ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
18 апреля 2024, 23:09

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 13:30
Раздел: Общество

Виртуоз – Карамолдо Орозов!

132 года прошло со дня рождения Карамолдо ОРОЗОВА. Великий комузист оставил ярчайший след в музыкальном наследии кыргызского искусства.

Самые известные его мелодии «Шайыр камбаркан», «Кербез», «Камбаркан», «Ибарат», «Сынган бугу», «Насыйкат» и десятки других кюу (кїї – мелодия, мотив) являются основным репертуаром академического оркестра народных инструментов. Оркестр Государственной филармонии имени Токтогула Сатылганова сыграл значительную роль в жизни и творчестве Карамолдо ОРОЗОВА. «…Оркестр, созданный по инициативе прекрасного музыканта, композитора и педагога, народного артиста Киргизии Петра Шубина, собрал в своем составе многих знаковых личностей национального искусства. Для организации оркестра из всех сел и айылов республики были приглашены лучшие народные музыканты: комузисты, кыякисты, чоористы, певцы и манасчи. Среди первых двадцати музыкантов, составивших костяк художественного коллектива, помимо К. Орозова, были М. Куренкеев, А. Огонбаев, М. Баетов, Ш. Термечиков, К. Акиев, М. Мусулманкулов, А. Усенбаев и Ы. Туманов. Музыкальную основу оркестра составляли комуз и кыяк, в мастерских Москвы и Алматы специально для коллектива была осуществлена их реконструкция. На базе трехструнного щипкового комуза была создана целая группа инструментов, соответствующая балалаечной группе русского народного оркестра. Трехструнный кыяк послужил основой для создания смычковых инструментов, соответствующих струнной группе симфонического оркестра. Обновление струнных оркестровых групп позволило коллективу наряду с национальным репертуаром успешно исполнять произведения русской и зарубежной классики…», – вспоминал профессор Сагыналы СУБАНАЛИЕВ. В 1960 году Заслуженному коллективу Киргизской ССР было присвоено имя Карамолдо ОРОЗОВА.

Концертный репертуар оркестра состоял из инструментальных пьес Карамолдо Орозова, Токтогула Сатылганова, Муратаалы Куренкеева, песен А. Малдыбаева, Атая Огонбаева, Мусы Баетова. В последующие годы для оркестра написали свои произведения известные композиторы В. Власов, В. Фере и М. Чемберджи.

Как известно, комузиста определяют по его принадлежности к так называемым эстрадно-виртуозным или строго-сдержанным народным школам игры. У эстрадно-виртуозных превосходная техника пальцев левой руки, отличные навыки в использовании разнообразной фактуры инструмента, виртуозное умение блеснуть исполнительским темпераментом и богатыми внешне эффектными приемами звукоизвлечения, говорят исследователи.

Карамолдо Орозов был ярким представителем строго-сдержанной народной школы игры. «…Ему было присуще органичное сочетание всех компонентов художественно-выразительных средств, их отшлифованность и уравновешенность. Это можно было заметить и в осанке, и в выражении лица великого комузчу, и особенно в его глубоко содержательном репертуаре, направленном на раскрытие внутренней красоты исполняемых им кюу…», – писал в своем труде профессор Сагыналы СУБАНАЛИЕВ.

Виртуозную игру Карамолдо ОРОЗОВА исследователи сравнивают с игрой гениального Паганини. Современники рассказывали о его уникальной музыкальной памяти и слухе. Ж. Кыпчаков, народный артист КР, рассказывал, что в 1958 году, когда из Всесоюзного дома радио приехали специалисты для записи на пленку кыргызских народных певцов и музыкантов, случилось так, что, когда приступили к записи Карамолдо ОРОЗОВА, рабочий день заканчивался. Возникла необходимость сделать еще один дубль. Было решено записать его через день. Специалисты были уверены, что он ошибется в тональности или возникнут другие трудности. Виртуоз настроил свой комуз в нужной тональности и произвел сильное впечатление на специалистов, успешно закончив запись.

Страсть к музыке и любовь к национальному инструменту у юного Токтомамбета увидел его отец-комузист. Токтомамбета в народе стали называть Карамолдо, поскольку он получил образование в медресе. Он писал и читал на арабском языке. Благодарные слушатели любя прозвали его Смуглый правоверный – Карамолдо.

Пятнадцатилетним подростком юный Карамолдо начал играть перед зрителями и широкой аудиторией, смог достичь всесоюзного признания и получить множество различных наград и званий. Его талант и умение раскрыл в нём отец. Сегодня среди потомков Карамолдо ОРОЗОВА есть музыканты.

В последние годы виртуоза стали называть символом народной музыки. Хочется надеяться, что современный слушатель не потеряет тонкую нить, связывающую современность с истоками, и сможет наслаждаться прекрасным звучанием народного инструмента, будет помнить и хранить своё духовное наследие.

Подготовила
Чынара ЖУМАКАДЫР

26 ноября 2015 г.

СПРАВКА

Карамолдо Орозов (выступал под псевдонимом Токтомамбет; 17 ноября 1883 г., Пржевальский уезд Кунгай-Аксуйской волости, Российская империя (ныне Иссык-Кульская область, Киргизия) — 8 июля 1960 г., Фрунзе, Киргизская ССР (ныне Бишкек, Киргизия)).

Первоначально учился музыке у своего отца, также музыканта-комузиста. Примерно с 15-летнего возраста, то есть с 1898 года, начал выступать как комузист с народными киргизскими песнями, получив известность талантливыми наигрышами мелодий «Дарыйкан» и «Калмыцкий танец». В 1916 году участвовал в народном восстании, связанном с призывом царским правительством жителей Средней Азии на фронт Первой мировой войны в качестве строителей окопов, в годы Гражданской войны участвовал в революционном движении на стороне красных. В 1928 году его заметил советский киргизский поэт и политик Кысым Тыныстанов, и по просьбе последнего фольклорист А. Затаевич записал у Орозова около 250 мелодий для комуза.

В 1932 году он переехал во Фрунзе и до 1936 года работал актёром Киргизского театра во Фрунзе, в 1935 году получил звание народного артиста Киргизской ССР. С 1936 года стал солистом оркестра народных инструментов Киргизской филармонии. В 1939 году получил премию Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах в Москве и вошёл в состав Союза композиторов СССР. В 1940—1941 годах посещал курсы композиторов-мелодистов в Москве. В годы Второй мировой войны гастролировал по колхозам и совхозам Средней Азии. С 1958 по 1960 год преподавал во Фрунзенском музыкальном училище, также был депутатом Верховного совета Киргизской ССР 3-го созыва. Был награждён орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, несколькими почётными грамотами Киргизской ССР. После его смерти 25 февраля 1961 года его именем был назван Государственный оркестр народных инструментов.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg