ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 апреля 2024, 04:31

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 09:46
Раздел: Общество

ТИЛЕКМАТ Аке

Продолжаем публикацию очерков о жизни и деяниях выдающихся личностей, народных философов, мыслителей, провидцев, известных под именем Аке, составляющих гордость и славу нации, – Карга Аке, Мойут Аке, Сарт Аке, Тилекмат Аке, Садыр Аке, Карач Аке и Кыдыр Аке.

Имя Тилекмата Аке, еще известного как Тилекмат элчи, то есть посол, уже упоминалось в предыдущих публикациях. Родился он в 1800 году. Был участником знаковых событий жизни иссыккульских кыргызов. Происходит он из одного из южных родов. Родословная выглядит следующим образом: Тилекмат – Жылкыайдар – Алымбек – Кампир – Толок – Торопчо хан – Сарыбаргы. Отец Тилекмата Аке Алымбек в свое время во главе вооруженных южан отправился в Кашгар, подчинил себе одно из пяти местных бекств и в течение нескольких лет управлял им. Позже под давлением местных жителей и других беков вынужден был вместе с верными соратниками и семьей покинуть Кашгар. Беки организовали преследование. Раз за разом Алымбек оставлял посты, которые вступали в перестрелку с людьми, посланными беками, пока на перевале Ак-Сай, ведущем в Ат-Баши, не погибли все преследователи и беглецы. В живых остались только Алымбек с женой Кумушай. У подножия перевала Алымбек начинает кашлять кровью и вскоре умирает, наказав беременной жене искать убежища в Ат-Баши. Так она попадает к Боорсок баю из рода монолдор, правившему в тех местах. Здесь у нее рождается сын Жылкыайдар. Позже сын Бирназар бия Эсенаман женится на дочери Боорсок бая Мээркан. Здесь возникает небольшая заминка с приданым невесты, недостает загородки из чия – чыгдана. И по предложению Боорсок бая вместо чыгдана в придачу к приданому отправляют Кумушай с маленьким сыном Жылкыайдаром.

Бирназар бий по прибытии в айыл взял младшей женой служанку невестки Кумушай. Он сам заботился о малыше, растил его, не позволяя никому обижать мальчика. Жылкыайдар рос подвижным, смышленым ребенком, тянулся к животным, и отец отправил его к табунщикам. Он прославился среди всех животноводов, поскольку знал, кому принадлежит весь пасущийся в долине скот, и мог найти любую пропажу. Однажды ему приснился сон, в котором он пытался объединить верхушки двух золотых тополей, растущих на северном и южном берегах Иссык-Куля. Бирназар бий в честь этого события зарезал кобылу, устроил туло и благословил сына: «Сын мой, будь мостом, соединяющим людей юга и севера, запада и востока». Добавим, что Жылкыайдар удостоился благословения и знаменитого провидца Санчы-сынчы, увидевшего, что потомок его будет наделен даром красноречия, мудростью, станет одним из вождей народа.

Это благословение нашло наиболее сильное воплощение в делах и мыслях сына Жылкыайдара Тилекмата, отличавшегося умом и справедливостью, ставшего широко известным своим мудрым решением межродовых споров бескровным путем, сыном народа – эл уулу. В детстве ему тоже пришлось пасти табуны Муратаалы бия. Но постепенно имя Тилекмата обрело известность среди людей, бывший табунщик становился вровень со знатными люди, родовой верхушкой. Многие беды выпадали на долю бугинцев, и в большинстве случаев именно посольский и провидческий дар Тилекмата Аке помогал их разрешить. Во всех санжыра, легендах и преданиях Тилекмат Аке предстает перед нами как человек, обладающий природным даром убеждения не только отдельных людей, но и целых родов, знаток и приверженец обычаев и традиций народа, морально-нравственных устоев и норм бытия.

В жизни Тилекмату Аке неоднократно пришлось выслушивать в свой адрес обидные слова, что он потомок раба, обменянного на чыгдан. В один из таких моментов Сарт Аке подбодрил его: «Тилешим, не стоит обижаться на родичей, это ведь не от сердца говорится. В жизни есть слухи и обиды, которые можно пропустить мимо уха. Ты будь мудрее. Разве тебе не важнее судьба твоих родственников, всего народа бугу?!».

Любой человек, вознамерившийся вступить в открытый спор с Тилекматом Аке, покидал место словесных баталий пораженным его красноречием, содержащим меткость суждений, богатство языка, образность примеров.

Однажды некий Канай из рода кыдык жестоко убил двух ни в чем не повинных крестьян из рода желден. Если кыдыки были готовы выплатить виру, то желдены настаивали на возмещении «кровь за кровь». Назревала вражда, стороны готовились к вооруженному столкновению. Тогда представители родовой знати решили, что только Тилекмат элчи сможет помочь примирить два рода. По дороге в Тон на собрание двух родов им встретился человек, который, поздоровавшись, сунул слиток золота в рукав Тилекмата Аке и как ни в чем не бывало поехал дальше. На собрании кыдыки вновь объявили о готовности выплатить виру, но представитель желденов настаивал: «Кровь за кровь!». Взоры всех обратились к Тилекмату, но тот молчал. До тех пор, пока один из присутствующих не обратился к нему с вопросом: «Эй, Тилекмат, почему молчишь? Где твое мудрое слово? Или тебе интересно, как люди будут убивать друг друга?». Тогда только Тилекмат Аке поднял голову: «О-о, аксакал, мне не давал слова вымолвить вот этот слиток золота, который кыдыки сунули мне в рукав». С этими словами он бросил слиток перед собой. Только после этого, словно освободившись от груза на душе, он обратился к людям с речью, в которой призвал всех соблюдать заветы предков, помнить о ценности родственных отношений. Так он помирил враждующие стороны, осудил Каная, благодаря чему дело обошлось выплатой виры.

Еще один пример касается исполнения благословений Тилекмата Аке. Однажды Табылды баатыр, предводитель нарынского рода тынымсеит, обратился к Боромбай бию, Сарт Аке и Тилекмату Аке. Напомнив о кровном родстве Алсеита и Тынымсеита, он рассказал о желании рода тынымсеит переселиться на Иссык-Куль. Они восприняли эту просьбу благосклонно. Пожелав ему доброго пути, они пообещали весной подыскать подходящее место для переселенцев. Но Табылды батыр вдруг возгордился, повел себя вызывающе и прямо заявил, обращаясь к Тилекмату Аке, что и без тебя, дескать, мы весной окажемся здесь. «Я сказал, что переселюсь, значит переселюсь, – громко говорил он, перебивая собеседников. – Если не переселюсь, пусть меня лавина накроет. Я никогда не даю пустых обещаний». На это уязвленный тоном и словами баатыра Тилекмат Аке ответил так: «Если Бог любит тебя, будет по-твоему, если Бог любит меня, будет по-моему. Если Бог есть, то не пройдет и года, как по ком-то из нас будут справлены поминки». С этими словами Тилекмат Аке решительно поднялся и вышел из юрты.

Вопрос о переселении так и не был решен, его перенесли на весну. На следующее лето Тилекмат Аке, направляясь по делам в Андижан и проезжая через места проживания тынымсеитов, узнал о том, что Табылды баатыр и в самом деле погиб весной под лавиной. Тилекмат Аке наведался в дом батыра и прочитал заупокойную молитву.

Наверное, нашим читателям будет интересно узнать, что в 1830 году в Тамге была возведена Кокандская крепость и Тилекмат Аке был провозглашен ханом. Опасаясь козней кокандцев, в ответ на приглашение вместо Боромбай бия верхушка бугинцев послала на встречу Тилекмата Аке, надеясь на его талант посла. Без сомнения, кокандцы были удовлетворены содержательной беседой с ним, поскольку ему была вручена грамота «Хан бугу» с печатью Кудаяр хана. Одно время Тилекмат Аке по посольским делам ездил в ханских одеждах, носил с собой печать. В 1860 году его ханский титул был вторично подтвержден. Арабскими буквами на чагатайском языке в свидетельстве значилось: «Жылкыайдар уулу Тилекмат баатыр назначается ханом племени бугу. Город Коканд, 1860 год». Серебряная именная печать хранилась у родственников Аке, проживающих в Ферганской области, затем она была передана в Оргочорский исторический музей имени Калена Жетимишбаева. Все санжыра единодушно передают, что Тилекмат Аке, добившись аудиенции у кокандского хана, добился освобождения иссыккульских кыргызов от налогов.

В условиях острого противоборства племен, необходимости найти защиту собственных рубежей от внешних угроз именно Тилекмат Аке подсказал идею обращения к русским властям, когда кто-то предложил искать защиты у китайцев: «Не надо сближаться с китайцами. Возможно, русский народ не откажет в помощи?». По его совету в Западно-Сибирское генерал-губернаторство, в Омск была отправлена делегация исссыккульских кыргызов во главе с Качыбеком Шералиным, который хорошо владел русским языком, с просьбой о принятии в подданство России.

Русские власти также обращались к высокому авторитету Тилекмата Аке, в частности, выполняя просьбу полковника Колпаковского, его джигиты отправились в Китай, чтобы уговорить казахского султана Саурака вернуться на родину. Султан дал согласие только потому, что просьба исходила от Тилекмата Аке.

Однажды бай по имени Бокой из рода арык пригласил в гости видных бугинцев: Сооданбека болуша (волостного), саяка Садыр Аке, арыка Кыдыр Аке, кыдыка Калматая, бапа Мамыркана, желдена Байгазы, белека Балтабая, Тилекмата Аке, Кулбарака, Батыркана ажы и Карача сына Чурума. Два дня бай потчевал гостей, велись нескончаемые беседы, в какой-то момент разговор зашел о достоинствах болуша Сооданбека, посыпались хвалебные отзывы, и бай Бокой обратился ко всем: «Тогда, может быть, мы изберем Сооданбека султаном бугинцев?» Все переглянулись, кое-кто стал согласно кивать, других неожиданный вопрос застал врасплох, но никто не спешил высказаться. Тогда слово взял сам Сооданбек: «Может быть, благодаря своему богатству или своим словам я сижу сегодня равным среди вас. Для меня есть только два видных человека, способных стать во главе народа бугу. Один из них – известный своим красноречием, мудростью, славный посол, не раз спасавший бугинцев от различных напастей, – Тилекмат Аке. Второй – обороняющий бугинцев от врагов острием копья и лезвием меча – сын Эшкожо Балбай баатыр». И, действительно, эти личности оставили неизгладимый след в истории народа.

Благодаря дипломатическим способностям, ораторскому дару Тилекмат Аке, например, сумел переубедить китайские власти, которые намеревались жестко призвать к ответу бугинцев, обвиняя их в угоне скота с китайской территории. Мало того, что обвинения были сняты, Тилекмата Аке заверили, что добрососедские отношения будут продолжены. Его с почетом проводили, одарив на прощание щедрыми подарками. Это событие способствовало еще большей его популярности среди кыргызско-казахской верхушки, часто приглашавшей его для решения сложных внутренних споров и раздоров, межродовых распрей.

Когда Торогельди томился в плену у Балбай баатыра, сын Ормон хана Уметаалы и представители племенной верхушки сарыбагышей и солто собрались в местности Байсоорун, чтобы потребовать уплаты виры у бугинцев. «Пока Торогельди жив, никакой виры не будет», – заявили бугинцы, но все же, посовещавшись, решили послать на встречу Тилекмата Аке. Едва сойдя с коня, Тилекмат Аке обратился с речью к собравшимся: «Братья сарыбагыши. Ормона постигла смерть, такова судьба. Ничем хорошим его кончина не обернулась. Вы трижды обогнули озеро, истребляя бугинцев. Чего вы достигли? Жаждали крови? И пролили достаточно, пострадали тысячи людей. Вместо того чтобы освободить Торогелди, вы требуете виру за Ормона. Я не буду долго говорить, только задам один вопрос. Если вы четко и ясно ответите на него, то мы, бугинцы, будем вынуждены выплатить виру. Если нет, то виры не ждите». Поворчав, сарыбагыши согласились.

Тилекмат Аке задал свой вопрос: «Ормон хан для сарыбагышей – хан или простолюдин?» Сарыбагыши в один голос ответили: «Конечно, хан, а кто же еще?» На это Тилекмат Аке сказал: «В таком случае знайте, что с древних времен за хана вира не платится. Вира платится только за простого человека». Так Тилекмат Аке, опираясь на знание древних традиций, выбрался из трудного положения.

Помимо всех вышеперечисленных качеств Тилекмату Аке были присущи творческие задатки, свойственные истинным акынам, способность складывать поэтические строки, наполненные глубоким смыслом, передающие богатство языка, украшенные мудрыми изречениями.

На протяжении двух веков имя Тилекмата Аке служит образцом красноречия, мудрости и справедливости. В те времена ни одно важное событие не проводилось без его участия. Трудно переоценить его роль и значение в жизни иссыккульских кыргызов.

Умер Тилекмат Аке в 1863 году. Он имел много детей, но известным стал только его сын Чыныбай, во многом походивший на отца. Аке похоронен вблизи села Шалба Джети-Огузского района, ныне носящего его имя. Могила со временем сравнялась с землей. Памятник Тилекмату Аке и Сарт Аке, которые были при жизни друзьями, установлен в 1998 году в селе Оргочор, на пересечении девяти дорог – Тогуз жолдун тоомунда. Все: гости и местные жители – приходят к памятнику, возносят молитвы этим замечательным людям, просят благополучия.

Более подробно о Тилекмате Аке можно прочитать в книге Кубана Мамбетова “Ысык-Колдун даанышман акелери”.

Темирбек МАМАТКАНОВ

23 января 2014 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:40 // Общество
На селе нужно и можно жить достойно
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg