ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
24 сентября 2018, 19:53

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
804 (484)
803 (483)
802 (482)
801 (481)
800 (480)
799 (479)
798 (478)
797 (477)
796 (476)
795 (475)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 17:04
Раздел: Общество

О проблемах современного образования

По поводу некоторых проблем, рассмотренных на заседании Общественного экспертного совета по вопросам образования при Президенте Кыргызской Республики, размышляет эксперт в области образования Кыргызбай Дабаев.

Ни для кого не секрет, что система образования в Кыргызстане находится сейчас в глубочайшем кризисе. Этот кризис обусловлен социально-экономическими процессами, происходящими в мире и в Кыргызстане в том числе. При этом одни страны быстро реагируют и принимают срочные меры, другие пытаются как-то исправить ситуацию, ну а что касается нашей республики, — мы можем смело констатировать, что «воз и ныне там».

В системе образования Кыргызстана в течение последних 15-20 лет было проведено много реформ. Какие только международные организации ни реформировали нашу систему образования: АБР, который возглавил разработку куррикулума; проект «Фонд Сорос-Кыргызстан»; Проект Всемирного банка «Сельское образование»! Реально что-то изменилось в результате всех этих реформ? Складывается впечатление, что все эти международные программы еще более усугубили и без того тяжелую ситуацию в системе образования страны. Правительство также прилагало определенные усилия по реформированию системы образования, например, в рамках госпрограммы «Стабильность и достойная жизнь». И что же вышло с реализацией этой программы? Ведь всем известно, что мы как были позади «планеты всей» по качеству образования, так там и остались.

Не пора ли открыто и беспристрастно обсудить все проблемы, накопившиеся в этой чрезвычайно важной сфере жизнедеятельности государства? И есть ли вообще выход из этого тупика? Мы считаем, что есть. Можно сколько угодно говорить о необходимости реформирования на всевозможных заседаниях экспертных советов, «круглых столах», научных конференциях, семинарах и симпозиумах по вопросам образования, но все, к сожалению, остается на уровне слов и интенций.

Ничто принципиальным образом не изменится до тех пор, пока не поменяется само представление о стратегии развития школьного образования. Прежде всего, мы должны определить ценностные ориентиры в обучении и воспитании подрастающего поколения, сделать их приоритезацию, принять согласованное решение о том, что должно быть на первом месте, что на втором, третьем и последующих местах. Надо признать: на настоящий момент существует один единственный абсолютизированный и безусловный приоритет системы школьного образования — предоставление учебных знаний. А все остальное — личностное развитие подрастающего человека, его способность и возможность эффективно реализовать себя в жизни, умение ориентироваться в культуре и науке, понимание тенденций развития — это всего лишь «довесок» к основной цели обучения в школе, рассматриваемый по остаточному принципу.

Не так давно вопросы школьного образования стали предметом обсуждения на заседании Общественного экспертного совета при Президенте Кыргызской Республики. Все участники заседания признали низкий уровень качества школьного и профессионального образования, но почему-то эта констатация факта была привязана к деятельности Кыргызской академии образования (КАО). Складывается впечатление, что члены данного уважаемого совета или не знают всех тонкостей системы образования, принципов и механизмов ее функционирования, или это организованная кампания, тенденциозно настроенная против КАО.

Что мы имеем в виду? Все учебные программы и учебно-методическая литература для общеобразовательной школы, в том числе и те, которые разрабатываются в рамках международных проектов, проходят через рассмотрение Ученого совета КАО. Бывают случаи, когда отдельные программы и учебники направляются на доработку. При этом многие замечания и рекомендации по устранению отдельных недостатков даются в письменном виде и с указанием страниц. К сожалению, многие авторы относятся к критике болезненно, а в некоторых случаях принимают ее «в штыки», ссылаясь на то, что потрачены деньги и истек срок работы. Но если учебное пособие не соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и качеству, если оно представляет собой явную «халтуру», — причем здесь Кыргызская академия образования?

Такие факты, возможно, и способствовали формированию мнения о том, что КАО является монополистом в издании и разработке учебников и программ. Это неправда. Авторами последнего поколения учебных программ и учебных пособий в основном являются учителя школ или ученые, работающие в различных профильных образовательных учреждениях Кыргызстана и других стран.

То, что на вышеупомянутом заседании Общественного экспертного совета почти все его члены говорили о низком качестве школьного образования, ни в коем случае нельзя связывать с общей деятельностью Кыргызской академии образования. Почему? Членам Общественного экспертного совета должно быть известно, что согласно мировой практике решающую роль в обеспечении качества образования играют три фактора:

1. Учителями должны быть лица, обладающие призванием и всеми необходимыми профессиональными и личностными качествами.

2. Эти лица должны получать соответствующую подготовку, способную повышать эффективность учительской/преподавательской работы.

3. Необходимо создавать такие условия, при которых каждый без исключения ученик могбы получать качественное образование.

Все мировые эксперты в сфере образования говорят об этих трех факторах. Вкратце рассмотрим их.

Первый фактор. Кто сейчас поступает на педагогические специальности? Это, в основном, те, кто не прошел по количеству набранных баллов при поступлении на более престижные специальности. Средний балл тех, кто выбирает педагогическую специальность, чаще всего находится между оценками «неудовлетворительно» и «удовлетворительно».

Подготовить таких студентов до статуса специалистов хорошего уровня за годы учебы в высшем учебном заведении практически не является возможным.

Второй фактор. Система подготовки педагогических кадров устарела. Стандарт, инициированный Кыргызской академией образования, не был принят педагогическими факультетами ВУЗов Кыргызстана. Почему? Потому что многие параметры, заложенные в нем, требовали коренной перестройки всей системы педобразования Кыргызстана.

Третий фактор. Обеспечение надлежащих условий для учащихся в целях получения качественного образования. Здесь также существуют большие проблемы. Во-первых, с содержательной точки зрения наши школьники перегружены и, как было сказано выше, ориентированы на приобретение учебных знаний. Из этого проистекают многие другие проблемы школы. Педагоги Кыргызстана из всех сил бьются над усвоением знаний, учебной успеваемостью и эффективной подготовкой к общереспубликанскому тестированию (ОРТ).

Однако каждый учитель доподлинно знает, что хорошее усвоение школьной программы практически никак не предполагает успешность последующей жизненной и профессиональной деятельности (существует множество примеров того, как «отличники», выйдя в большую жизнь, теряли себя и не могли занять достойное место). Также учителя хорошо понимают, что количество «хорошистов» и «отличников» средней школы никак не повлияет на процветание страны — как в настоящее время, так и в будущем.

Значит, все-таки вопрос заключается не в том, что необходимо сократить или увеличить количество учебных часов в базисных учебных планах, а в коренной перестройке всей парадигмы школьного образования. Мы глубоко убеждены в том, что школа должна готовить учащихся к жизни.

Наши учебные планы, программы, стандарты набиты теориями, которые по своей сути являются прямо противоположными жизни, а самое незначительное изменение учебных планов воспринимается как посягательство на фундаментальные основы образования.

Исходя из этого, мы считаем, что первостепенной задачей для кыргызской школы должен стать выход за пределы «культа знаний» и поворот к реальной жизни. Кыргызстан не нуждается в людях, напичканных учебными знаниями, ему нужны люди с острым деятельным умом и эмоциональным интеллектом, способные производить новые знания и новые ценности. Наша школа по-прежнему выпускает знающего ученика, но она совершенно не способна воспитать эмпатичную личность, обладающую навыками и умениями, для того чтобы стать продуктивной силой в системе общественного производства, науки и культуры.

В этой связи то обсуждение, которое велось на уровне Общественного экспертного совета при Президенте Кыргызской Республики 26 апреля 2013 года, наводит на грустную мысль о том, что если уж члены экспертных советов ведут разговоры и обсуждают насущные проблемы образования на уровне среднестатистического обывателя, то в состоянии ли мы вообще выйти из сложившегося замкнутого круга? Мы не услышали ни одного конструктивного предложения, которое бы как-то повлияло на изменение ситуации в системе образования. К сожалению, кроме замечаний и необоснованных обвинений ничего больше не было сделано. Так повелось у нас в обществе — всегда нужен «крайний», которого следует наказать. Единственное, чем оперируют наши эксперты, — это указаниями о том, что нужно «разогнать, присоединить и упразднить». А знают ли некоторые члены Экспертного совета о той огромной работе, которая проводится сотрудниками Кыргызской академии образования? Многие высказывания членов экспертного совета просто вызывают недоумение. Они как будто живут в другом мире! Поэтому и возникает идея пригласить всех членов этого совета в КАО и проинформировать их о проводимой работе.

Мы также не согласны с точкой зрения относительно вопроса о повышении квалификации учителей. Да, возможно, существуют отдельные недочеты и недоработки, но в целом все учителя, которые проходят курсы повышения квалификации, дают позитивные отзывы. Более того, я сам читаю лекции на этих курсах и хотел бы пригласить всех членов Общественного экспертного совета на свои лекции, чтобы они лично убедились в реальном положении дел.

Также мы в корне не согласны с тем, что Кыргызская академия образования тормозит продвижение куррикулярной дидактики в системе образования. Наверное, члены экспертного совета не знают о том, что в газете «Кут билим» нами лично были опубликованы три статьи, разъясняющие основные положения понятия «куррикулум» в системе школьного образования. Спрашивается: каким образом мы можем тормозить данный процесс, если сами ведем разностороннюю пропаганду и разъяснение куррикулярной парадигмы образования?!

По большому счету, в Кыргызстане нет должного понимания идеи и основных положений куррикулума. Мы оказались неподготовленными как к переходу на систему куррикулума, так и к коренным преобразованиям в системе образования. Основная идея куррикулума заключается не в косметических изменениях системы образования, а в коренном переустройстве всего школьного образования. По своей сути куррикулум является новой философией и новой культурой образования. И совершенно ясно, что традиционные подходы, существующие сейчас, уже не будут работать при реализации куррикулума.

Возможно, именно по этой причине и возникает упорное сопротивление традиционной системы образования инновационному подходу, предлагаемому куррикулумом. В этом смысле Кыргызской академией образования делается все необходимое в пределах имеющихся полномочий и возможностей для доведения основных идей куррикулярной дидактики до массовой школы.

Мы остановились только на некоторых вопросах, рассмотренных на заседании Общественного экспертного совета по образованию при Президенте Кыргызской Республики, и хотим подчеркнуть нашу готовность к диалогу и активному сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами для достижения целей реформирования и модернизации системы образования и на благо всех учащихся и будущего нашей страны.

Резюмируя вышесказанное, предлагается предпринять в срочном порядке следующие шаги:

1) Организовать встречу членов Общественного экспертного совета при Президенте Кыргызской Республики с коллективом Кыргызской академии образовании для ознакомления с деятельностью этого учреждения;

2) Поддержать предложения Народного учителя КР Базаркулова М. Б., члена Общественного экспертного совета, относительно повышения статуса и потенциала Кыргызской академии образовании;

3) Коллективу Кыргызской академии образовании учесть отдельные замечания, сделанные членами Общественного экспертного совета, и принять соответствующие меры по их устранению.

Кыргызбай ДОБАЕВ,
доктор педагогических наук, профессор

23 мая 2013 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 1 комментарий
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
17:04 // Общество
О проблемах современного образования
(1 комментарий)
16:50 // Общество
Золотые нити Кыргызского чуда
16:38 // Общество
КЫРГЫЗСКИЕ ЭСЕПЧИ И СЫНЧЫ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей