров иностранных дел, 15 министров внутренних дел, приняли тысячи концепций и стратегий и т.д. А успехов в экономике нет. Нет потому, что очень высок уровень политической нестабильности. Следовательно, к нам не придут инвестиции (они все время в пути, никак доехать не могут). В таких условиях трудно вести дела, строить долгосрочные планы. Помножьте все это еще и на нашу беспечность и безалаберность.

 Кыргызстан сейчас переживает переход к новой цивилизации. И в этом особенность нашего развития. В стране идут не просто реформы, а идет смена цивилизации. Под влиянием глобализации размывается и утрачивается традиционная и советская идентичность. Происходит деформация национального сознания. Падает духовность, идет смена культур. Имеющийся научный и культурный потенциал недостаточно задействован. Мы переживаем полосу «бескультурности». В политику и жизнь приходят представители нового поколения. Культурный разрыв между поколениями растет. Все это свидетельствует о том, что наша жизнь будет неспокойной и не будет устлана розами, если мы не будем работать над собой.

 – То есть в нынешних условиях трансформации общества возрастает угроза конфликтогенности, кризисов?

 – Да, мы сейчас живем на вулкане и должны быть готовы упреждать стихию.

 – А что такое конфликт, как с ним бороться? Кыргызстан захлестнули митинги, демонстрации. Каждый день идут какие-то акции то возмущенных, то несогласных... Прошло уже два года после апрельских событий, а стабильности как не было, так и нет.

 – С конфликтами не надо бороться. С конфликтами надо работать, ибо конфликт – основанное на противоречиях столкновение сторон. Это одна из форм человеческого взаимодействия, в основе которого лежат различного рода реальные и иллюзорные, объективные и субъективные противоречия между людьми с попытками их разрешения на фоне проявления эмоций. Причиной возникновения конфликтов могут быть насущные потребности, распределение ресурсов, различия в восприятии, целях, психологические потребности, плохие коммуникации, различия в ценностях и т.д. Конфликты возникают также из-за того, что сконструированная модель политической системы недостаточно открыта к внешним и внутренним вызовам, а государство работает на бюрократию или принимает неадекватные решения, которые мало кого удовлетворяют.

– И как же надо работать с конфликтами?

– Важно правильно диагностировать конфликт, выявить его источники, причины, природу, историю, определить стороны конфликта, отношение сторон к нему, взаимоотношения и позиции сторон. Есть разные способы: например, переговоры, посредничество, арбитраж и даже применение силы. Можно работать вокруг конфликта, работать в конфликте или работать с конфликтом. Работа в конфликте осуществляется по принципу «не причини вред». Работа с конфликтом предполагает построение мира, разрешение конфликта, примирение. Работа с конфликтом может идти через предоставление гуманитарной помощи, предотвращение конфликта, развитие мира.

– Может ли это иметь отношение к парламенту в целом и в законотворческой деятельности, в частности?

– Самое непосредственное. Ведь у Жогорку Кенеша сейчас очень много полномочий, следовательно, и ответственности стало больше. В этой связи становится необходимым внедрение нового вида экспертизы – конфликт-чувствительной, позволяющей понимать контекст, в котором работает парламент или другие организации, понимать взаимодействие между принимаемыми решениями и контекстом, действовать в рамках понимания данного взаимодействия (избегать негативного воздействия, максимизировать негативное влияние). Иными словами, Жогорку Кенеш не должен допускать решений, которые приводят к конфликту.

 – По-моему, вся работа Жогорку Кенеша это сплошной конфликт.

 – Вы абсолютно правы. И не только. В Конституции, будем считать, по ошибке или недоразумению, была заложена самая нестабильная модель парламента. Она называется в политологии доминирующей и часто приводит к правительственным кризисам. Классический пример такого парламента – итальянский. В Италии правительство тоже меняется очень часто, т.к. в парламенте правит много фракций, которые беспрестанно борются за власть. Но итальянские депутаты, как и многие другие, демонстрируют высокий уровень политической культуры. Оппонируют друг другу только в зале заседаний, а в жизни они обычные люди. Лучший друг У. Черчилля был его самым жестким оппонентом в английском парламенте. После дебатов они снова превращались в друзей и дружили семьями. У нас же мы видим торжество большевистской политической культуры. Депутаты рубятся насмерть и во время работы, и после нее, и это очень страшно для судеб страны. 

 А теперь приведу примеры из законотворческой практики. Стоило оппозиции, которая, уверен, любит свою родину не меньше правящего большинства, поднять вопрос о национализации Кумтора, как тут же наши акции обесценились на 300 млн. долларов США. Или вот другой пример: Закон КР «О запрете игорной деятельности в КР» от 1 ноября 2011 г. Какие конфликты он вызвал? 5400 чел. остались без работы, что привело к росту социальной напряженности и эмиграции людей за границу. Бюджету был нанесен ущерб в 500 млн. сомов. Были нарушены права владельцев казино, вырос теневой оборот рынка, потеряны вклады в экономику, т.к. функционирование игорных заведений положительно влияло на развитие инфраструктуры (дороги, связь, строительство, транспорт и т.д.). И все это происходит в стране, которая испытывает огромный дефицит средств и инвестиций, где население стонет от безработицы и нищеты.

Правительство тоже старается посеять конфликты. 10 мая 2012 г. оно приняло постановление «О некоторых мерах по регулированию передвижения большегрузных автотранспортных средств по автомобильным дорогам внутри КР». Что мы получили в результате? Конфликты, связанные с запретом на предпринимательскую деятельность, митинги и перекрытие дорог, дефицит и повышение цен на некоторые виды товаров.

 – Но что-то надо же делать, наводить порядок? В чем опасность таких конфликтов?

 – Наводите, ради Бога. Но ведь есть иные бесконфликтные пути решения. Вот конфликт-чувствительная экспертиза и помогает решать те или иные проблемы с учетом возможных последствий. Это очень важно для такой страны, как Кыргызстан. В реальности мы имеем сейчас слабое государство и слабое законодательство, где любая ошибка, конфликт, кризис может привести к непредсказуемым последствиям. И мы сами этому были уже не раз свидетелем.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

22 ноября 2012 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
16:15 // Политика
МЫ СЕЙЧАС ЖИВЕМ НА ВУЛКАНЕ, ИЛИ О ПОЛЬЗЕ КОНФЛИКТ-ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
16:05 // Общество
Дайджест кыргызскоязычных СМИ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg