ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
13 августа 2025, 14:21

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:46
Раздел: Интервью

Муратбек БЕГАЛИЕВ: «СЕЙЧАС ОСОБЕННО НУЖНА ТАЛАНТЛИВАЯ, АКТИВНАЯ МОЛОДЕЖЬ»

Интервью с известным композитором, ректором Национальной консерватории, народным артистом Кыргызской Республики, лауреатом Государственной премии КР им. Токтогула, профессором Муратбеком БЕГАЛИЕВЫМ.

– Муратбек Акимович, в начале нашей беседы позвольте поздравить вас с вашим юбилейным годом, с приближающимся 60-летием. Насколько нам известно, на ближайшие месяцы запланирован ваш творческий отчет. Посетив консерваторию, можно воочию убедиться, что вуз, который вы возглавляете, тоже активный, творческий. Что нового у вас как у композитора? Как живёт сегодня Национальная консерватория? С какими проблемами сталкивается?

– Спасибо за поздравление. Этот год начинается так же интенсивно, как и предыдущий. Тогда я специально отправился в Нью-Йорк, чтобы присутствовать на сольном концерте в Карнеги-холле нашего питомца, молодого пианиста Азамата Садыкова, где наряду с мировой классикой звучала и кыргызская музыка. В прошлом году мои произведения неоднократно исполнялась за рубежом, на фестивалях в Казани, Москве, Алматы, Астане, Ханое, Стамбуле... В течение этого года также запланированы концерты в разных странах. Буквально через несколько дней в Астане начнется международный конкурс имени Нургисы Тлендиева, куда я приглашен в качестве члена жюри, и международная встреча в Анкаре, посвященная созданию Ассоциации музыкального образования стран Тюркского мира. Существует поговорка: «Во времена глобальных изменений цены на хлеб растут, а на мозги – падают». Готов ее оспорить. Нам, наоборот, именно сейчас очень нужна талантливая, активная молодежь. Таланты ведь справедливо называют интеллектуальными инвесторами в будущее нации. С рождением нового Кыргызстана появилась необходимость в адаптации музыкального образования к условиям демократической культуры, сохранения наследия и интеграции в мировое сообщество. В этих целях и была создана ровесница Независимости – Кыргызская Национальная консерватория. После окончания Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского, стажировки в Германии и Франции, я, как мне кажется, не понаслышке знал о преимуществах того типа музыкального образования, которое представляют Парижская, Московская и Петербургская консерватории. Вернувшись в конце 80-х на родину, я застал трудное время – Кыргызстан покидали отличные исполнители, композиторы, педагоги. Надо было сохранить исполнительскую школу. Многие из моих сверстников окончили консерватории в Москве, Ленинграде, Ташкенте, Алма-Ате. Этот багаж, накопленный десятилетиями, растерять легко, а восстановить почти невозможно. На время отложив свои творческие интересы, взялся я за концепцию нового вуза. Сегодня Кыргызская Национальная консерватория открыта для талантов. Разработана система непрерывного профессионального образования от детской музыкальной школы через музыкальное училище или колледж к вузовской и послевузовской стадии. Многие молодые музыканты воспользовались этой возможностью и переходят со ступени на ступень, не меняя педагога по основной специальности, что для этой профессии немаловажно. Консерватория оказывает методическую помощь средним специальным учебным учреждениям, среди них Государственное музыкальное училище им. М. Куренкеева, Ошское музыкальное училище им. Ниязаалы, Каракольское музыкальное училище им. Ы. Туманова, Республиканская средняя специальная музыкальная школа им. М. Абдраева. Однако в процессе подготовки кадров наши учебные заведения сталкиваются с некоторыми трудностями: отсутствием бюджетных поставок музыкальных инструментов, проблемами с повышением квалификации преподавателей, сокращением издания литературы, нотных сборников и т. д. По ряду специальностей в музыкальных школах, училищах испытывается острейший дефицит: инструменты, концертные костюмы часто не по карману не только родителям талантов, но и самим бюджетным организациям. Насколько я знаю, эти проблемы есть во многих постсоветских странах. Но мы, тем не менее, не стоим на месте. Еще свежи в памяти блестящие выступления наших студентов, ассистентов-стажеров и выпускников на международных конкурсах. Женишбек Ысманов стал лауреатом конкурса имени Леонида Собинова в Саратове и конкурса имени Л. Паваротти в Петербурге, сегодня он поет в театрах Италии. Марат Ибраев и солистка оперного театра в Ростоке (Германия) Жамиля Раимбекова – лауреаты конкурса «Романсиада». Эльнура Самарбекова – Гран при конкурса имени Бибигуль Тулегеновой в Алматы. Пианист Сапар Аманбаев, скрипачка Кундуз Бостонова и композитор Нурлан Исаков – лауреаты конкурса «Возрождение» в Гюмри и т. д.

Радуют и исполнители кыргызской традиционной музыки – наши преподаватели и выпускники Руслан Жумабаев, Нурзат Орозалиева, Аскат Мусабеков, Залина Касымова, Токтобек Асаналиев, ансамбль «Акак» и многие другие. Несмотря на социально-экономический кризис, я и мои коллеги рассматриваем обновление как начало новых возможностей и с определенной долей оптимизма добиваемся внедрения инновационных форм музыкального образования, чтобы занять достойное место в мировом образовательном сообществе.

– По каким направлениям Национальная консерватория готовит специалистов?

– Сегодня консерватория – это и образовательное учреждение, и концертная площадка, и научно-методический, культурный центр. Так, на кадровой и репетиционной базе консерватории мы создали при поддержке столичной мэрии и городского кенеша три оркестра: симфонический – он стал дипломантом международного конкурса имени Астора Пьяццоллы в Барнауле, оркестр кыргызских народных инструментов и духовой оркестр, а также лауреат международного конкурса хоровой коллектив, ансамбли, джазовая группа и так далее. В консерватории высшее образование, кроме певцов, исполнителей-инструменталистов, композиторов и музыковедов, могут получить представители достаточно редкой профессии: балетмейстеры, и в то же время самой популярной профессии – артисты музыкальной эстрады, так что потребности страны в кадрах высшей музыкальной квалификации удовлетворяются практически полностью. За 20 с небольшим лет консерватория подготовила целое поколение молодых профессиональных музыкантов, они работают во всех театрально-концертных организациях, учебных заведениях нашей страны и за рубежом. В вузе обучаются студенты не только из Кыргызстана, России, Казахстана, Таджикистана, но и из Китая, Южной Кореи. У себя на родине они стали известными солистами, авторами первых опер, симфоний, учебников. Иностранные студенты обогащают свои знания изучением нашей культуры, кыргызского языка. В разные годы профессорами КНК были и в настоящее время являются народные артисты СССР и Кыргызской Республики, лауреаты Государственной премии КР им. Токтогула, заслуженные артисты и деятели культуры Кыргызстана, кавалеры орденов и медалей, лауреаты международных конкурсов. Среди них А. Джумахматов, К. Молдобасанов, Э. Турсуналиев, Т. Эрматов, А. Жаныбеков, М. Темирбеков, З. Мамбеталиев, С. Юсупов, К. Айтыгулов, Э. Мадемилова, К. Сартбаева, Т. Сейталиев, С. Токтакунова, У. Полотов, Т. Мураталиев, П. Цокуренко,
С. Чоткараева, Э. Нурмамбетова,
К. Орузбаев, Р. Чокоева, К. Турапов, А. Мураталиева, З. Нарынбаева, З. Слензак-Бегалиева, К. Дюшалиев, Э. Шаршенбаев, Ч. Шалтакбаев и многие другие.

– Как выглядит международное взаимодействие консерватории?

– Консерваторцы принимают участие во многих международных форумах, фестивалях и конкурсах от Америки и Европы до Азиатского континента. Мы инициируем и целый ряд событий международного значения. Думаю, что не преувеличу, если скажу, что таким событием стал большой филармонический концерт «Чынгыз Айтматов и музыка», посвященный 85-летию со дня рождения великого кыргызского писателя. В программе прозвучали произведения композиторов Кыргызстана, Казахстана, России и США по мотивам прозы писателя, концерт из произведений композиторов стран Тюркского мира к 20-летию ТЮРКСОЙ с участием генерального директора этой уважаемой организации Дюсена Касеинова, мастер-классы выдающихся музыкантов. Это американский виолончелист Йо-Йо Ма, профессора Московской консерватории Дмитрий Башкиров, Екатерина Мечетина, Андрей Писарев, д-р Рихард Штойрер (Австрия), виртуозы Луи Склавис и Михаэль Швейзер (Франция), музыканты из Польши Шимон Бывалец, Петр Салайчик.

Почетными профессорами КНК стали выдающийся писатель Чынгыз Айтматов, московские педагоги Вера Носина и Марина Чайковская, представитель президента России по международному культурному сотрудничеству, наш земляк Михаил Швыдкой, композитор Талабхуджа Саттор из Таджикистана, ректор Национального университета искусств в Астане Айман Мусаходжаева, ректор Казахской Национальной консерватории им. Курмангазы Жания Аубакирова, профессор Бернхард Вульф (Швейцария), народный артист Казахстана Шахимардан Абилов, прекрасный пианист из Германии Амир Тебенихин и ряд других выдающихся деятелей культуры и искусства.

– Национальная консерватория могла бы играть большую роль в приобщении нашей молодежи к большому искусству. Намерены ли вы интенсифицировать работу в этом плане?

– Музыкальное просвещение, я бы сказал, особая страница деятельности нашего вуза. В консерватории создан музей, в составе которого коллекция кыргызских музыкальных инструментов и инструментария других народов. Она постоянно пополняется за счет приобретений в зарубежных командировках и дарений наших друзей. Школьникам из новостроек Бишкека посвящен специальный цикл лекций-концертов «Вместе с музыкой», в котором приняли участие лучшие творческие силы. Инициатором стал Международный общественный фонд «Инициатива Розы Отунбаевой», как и нынешнего масштабного проекта на сцене консерватории «Музыка – душа народа», посвященного культурам национальных диаспор в Кыргызстане, совместно с Ассамблеей народа Кыргызстана и Общественной телерадиокомпанией. В ближайшее время планируем фестиваль, посвященный 75-летию великого баса современности Булата Минжылкиева, конкурсы и концерты к дню Великой Победы, к 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского, к Международному дню танца и так далее. Вообще, хочу отметить, что Большой зал консерватории после капитального ремонта и полного переоборудования стал одной из лучших концертных площадок в стране. Молодым артистам нужна сцена, нужен оркестр, публика, без этого не стать профессионалом, и консерватория предоставляет сцену даже самым юным исполнителям – учащимся детских музыкальных школ.

– Не секрет, что уровень культуры в нашем обществе крайне низкий. В чём, на ваш взгляд, причины стремительного и продолжающегося падения культуры и образованности в нашей стране?

– Как и все страны мира, Кыргызстан испытывает влияние глобализма – и позитивное, и негативное. Новая эра Кыргызской государственности еще ярче высветила такие ценности, как память, духовность, их приоритет над технократией и коммерциализацией. Стремительное распространение массовой культуры через кино, телевидение, Интернет «стирает» из нашей памяти даже материнские напевы. Но такой вакуум, как известно, чреват гуманитарной катастрофой, угрозой культурной самобытности общества. Отсюда и временный кризис культуры и образованности, о котором вы говорите. Напомню, что еще в XI веке один из выдающихся мыслителей Востока Жусуп Баласагын поставил в основу своей философии культуру человека и сообщества. Наш великий соотечественник Чынгыз Айтматов поставил культуру и искусство в один ряд с самой жизнью, и действительность каждый день подтверждает его правоту. Позволю себе привести одну цитату: «Музыка – это одна из неисчислимых трансформаций солнечной энергии, она исходит из недр Вселенной, а композитор, как радар, улавливает музыку из космоса, формирует ее, гармонизирует, делает ее конкретно звучащей. Иначе говоря, музыка – это звуковое преображение вселенского Пространства и Времени» (Ч. Айтматов, «Тавро Кассандры». – Прим. ред.).

Да, музыка, наверное, по своему воздействию сильнейшее из искусств, но она всегда нуждается в креативных силах, которые разворачивают ее «к новым берегам», как говорил Модест Мусоргский, в то же время, не забывая о духовности, завещанной нам предками. Помимо выпускников консерватории, мой класс окончили многие композиторы, которые сейчас активно трудятся в Кыргызстане, России, Франции, Великобритании, Германии, Чехии, Италии, в Китае. И для того чтобы вывести современную национальную композиторскую и исполнительскую школу на мировую орбиту, мы планируем в ближайшее время создать принципиально новую общественную структуру – Международную ассоциацию кыргызских композиторов, исполнителей и музыковедов. Так что впереди много работы…

– Благодарю вас за беседу.

Подготовил Эрик ИСРАИЛОВ

26 марта 2015 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
15:37 // Общество
Где же оно разумное, доброе, вечное?
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg