ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
02 августа 2025, 20:11

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:41
Раздел: Спорт

Болот МОТУКЕЕВ: «Мы предлагаем детально разработанную, научно обоснованную систему управления физкультурно-спортивной отраслью»

В конце ноября состоялась генеральная ассамблея НОК КР, где среди прочих вопросов повестки дня был заслушан доклад президента Национальной Олимпийской академии КР Болота Мотукеева. Впервые на столь высоком спортивном уровне прозвучали откровенно критические оценки состояния кыргызского спорта.

В начале нового олимпийского цикла известный спортсмен и ученый, доктор социологических наук, экс-директор Госагентства по делам молодежи, физкультуры и спорта при правительстве КР  Болот Джакинбаевич Мотукеев призвал спортивных деятелей к честному разговору и принятию правильных ориентиров на будущее. С ним мы беседуем о том, что конкретно сегодня нужно сделать в сфере физкультуры и спорта, что мешает развитию, как ввести рыночные принципы в спортивную отрасль и о других проблемах.

– Болот Джакинбаевич, каково положение в сфере физкультуры и спорта, что свидетельствует о негативных тенденциях, какими параметрами можно подтвердить необходимость в переменах?

– Пора сказать правду: государственная политика в спорте не проводится. Это у нас на бумаге записано понятие «государственная политика», а в реальности ее нет. Пора не на словах, а на деле проводить государственную политику в спорте. Отсюда и все наши беды, отсутствие медалей на Олимпийских играх, редкие награды с мировых первенств. Хотя мы гордимся: у нас действует надежная, оправдавшая себя советская система спорта. А ведь времена меняются, почему же мы живем стереотипами, а не пытаемся развить новые направления, применить новые технологии и методологию?! Потому я и призвал своих коллег поговорить откровенно – ради будущего здоровья народа и спортивных успехов нашей страны. Ведь имеющиеся проблемы не решаются годами, а, наоборот, усугубляются с каждым годом, в том числе финансовые, кадровые, инвестиционные, организационно-управленческие и другие.

Госагентство по делам молодежи, физической культуры и спорта – проводник государственной политики в спорте – пытается изменить ситуацию, но ничего не получается. Потому что Госагентство данные изменения связывает только со своими нижестоящими спортивными структурами (областные и райспорткомитеты, детско-юношеские школы олимпийского резерва, дирекции по национальным, олимпийским и неолимпийским видам спорта и др.) и не думает, как активизировать потенциал общественных, а также частных физкультурно-спортивных структур. Например, федераций по видам спорта. При том, что на международной арене нашу страну представляют именно федерации по видам спорта.

– То есть деньги вбухиваются в спорткомитеты и спортшколы, а Федерации ходят с протянутой рукой, так получается?

– Так оно и выходит. Допустим, на практике деньги из скудного бюджета выделяются федерациям, имеющим медальный потенциал. Остальные решают проблемы финансирования сами. Ищут спонсоров, олигархов, обивают пороги начальников всех рангов. А ведь надо же создать условия федерациям, избавить их от финансовых проблем. Поскольку традиционными организационными формами и методами проблемы не решаются, мы предлагаем воспользоваться рыночно-ориентированной «Системой управления физкультурно-спортивной отраслью». В настоящее время это предложение актуально, так как на следующий год общее финансирование нашей отрасли сокращается на 40 млн сомов. Поэтому Госагентство планирует сократить финансирование видов спорта.

– Пойдет ли на это Госагентство?

– Должно пойти, ведь система управления спортом устарела. Настало время внедрения рыночных механизмов. Если мы – Госагентство, общественные, частные физкультурно-спортивные структуры – будем едины в желании добиться решительных перемен, то преодолеем все трудности.

Возьмем итоги двух предыдущих Олимпиад. Сколько было дискуссий, идей и предложений, вплоть до отставки всех спортивных руководителей. Но кардинально-то ничего не изменилось. Выводов практически не сделано. Наши руководители всегда ссылаются на несвоевременное перечисление средств. Поэтому наши спортивные деятели так сильно радуются первой за последние шесть лет бронзовой медали чемпионата мира по вольной борьбе, завоеванной Эламан уулу Догдурбеком. А ведь их могло быть, и должно было быть, несколько, много!

Хотя еще до Лондонских игр мы предлагали спорт высших достижений, как это принято во всем мире, перевести на принципы профессионализации и коммерциализации. Получается так, что мы сами же украли у себя олимпийские медали в Рио!

– Здоровье человека закладывается в детстве. Как в этом отношении у нас обстоят дела?

– Хуже некуда. Следует признать, что у современных детей и молодежи значительно ограничен уровень двигательной активности, физическое состояние находится в катастрофическом положении. Виной этому их образ жизни: игры на компьютерах, поездки на транспорте в школу и обратно, всеобщая автоматизация услуг и т.д. Поэтому как никогда важна роль физической культуры и спорта для нормального развития. Приведу статистику: если еще 4-5 лет тому назад 34-37% детей младших классов г. Бишкек имели искривление позвоночного столба (сколиоз), то на сегодня – 57%; от 32% до 45% учащиеся старших классов и до 30% студенческой молодежи освобождены от физкультурно-спортивных занятий по состоянию здоровья; от 27% до 47% старшеклассников в зависимости от места проживания имеют 2-3 хронических заболевания; до 92% молодежи призывного возраста не могут сдать нормативные тесты на физическую подготовленность.

– Действительно, положение катастрофическое.

– Если население нашей страны ежегодно увеличивается до 2%, то количество людей, впервые обращающихся за врачебной помощью, – на 4,2%, а инвалидность – на 6%. То есть население увеличивается в арифметической прогрессии, а больные – в геометрической. Это очень опасная тенденция, которая стремительно усиливается с каждым годом и отрицательно влияет на генофонд нашего народа. Об этом говорится в книге «Генофонд народа Кыргызстана: комплексное исследование», изданной Академией наук КР в 2014 году. Если еще 10-15 лет тому назад трудно было найти в доме лекарственные средства, то в настоящее время в каждой семье есть запасы таких средств, и это никого уже не удивляет! А ведь лекарственная зависимость передается по наследству! Поэтому очевидно, что пора смело переходить на новые формы и методы работы, ибо ничего мы уже больше не теряем!

– Что лежит в основе ваших предложений, насколько они обоснованны?

– Нами разработана инновационная Концепция – «Система эффективного управления физкультурно-спортивной работой в Кыргызской Республике», которая состоит из двух частей: «Нормативных основ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ и студенческой молодежи – Президентских тестов» и «Системы взаимоотношений государства с федерациями по видам спорта, ведущими тренерами и спортсменами на контрактной основе». Основные положения данного нормативно-правового документа послужили основой моей докторской диссертации. То есть Концепция научно обоснована. Главная цель Концепции – физкультурно-спортивные услуги должны стать экономическим товаром массового потребления. Если мы достигнем данной цели, то будут решены все проблемы физкультурно-спортивной сферы. Тогда наша сфера не будет так сильно зависима от государственного бюджета.

– Ваши нормативы – аналог советского ГТО? В России также возвращаются к данному комплексу.

– Действительно, предлагаемые нами «Нормативы-Президентские тесты», аналог Физкультурно-спортивного комплекса ГТО СССР. Но в отличие от нормативных комплексов других государств СНГ наши состоят из «физкультурной» и «спортивной» направленности. Введение спортивного направления было результатом наших социологических исследований, в ходе которых желание заниматься спортом было выявлено у 94% детей и молодежи, при этом только 6% детей хотели заниматься физкультурой.

Благодаря спортивной направленности у федераций появятся большие возможности спорта «заработать» внушительные финансовые средства.

– Расскажите о нормативах, что даст молодому человеку их успешное освоение и преодоление по вашей концепции?

– По нашему ноу-хау, которого нет в других странах СНГ, механизмом развития массовой физической культуры и спорта являются социально-экономические и морально-нравственные поощрения, если человек успешно сдаст нормативные испытания. Успешно преодолевая нормативные испытания, молодой человек активно продвигается и по социальной лестнице, к будущему положительному социальному статусу в обществе.

В чем могут выражаться успехи? В дополнительных баллах старшеклассникам, дающих льготы при поступлении в ВУЗ, первоочередном предоставлении общежития, приоритетном праве выбора места службы в армии и т.д. А те, кто не занимается спортом, не набирают баллы, могут остаться в проигрыше. Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность превращается в фактор социального развития человека. Поэтому мы и говорим о физкультурно-спортивных услугах как востребованном «экономическом товаре», потому что такие услуги будут оказываться, в основном, на платной основе.

Если в других странах сдача нормативов может проводиться один раз в год, то по нашей концепции молодежь будет «вынуждена» заниматься ею систематически. Чем больше секций откроют федерации по стране, тем больше у них будет финансовых средств. Таким образом, переводя физкультурно-спортивную отрасль на рыночные рельсы, мы добьемся как массовости физической культуры и спорта, так и финансовой обеспеченности на уровне федераций и других общественных физкультурно-спортивных организаций.

– Как прошла апробация ваших нормативов, что выявилось в ходе пилотного проекта?

– «Нормативы-Президентские тесты» были успешно апробированы в ряде учебных заведений. В 2014-2015 годах они были внедрены в практику в 22 учебных заведениях на экспериментальной основе. Эксперимент показал отличные результаты как в части развития массовой физической культуры и спорта, так и по показателям уровня физической подготовки детей и студентов. К примеру, за короткое время в три раза повысилась массовость физической культуры и спорта среди старшеклассников!

Об этом говорят официальные материалы конференций педагогов, письма и отчеты руководителей ряда учебных заведений. Также свое положительное отношение к Концепции «Нормативы-Президентские тесты» выразили спикер и депутаты Жогорку Кенеша КР А. Жээнбеков, Т. Зулпукаров, К. Жолдошбаев, Т. Икрамов, А. Исмаилова, ученые и многочисленные авторитетные специалисты физкультурно-спортивной отрасли.

– В чем суть новых взаимоотношений Госагентства, федераций и ведущих спортсменов?

– В том, что массовость спорта и обеспеченность федераций по видам спорта финансовыми средствами дает им возможность готовить талантливых спортсменов для спорта высших достижений, переводя их на контрактное взаимоотношение с государством. Другими словами, за конкретного подготовленного спортсмена федерации получают от государства соответствующее финансовое вознаграждение. К примеру, по нашим расчетам, если мы заключим контракт с 40 спортсменами и предусмотрим на каждого из них до 10 тыс. долларов ежемесячно, то это составит около 200 млн сомов в год из 600 млн. сомов бюджета Госагентства.

На эту сумму спортсмен может нанять себе тренера (возможно иностранного специалиста мирового уровня, который сможет обеспечить олимпийскую медаль), выбрать место учебно-тренировочных сборов (возможно за границей), спарринг-партнера, выстраивать календарь соревнований с учетом своих интересов и т.д. Также, спортсмен высокого класса, заключая контракт с государством, будет мотивирован достижением максимального спортивного результата. Отдельным пунктом в контракте должны быть оговорены его перспективы после завершения спортивной карьеры.

Тогда у нас бы не было спортивных «туристов». Все бы ехали за медалями. Тренеры же, с которыми не будут заключены контракты, перейдут на «обслуживание спортивной направленности» «Нормативов», но если они подготовят талантливого спортсмена, то могут вернуться к контрактной системе взаимоотношений с государством. Данная контрактная система может быть разработана в любой момент, если спортивная общественность поддержит идею. Олимпийская академия готова сама воплощать свою идею в спортивную практику и нести за это ответственность, в отличие от горе-реформаторов спортивной отрасли, но об этом чуть позже.

– Пилотный проект оправдал себя, когда же начнется повсеместное внедрение?

– Здесь есть проблемы. Идет, можно сказать, тихий саботаж, причем не только со стороны Минобразования, но и Госагентства по спорту. Хотя от последнего я ожидал поддержки. Уже второй год не можем прийти к совместному решению по данному вопросу, так как отдельные работники МОиН и Госагентства, показывая свою некомпетентность, занимаются «отписками», приводя различные, бездоказательные причины, и не исполняют вышеотмеченный приказ своего же ведомства, не говоря уже о Распоряжении Правительства Кыргызской Республики.

Вот как «образованцы» комментируют свое отношение к предлагаемым (истинным, а не показушным) реформам. Отмечая «хороший уровень повышения интереса учащихся к физкультурно-спортивной деятельности на систематической основе данных Нормативов», тем не менее, работники МОиН отмечают, что «повсеместное введение в практику предложенной Концепции и «Нормативов-Президентских тестов», ввиду отсутствия научной, в том числе медицинской основы, может привести к непредсказуемым результатам и, возможно, негативно отразится на дальнейшем развитии в республике массовой оздоровительной физической культуры и спорта».

Сначала констатируют хороший уровень, а затем посыпают голову пеплом, предупреждая о возможной (!) непредсказуемости и негативности внедрения нашей методики. Где логика, где анализ?! Результат же налицо!

– А что же Госагентство, тоже против нормативов и систематических занятий детей физкультурой и спортом?

– По мнению некоторых «специалистов» Госагентства, государство само сможет решить все проблемы физкультурно-спортивной отрасли. Они уверяют, что организация физкультурно-спортивных услуг на платной основе негуманна, народ находится в трудной экономической ситуации и т.д. Болеют за государственные деньги, смотрите-ка. А протирать штаны, сидя в теплых кабинетах за государственный счет, значит, гуманно?!

Наши перспективы сегодня – в рыночных взаимоотношениях, хватит уже полностью полагаться на бюджетное финансирование. Руководителям спорта Кыргызстана надо занять принципиальную позицию! Ибо государственные органы управления спортивной отраслью не могут и не смогут дальше обеспечить развитие массовой физкультурно-спортивной работы и подготовку спортсменов высокого класса. Поскольку находятся в плену старых догм, старой системы. Это было возможно в условиях могучего советского государства. Пора забыть о тех временах и воспользоваться позитивными, эффективными идеями и предложениями.

– По старой системе – это работа от зарплаты до зарплаты, приписки и «мертвые души»?

– Вот иллюстрация деятельности Госагентства недавнего прошлого. По результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности Госагентства по физической культуре и спорту за 2014-2015 годы Счетной палатой КР было выявлено, что 55% физкультурно-спортивных мероприятий по Календарю спортивно-массовых мероприятий не выполняются своевременно. А это означает сумму в 350-380 млн сомов.

Значит, большое количество федераций по видам спорта не проводят своевременно необходимые учебно-тренировочные сборы и не выезжают на соревнования. А если и выезжают, то на собственные финансовые средства, которые в перспективе: или возмещаются (часто за «откаты» определенных сумм), или не возмещаются вообще. Однако в конце года, чтобы исполнить государственную бюджетную дисциплину, Министерство финансов КР перечисляет всю «оставшуюся» сумму Госагентству (возможно, тоже за «откаты» Минфину, хотя министр финансов говорит, что все заявки Госагентства исполняются моментально, и поэтому само Госагентство имеет «корыстные» интересы, не подавая своевременно заявку).

Сам факт «отсроченного» перечисления данных финансовых средств, по нашему мнению, создается искусственно и порождает коррупционные последствия. Ибо, во-первых, использование финансовых средств вне мероприятий Календаря Госагентства, который утверждается Коллегией Госагентства в начале года, как органом высшей инстанции Госагентства, уже можно расценить как нецелевое, даже под различными «благовидными» причинами. Если проследить схемы дальнейшего использования данных средств, то можно выявить немало фактов коррупционных проявлений (например, заказ и распределение спортивной формы спортсменам в марте 2015 года).

– Бюрократия всегда найдет средства для себя, любимой! Не зря кто-то из классиков сказал «Бюрократы – это навозные мухи в супе нашего государства!»

– Вот и я о том же. По результатам проверки Счетной палаты установлено, что до 70% финансовых средств Госагентства направляются на выплату заработной платы работникам и тренерскому составу Госагентства, а 30% – на собственно спортивные нужды. А должно быть наоборот, если мы хотим растить спортсменов высокого класса, то есть – 70% на спортивные нужды, а 30% – на заработную плату. Эти же показатели три-четыре года тому назад были 50х50, то есть – неблагоприятный рост доли заработной платы – налицо! Если же учесть, что Госагентству сокращают бюджет на 2017 год на сумму 40 млн сомов и одновременно планируется прием 56 детско-юношеских спортивных школ Министерства образования и науки на баланс Госагентства, то не трудно спрогнозировать – доля заработной платы в будущем еще больше увеличится!

– Бюджеты Минобразования и Госагентства не сравнить, разница огромна. Зачем же Госагентству взваливать на себя столь непосильную ношу?! Справиться бы со своими ДЮШОРами!

– Что же представляют собой эти спортивные школы при Госагентстве? Мурат Саралинов в бытность директором Госагентства тоже интересовался их деятельностью. По его распоряжению от 20.11.2013 года была проведена проверка, в результате которой в шести проверяемых местах спортивно-тренировочных занятий не было занятий, а в некоторых местах отсутствовали даже сами залы! Также у многих тренеров не оказалось трудовых книжек, или они были «новенькими»; их ученики не выступали на соревнованиях порою годами.

Кто же будет работать с энтузиазмом, если заработная плата составляет 5-6 тыс. сомов в месяц?! А если учесть, что 67% тренерского состава спортивных школ Госагентства не имеют высшего физкультурно-спортивного образования, то возникают вопросы – откуда будут спортивные результаты?! Именно поэтому за 25 лет суверенитета нашей страны спортивные школы Госагентства не подготовили ни одного спортсмена высокого класса, хотя данные школы носят статус «олимпийского резерва», что предусматривает дополнительное финансовое поощрение!

Также по соотношению количества «заслуженных тренеров страны» на количество спортсменов высокой квалификации мы идем впереди планеты всей. Среди «заслуженных» даже имеются директора пансионатов, которые за свою жизнь не провели ни одной тренировки! Естественно, и здесь предусмотрены финансовые поощрения.

– Все-таки, сможет ли Госагентство в нынешних условиях управлять еще пятью десятками детских спортшкол Минобразования? Сколько там учащихся? Или есть вера в то, что количество перейдет в качество, то есть кто-нибудь из тысяч юношей и девушек когда-нибудь «выстрелит» и станет чемпионом?

– В этих 56 детско-юношеских спортивных школах, которые переходят на баланс Госагентства, якобы занимаются 32 000 учащихся, а в системе Госагентства по делам молодежи, физической культуры и спорта – 18 школ, где якобы занимаются 12 000 детей и молодежи. Допустим, что мы поверили и будем считать, что занимающихся спортом всего 40-45 тыс. человек. Если учесть, что Госагентство направляет на деятельность данных структур до 40% своего бюджета, а нам необходимо привлечь к систематическим занятиям до 260 тыс. человек, то есть – в 7 раз больше, так как Всемирная организация здравоохранения рекомендует охватить как минимум 15% репродуктивной части населения для сохранения генофонда народа, то логично было бы в 7 раз увеличить государственные расходы! Сможет ли это сделать государство?! Нет!

– Очередные игры в реформы?

– Никакая передача 56 школ МОиН Госагентству, обсуждаемая в настоящее время, не обеспечит искомый результат, так как понятие «реформа» предполагает новые концептуальные подходы в решении имеющихся проблем, а не «механическую» передачу некоторых физкультурно-спортивных функций друг другу или на основе увеличения-сокращения количества физкультурно-спортивных структур и т.п.! Но в то же время надо признать, есть отдельные тренеры-энтузиасты, которые имеют достаточное желание готовить спортсменов высокого класса, но совершенно обесточены в финансовом отношении, и такое положение не дает им реализоваться. В качестве примера можно привести письмо тренера Сломнюка.

Спортивные школы системы Госагентства в большинство своем не имеют собственной физкультурно-спортивной базы, а общеобразовательные школы системы МОиН не станут в перспективе предоставлять свои спортивные залы бесплатно для спортивных занятий, так как вышеотмеченные школы выйдут из-под их юрисдикции. Нетрудно понять, что основные наши проблемы еще впереди. Тем более, что само Госагентство не может годами оплатить арендуемые спортивные залы. Пример – письмо О. Молдодосова. Так дойдем до сокращения количества спортивных школ!

– Вновь вернемся туда, откуда начинали!

– Если мы желаем действенных реформ в сфере физкультурно-спортивной жизни, то следует создать необходимые условия для эффективной работы общественных и частных спортивных организаций. Естественно, под контролем государственных органов управления. Вот вы спрашивали о позиции Госагентства. Сегодня в пику мне, отбрасывая апробированную на практике (!) мою программу как ненаучную, «альтернативную» программу разрабатывает глава Общественного совета при Госагентстве по делам молодежи, физкультуры и спорта. Этот человек далек от науки, не опубликовал ни одной научной статьи по проблемам спорта, а предъявляет претензии в ненаучности мне, доктору социологических наук.

Хотелось бы напомнить, что подобные «горе-реформаторы» из Госагентства, среди которых и бессменный статс-секретарь, не раз осуществляли различные необдуманные перемены на практике и никакой ответственности не понесли. Например, в свое время ликвидировали ЦОП, создавая Центры по видам спорта, потом через 2-3 года вновь реанимировали ЦОП, ликвидировав Центры. Следом ликвидировали областные спортивные структуры якобы для усиления районных структур, потом опять ликвидировали районные, создав, как прежде, областные, а сейчас желают, наоборот, создать районные структуры. Их реформаторский зуд касается и других структур. И все это проводилось под знаменем реформ!

– Не кажется вам, что должность статс-секретаря становится тормозом развития? Простых кадровиков превратили в мощный рычаг управления, чего стоит их несменяемость!

– Так это была инициатива первого президента, который боролся с оппонентами, везде хотел иметь свои глаза и уши! Должность, по большому счету, политическая. А мы все ведёмся на сказки о роли статских секретарей в управлении.

– К кому вы апеллируете? Кто должен вас услышать?

– Осталась последняя инстанция – президент. Мы уверены, что президент страны поддержит наши инициативы, так как он в течение многих лет активно поднимает вопрос о важности оздоровления народа, систематически встречается со спортивной общественностью, ездит по регионам и принимает личное участие в открытии физкультурно-спортивных комплексов, предлагая в том числе внести в преамбулу Конституции КР нормативное понятие, что здоровье человека – это наивысшая ценность общества.

Мы хорошо понимаем и несем всю ответственность за результаты «Нормативов-Президентских тестов», если они будут внедрены в практику по предлагаемой нами Концепции. Это детально разработанная, научно обоснованная система управления физкультурно-спортивной отраслью, которую можно совершенствовать. Хуже, когда ее нет вовсе! Я попросил зафиксировать наши предложения в постановляющей части состоявшейся Ассамблеи, а Шаршенбека Абдыкеримова и Каната Аманкулова – поднять данный вопрос в Администрации Президента и Правительстве Кыргызской Республики.

Подождем, хотя медлить уже нельзя!

Беседовал
Темирбек МАМАТКАНОВ

22 декабря 2016 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:45 // Общество
Адольф Гитлер, пример для депутата Сулейманова
(17 комментариев)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2025 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg