ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
22 сентября 2018, 16:41

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
804 (484)
803 (483)
802 (482)
801 (481)
800 (480)
799 (479)
798 (478)
797 (477)
796 (476)
795 (475)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:54
Раздел: Общество

ДОЛГОСРОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ КАЗАХСТАНА: ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ

ДОЛГОСРОЧНЫЕ СТРАТЕГИИ КАЗАХСТАНА: ЕСТЬ НАД ЧЕМ ПОДУМАТЬ

Сегодня Республика Казахстан активно работает над претворением в жизнь грандиозных задач, поставленных Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым в его Послании народу страны в декабре 2012 года – Стратегия «Казахстан-2050». Этот программный документ – второй по счету в истории независимого Казахстана, на долговременную перспективу определил приоритетные пути развития страны во всех областях жизни до 2050 года.

Первая Государственная Программа РК под названием Стратегия «Казахстан-2030» была принята ещё в далеком 1997 году, когда Казахстан обратился к долгосрочному планированию, чтобы иметь свою чётко выверенную и научно обоснованную «Дорожную карту» как ориентир в современную эпоху, характеризующуюся перманентными политическими конфликтами и регулярными экономическими кризисами глобального и региональных масштабов.

К тому же Казахстан поставил перед собой амбициозную, но вполне реальную для себя цель – стать современным развитым и успешным государством, то есть к 2030 году войти в число 50 самых развитых государств мира.

Стратегия «Казахстан-2030»: получилось!

Тогда Нурсултана Назарбаева поливали скепсисом. Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Сказали: «Сначала – экономика, потом – политика». Результаты в некоторых цифрах: за 15 лет с момента принятия «Стратегии-2030» государство вошло в пятерку самых динамично развивающихся стран мира. По итогам 2012 года – в число 50 крупнейших экономик планеты по объему ВВП, который вырос более чем в 16 раз и на душу населения достиг 12,5 тысячи долларов США. Рост внешней торговли повысился в 12 раз, а объемы промышленного производства – в 20 раз. Привлечено более $160 млрд. иностранных инвестиций. Число граждан с доходом ниже прожиточного минимума уменьшилось в 7 раз, число безработных сократилось вдвое. Зарплата выросла в 9,3 раза (номинальные денежные доходы населения – в 16 раз). Пенсия возросла в 10 раз. Расходы на образование выросли в 9,5 раза (9200 долларов США на душу населения). Объем финансирования здравоохранения увеличился с 46 миллиардов тенге ($307 млн.) в 1999 году до 631 миллиарда тенге ($4 млрд. 207 млн.) в 2011 году.

А цели все выше

Большинство задач, поставленных в «Стратегии-2030», к 2012 году были выполнены досрочно. Поэтому вторую Государственную Программу РК, Стратегию «Казахстан-2050» назвали не иначе как «Новый политический курс для состоявшегося государства». И достичь этих целей предполагается к 2050 году (впрочем, в новую Стратегию РК логично вписывается и предыдущая). 2050 год – это не просто символичная дата, на нее сегодня ориентируется мировое сообщество: в ООН разработан Глобальный прогноз развития цивилизации до 2050 года. Прогнозный доклад до 2050 года обнародован Всемирной продовольственной организацией. Сейчас все большее число стран и транснациональных компаний разрабатывает стратегии развития на полвека вперед.

Чем же примечательна эта стратегия?

Прежде всего, тем, что экономическая политика теперь прагматична до мелочей и строится на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности. В ней провозглашена новая кадровая политика, модернизация макроэкономической политики. Подробно расписаны бюджетная, налоговая, денежно-кредитная политика, государственное управление, развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, дан план индустриализации. Естественно, заострено внимание на новой системе управления природными ресурсами. Словом, охвачены все аспекты экономики в свете десяти глобальных вызовов ХХI века (демографический дисбаланс, угроза глобальной продовольственной безопасности, острый дефицит воды, Третья индустриальная революция, кризис ценностей нашей цивилизации, угроза новой мировой дестабилизации т.д. – все те кризисы, что постоянно будут проверять на прочность). Попробуем остановиться на самых интересных деталях этой программы.

Экономика

Все без исключения экономические и управленческие решения теперь принимаются с точки зрения прибыльности и долгосрочных интересов. Для улучшения инвестиционного климата – либерализация условий. Макроэкономическая политика строится на «тратах в пределах своих возможностей, максимальном сокращении дефицита, резервах на черный день». Отношение к бюджету, как к собственному карману – бережное. Жесткий отбор объектов для инвестиций по критерию целесообразности, а не в погоне «за трендом». Налоговое стимулирование тех, кто занят в области производства и новых технологий. С 2015 года – освобождение от налогов компаний и граждан, вкладывающих средства в образование и медицинское страхование себя, своей семьи, сотрудников. В ближайшие пять лет – переход на режим электронной отчетности «он лайн». C 2020 года – практика налогового кредитования. Развитие кооперации, жесткая система ответственности чиновников. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти, по крайней мере, вдвое. Государство должно создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, а не ждать, что государство решит за него все проблемы.

Запланирована вторая волна широкомасштабной приватизации предприятий нестратегического характера (для чего стартовала программа «Народное IPO»: компанией «КазТрансОйл» было объявлено о размещении акций на 28 миллиардов тенге).

Инфраструктура

Инфраструктура также должна расширять возможности экономического роста. Создание производственных транспортно-логистических объектов за пределами Казахстана с тщательным расчетом своих выгод. Создание совместных предприятий в регионе и во всем мире – Европе, Азии, Америке (порты, хабы). Транзитные перевозки через Казахстан к 2020 году должны увеличиться в два раза, к 2050 году – в 10 раз. Все должно быть подчинено ключевой задаче – продвижению казахского экспорта только на те мировые рынки, где будет долгосрочный спрос на эту продукцию и услуги. Государство должно стимулировать развитие транзитного потенциала в сфере информационных технологий. К 2030 году планируется пропускать через Казахстан не менее 2-3 мировых информационных потоков. К 2050 году эта цифра должна как минимум удвоиться.

Государственное управление

Ключевое условие успеха – кадры, современные инструменты менеджмента и принципы корпоративного управления в госсекторе, привлечение специалистов, в том числе иностранных, через аутсорсинг. Ставку делают и на молодежь, которая за эти годы успела получить образование за рубежом (благодаря госпрограммам) и которая вот-вот закончит учебу. Расчет на новые подходы и методику, которые она с собой привнесет.

Децентрализация управления: предоставление прав и необходимых ресурсов для принятия решений от центра к региональным органам власти. При этом полномочия парламента также усиливаются, ибо децентрализация не должна привести к ослаблению вертикали власти, снижению исполнительской дисциплины и порядка. Общество и граждане должны быть непосредственно вовлечены в процесс принятия государственных решений и их реализацию. Внедрение принципа прозрачности и меритократии, то есть продвижения лучших кадров. Отныне госслужащий должен продвигаться по карьерной лестнице поэтапно, от одной ступени к другой, самосовершенствуясь. Исключение для тех, кто перевыполняет установленные показатели, показывает свою эффективность и обеспечивает высокий результат.

Наука, технологии, инновации

Трансферт необходимых стране технологий и обучение специалистов для их использования. Активное участие в международных научно-исследовательских проектах. С 2013 года – полноценная кооперация науки и бизнеса. Создание спроса на исследования и инновации со стороны крупных недропользователей, нацкомпаний и вообще частного бизнеса. Но внедрение инноваций – не самоцель. Они должны окупаться. Инвестиции в альтернативные и «зеленые» энергетические технологии, которые, по подсчетам, уже к 2050 году позволят генерировать до 50% всей потребляемой энергии. К 2030 году Казахстан должен расширить свою нишу на мировом рынке космических услуг и завершить начатые проекты: сборочно-испытательной комплекс космических аппаратов в Астане, космическую систему дистанционного зондирования, национальную систему космического мониторинга и наземной инфраструктуры, систему высокоточной спутниковой навигации. Развитие двух ведущих инновационных кластеров – Назарбаев Университета и Парка инновационных технологий.

«Зеленая экономика» и природные ресурсы

Реализация принципов «зеленой экономики», соблюдение продовольственной безопасности. Принципиальное изменение отношения к природным богатствам: управлять ими, накапливая доходы от их продажи в казне и максимально трансформировать в устойчивый экономический рост. Из-за риска дестабилизации – срочный вывод сырья на международные рынки (основные импортеры могут значительно сократить закупки сырья в кризис, а цены могут резко упасть). Технологическая революция меняет структуру потребления сырья: технология композитов обесценивает запасы железной руды и угля. Поэтому добывать и продавать их на мировом рынке надо усиленнее. Чтобы пользоваться доходами от сырьевых ресурсов через 35 лет, нужно уже сейчас определить приоритеты, партнеров. Главное здесь – отмена моратория на недропользование (чтобы регионы были заинтересованы в привлечении инвестиций) и переход от простых поставок сырья к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов и обмену новейшими технологиями. Привлечение инвесторов только на таких условиях: добыча и пользование сырьем – в обмен на создание инвесторами новейших производств.

Социальная политика

Государство будет нести полную ответственность за адресную поддержку социально уязвимых слоев общества – пенсионеров, инвалидов, нетрудоспособных, больных детей и др. Четкие программы обучения и переподготовки безработных, увязанные с потребностями рынка труда. Социальная поддержка безработным при условии, что они осваивают новую профессию и идут переучиваться. Создание условий, при которых работодатели будут активно привлекать к работе социально уязвимые слои населения, прежде всего, людей с ограниченными возможностями. Казахстан 2050 года – это Общество всеобщего труда.

Безопасность

Реформа Уголовного и Уголовно-процессуального законодательства. Гуманизация и декриминализация экономических правонарушений. Принцип нулевой терпимости к беспорядку, даже к малейшему хулиганству и бескультурью. Формирование президентского резерва руководителей правоохранительных и специальных органов.

Внешняя политика

Приоритеты остаются неизменными – развитие партнерства с Россией, Китаем, странами Центральной Азии, а также США, Европейским союзом, странами Азии. Укрепление Таможенного союза и Единого экономического пространства. Ближайшая цель – создать Евразийский экономический Союз (вопросы будут решаться консенсусом, без ущемления политического суверенитета). Дружить будут со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющих для Казахстана практический интерес.

Кое-что о патриотизме

Казахстан – это 140 этносов и 17 религиозных конфессий. Подчеркивается, что гражданский мир и межнациональное согласие должны стать мировым эталоном. И что принципиально важно не втягиваться в дискуссию о противоборстве цивилизаций и провале мультикультурализма. Немалые споры сейчас возникают вокруг языковой темы и перевода на латиницу. Тем не менее, глава государства говорит о триединстве языков.

И в стране создаются условия для того, чтобы дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки.

Новый казахстанский патриотизм – это, прежде всего, гордость за страну и ее достижения: нельзя даже допускать мысли, что поступление на учебу, устройство на работу и карьерный рост будут решаться по этническому признаку.

«Мы создаем такое справедливое общество, в котором каждый может сказать: «Я – казахстанец, и в своей стране для меня открыты все двери!», – сказал Назарбаев. – Быть полезным своей стране, быть ответственным за судьбу своей Родины – это долг и честь для каждого ответственного политика, для каждого казахстанца».

Есть над чем задуматься и нам: сможем ли мы продумать свои дальнейшие шаги?
И сможем ли мы гордиться своим гражданством, а страна – нами?

Бектимир ЧЫНЫБАЕВ

9 мая 2013 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
14:36 // Общество
УЧЕБА В ДЖАМБУЛЬСКОМ УЧИЛИЩЕ
14:24 // Общество
КНИГА СКОРЕЕ ЖИВА, или что почитать для саморазвития
(2 комментария)
14:23 // Общество
О чествовании ветеранов Великой Отечественной войны В Посольстве Республики Казахстан в Кыргызской Республике
14:19 // Общество
Меняю тещу на запаску
14:15 // Общество
Помогите глазам сейчас, они ведь с нами всегда!
14:13 // Общество
Убийственные обычаи на селе
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей