ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
30 марта 2024, 12:40

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 12:58
Раздел: Политика

КЫРГЫЗСТАН – РОССИЯ: СМЕНА ПАРАДИГМ?

КЫРГЫЗСТАН – РОССИЯ: СМЕНА ПАРАДИГМ?

Журналисты как-то cпросили футурологов: какие наиболее важные события произойдут в 21 веке? Они ответили так: ожидается, что будет создано мировое правительство и начнется космическое освоение соседних с Землей планет. Эти и другие идеи, тенденции должны учитываться при оценке и характеристике развития мировой политики и международных отношений, интеграционных процессов между странами. Надо быть готовыми к самым невероятным сценариям развития, объединения или распада, могущим произойти в условиях глобализации. Сейчас трудно, например, поверить в прогнозы футурологов, что в скором будущем из общего употребления могут исчезнуть такие языки, как французский, немецкий, японский… по причине депопуляции населения и бурного развития английского и китайского языков. Или как отразится нехватка питьевой воды на мировых миграционных процессов? Ведь незнание этих и других особенностей, которые несет с собой будущее, может поставить крест на многих международных проектах.

Последние 200 лет стали эпохой разительных перемен для традиционного Кыргызстана, где даже за тысячелетия не происходило каких-либо существенных изменений. В мировой политике доминирующей была тенденция, отвергающая возможность сближения между Западом и Востоком, выраженная в стихах британского писателя Р. Киплинга: «О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут…».

Кыргызы стали одним из этносов, которые поставили под сомнение этот универсальный, казалось бы, тезис. В середине 19 в. завершилась, если можно так выразиться, «дискуссия» о возможном векторе развития, движения или ориентации кыргызов. Из восточного, юго-западного и северо-западного направлений было выбрано северо-западное – Россия. Это было очень нестандартное для того времени решение, которое в целом положительно сказалось на развитии страны и судьбе кыргызского народа. Кыргызстан (территория получила свое нынешнее название в 15 в.) был включен в состав России. С началом этого политического процесса кыргызы стали впервые вовлекаться в орбиту европейской цивилизации и модернизации, которая продолжается и поныне.

В 1924 г., когда в СССР проводилось национально-территориальное размежевание Средней Азии, кыргызские политические элиты снова сделали нестандартный выбор, ратуя за вхождение автономной киргизской области (КАО) в состав РСФСР, с которой у нее не было общих границ, отказавшись от патроната Узбекистана или Казахстана. Родственникам и единоверцам кыргызы предпочли россиян и тоже выиграли и стратегически, и тактически. Россия за короткие сроки помогла кыргызам создать основы национальной государственности, современной экономики и культуры.

С развалом СССР и обретением государственной независимости наступил новый этап в отношениях Кыргызстана и России, который нельзя оценить однозначно. В этих отношениях были и взлеты, и падения, были и многочисленные зигзаги, связанные с неопределенностью путей выхода из наступившего кризиса и необходимостью выбора внешнеполитических векторов.

С обретением государственной независимости Кыргызстан в настоящее время переживает этап западноевропейской, или т.н. либерально-демократической модернизации. Таким образом, за последние 150 лет кыргызский народ переживает уже четвертую по счету модернизацию. Первую – феодальную, кыргызы переживали в составе Кокандского ханства, когда реконструировали феодальные отношения, которые были некогда утрачены в борьбе за независимость с монгольскими завоевателями. Вторую модернизацию – капиталистическую – народ переживал с вхождением в состав Российской империи. Третью – советскую – прошли после победы большевиков. И последнюю, четвертую – либерально-демократическую модернизацию Кыргызстан переживает в настоящее время, строя по западным матрицам правовое демократическое государство с рыночной экономикой. Причем, три последние модернизации были навязаны государству извне.

В годы независимости Кыргызстан не смог полноценно реализовать себя и свой потенциал в международных отношениях по ряду причин:
а) сильного влияния советского наследия;
б) нерешенности проблемы выбора внешнего вектора (Россия, Евросоюз, США, Китай, Турция);
в) отсутствия собственных планов, приоритетов во внешнем развитии;
г) ввиду того, что сложилось несостоятельное и недееспособное государство постсоветского типа;
д) общей деградации государства, природных и людских ресурсов и т.д.

В условиях глобализации ошибочно проводить однополярную политику. В мировом масштабе однополярный мир никого не устраивает. Потому что это своеобразная форма диктатуры. Однополярная политика есть наследие двухполюсного мира, разделенного на сторонников СССР и США. Споров не вызывают только одновекторность или действительная многовекторность. И здесь есть над чем поразмыслить, ибо, чтобы вывести страну из затянувшегося кризиса, у правящих групп есть множество альтернатив. Причина многовекторной политики Кыргызстана не только в самой стране или ее элитах. Во многом она является следствием недостаточной роли России в сдерживании других сверхдержав, борющихся за влияние в Центральной Азии, в связи с чем у Кыргызстана возникает дополнительная необходимость ориентации на другие страны и миры. Смена векторов внешней зависимости рассматривается правящими элитами и как способ выйти из сложившегося кризиса. Так было в постсоциалистических странах Восточной Европы (Польша, Венгрия, Румыния, ГДР и т.д.), где произошла смена ориентации с Москвы на Брюссель и Вашингтон. В поисках новой парадигмы находятся многие страны СНГ, в т.ч. и Кыргызстан.

Во внешней политике независимого Кыргызстана образовалось несколько существенных векторов, которые необходимо учитывать: Кыргызстан – Россия и СНГ, Кыргызстан – Большой Китай, Кыргызстан – США, Кыргызстан – Евросоюз, Кыргызстан – исламский мир, Кыргызстан – тюркский мир. Но из этого общего числа важных векторов Кыргызстан во внешней политике до настоящего времени преимущественно зациклен лишь на трех странах: России, Китае и США, что является ее недостатком. Это свидетельство того, что внешняя политика страны все еще недостаточно многовекторна, и надо обратить внимание на углубление отношений с другими странами региона и мира (Турция, Индия, Япония, Южная Корея, Иран). Все внешнеполитические импульсы, получаемые Кыргызстаном, за исключением Китая, подкреплены культурной и идеологической близостью. Это затрудняет выбор между полюсами интеграции, тем более – движение в сторону какого-то одного полюса.

А как же относится к Кыргызстану Россия? Было время, когда Кыргызстан стал не нужен обычной России, распадающейся России, быстро терявшей статус мировой сверхдержавы.

Великой же России Кыргызстан нужен. Вынужденный интерес к Кыргызской Республике у России пробудился с момента открытия американской авиабазы в аэропорту «Манас», который является для великой страны раздражающим фактором. Результатом этого интереса стало открытие российской авиабазы в Канте.

Интересен Кыргызстан становится и в контексте новой стратегической Евразийской инициативы России, Таможенного союза.

Интересен также с точки зрения запасов питьевой воды, которая является источником жизни. Из всех мировых водных запасов питьевая вода составляет лишь 3%. В России сейчас сосредоточено до 25% мировых запасов питьевой воды, Амазонка с рукавами составляет 20%. Кыргызстан с ледниками и реками занимает в СНГ третье место после России и Таджикистана. На территории республики насчитывается более 8 тысяч различных ледников, в которых «законсервировано» 650 кубических километров пресной воды. По данным ООН, на начало 2000-х годов более 1,2 млрд. человек живет в условиях постоянного дефицита пресной воды, около 2 млрд. страдают от него регулярно. К середине ХXI в. численность живущих при постоянной нехватке воды превысит 4 млрд. человек. В такой ситуации некоторые эксперты говорят о том, что главное преимущество России на долгосрочную перспективу – водные ресурсы, а производство водоемкой продукции может стать доминирующим направлением развития как российской, так и кыргызской и таджикской экономики. 

Две «революции» в Кыргызстане открывают окно возможностей для комплексного решения проблемы выбора оптимального вектора зависимости, для работы над собственными ошибками, а также для создания новых форматов во внешней политике, которые будут отвечать национальным интересам. 

Внешнеполитические приоритеты Кыргызстана должны быть, помимо внешней торговли, четко увязаны с остальными приоритетами: развитием, безопасностью, культурой и демонстрировать притягательные стандарты. Посмотрим на СНГ, где лидерство принадлежит России. Преимущества этого вектора – пока еще единое культурно-цивилизационное пространство, приемлемый формат безопасности (ОДКБ, ШОС), инфраструктура интеграции (ЕврАзЭС, ТС). Россия – это также часть тюркского мира (Татарстан, Башкортостан, Саха, Горный Алтай, Тува, Хакассия, Северный Кавказ), что делает ее для Кыргызстана и других тюркских республик СНГ еще ближе и привлекательнее. Недостатки России – относительно невысокие стандарты развития (сырьевая экономика) и политические стандарты (авторитаризм). Регион очень важен и необходим для великой России. Однако ее проекты, по мнению экспертов, отражают преимущественно текущие задачи российского бизнеса, но не стратегические интересы Российского государства. Претендент на локомотив интеграции должен быть лидером по типу Германии в Евросоюзе. Россия сейчас бесспорный лидер в странах СНГ. Но она не Германия. И как долго Россия сможет сохранить свое лидерство на постсоветском пространстве, если процессы интеграции затянутся? В 1992 г. Россия по производству станков была на 2-м месте, теперь на 42-м. Если эта парадигма развития останется, это будет означать, что такая Россия с сырьевой экономикой не сможет быть экономическим центром интеграции постсоветского пространства.

На постсоветском пространстве появились силы, сопоставимые с Россией по степени своего влияния, что прибавляет желания поторговаться. Так, опрос населения Кыргызстана группой отечественных исследователей в 2007 г. показал, что 84,6% опрошенных хотят дружить с Россией, 72% – с Казахстаном, 55,5% – с Китаем, 50,2% – с США, 49,8% – с Турцией, 46,4% – с Японией, 45,2% – с ФРГ, 40,3% – с Великобританией и т.д. 

Более того, изменилась и меняется политическая элита новых независимых государств. На смену приходят новые политики, не обремененные советским прошлым, растет культурный разрыв между поколениями. Новая элита становится не только менее пророссийской, но и менее государственнической. Россия на постсоветском пространстве сейчас находится в несколько необычном положении. «Политика пряника» в отношении постсоветских стран приводит политические элиты последних к иждивенчеству. А «политика кнута» – к поиску поддержки на стороне: на Западе, в Китае, Турции и т.д.

Третий президентский срок
В. В. Путина ознаменовался новой идеей евразийской интеграции. В основе этой политической конструкции лежит идея создания общего тюрко-славянского мира во главе с Россией. К участию в этом интересном проекте могла быть также приглашена, например, Турция, которая безуспешно пытается объединить тюркский мир, а также другие заинтересованные в евразийской интеграции государства Европы и Азии. В этом уникальность и преимущество этого объединительного проекта. Он может быть открыт для всех, а не только для бывших советских республик. Сразу бы исчезли всякие домыслы и подозрения, что воссоздается новый Советский Союз. Поэтому Россия при поддержке своих союзников и партнеров могла бы стать зачинателем нового межконтинентального долгосрочного интеграционного проекта.

Официальный визит президента России Владимира Путина в Бишкек, прошедший в сентябре
2012 г., во время которого главы двух государств подписали важнейшие документы, в т.ч. о списании внешнего долга республики перед РФ в размере полумиллиарда долларов, строительстве крупнейших гидроэнергетических объектов – Камбар-Атинской ГЭС-1 и Верхненарынского каскада ГЭС, соглашение о создании объединенной российской военной базы в Кыргызстане, придает новый импульс двусторонним отношениям. Сейчас Кыргызстан завершает внутригосударственные процедуры по данным соглашениям. В последнее время активизировались кыргызско-российские консультации и визиты на всех уровнях, что дает основание говорить о том, что отношения между Кыргызстаном и Россией наконец-то обретают все более реальный характер и очертания стратегического партнерства.

По мнению замдиректора Института стран СНГ В. Жарихина, преградой для благоприятного развития взаимоотношений между Российской Федерацией и Киргизской Республикой может стать дестабилизация обстановки в этой азиатской стране, которая наблюдается уже неоднократно. 

Уроки прошлых поисков внешней парадигмы, удачи и неудачи на этом пути, а также интересы будущего подсказывают, что Кыргызстан сейчас должен разумно расставить внешнеполитические балансы, чтобы не было больше угроз «дестабилизации обстановки». Это значит, что наша страна должна жить в нормальной политической среде и в доброжелательном окружении. Кыргызстан не должен превращаться ни в антироссийскую, ни антизападную, ни антикитайскую территорию. Для Кыргызстана важно, продолжая развивать доктрину «Великого шелкового пути», стать территорией мира, перекрестком цивилизаций, где встречаются и договариваются разные культуры. Важно понимать, что есть братья, естественные союзники и соседи, данные нам историей и географией, а есть новые друзья и хорошие знакомые, объединенные желанием построить справедливое общество.

Кыргызстан должен постоянно корректировать свою внешнюю политику, исходя из новых обстоятельств. В главных вопросах нужно демонстрировать твердое постоянство, а во-второстепенных и не принципиальных – гибкость, ибо проявление твердости везде и во всем является признаком глупости.

Сейчас Кыргызстан весьма заинтересован в экономических проектах с участием России, Казахстана и Китая, которые близки к нам географически и с которыми удобно вести бизнес. Кыргызстану важны гуманитарные и социальные проекты, в которых особенно сильны США и страны Евросоюза. Кыргызстан также заинтересован в сотрудничестве с Турцией, Японией, Южной Кореей, которые имеют богатый опыт строительства демократии в условиях традиционного общества. Кыргызстан мог бы и сам поделиться с другими странами своим уникальным опытом демократической трансформации.

З. КУРМАНОВ,
д.и.н., профессор

28 марта 2013 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
12:58 // Политика
КЫРГЫЗСТАН – РОССИЯ: СМЕНА ПАРАДИГМ?
12:45 // Общество
«МАХМУД ЭСАМБАЕВ, ЧЕЧЕНЦЫ И ДРУГИЕ»
12:29 // Общество
Дайджест кыргызскоязычных СМИ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg