№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Блиц–Опрос1 Какие сценарии развития политической ситуации возможны, если А. Атамбаев будет избран лидером СДПК? 2 В чем причина дисбаланса экономического развития между центром и регионами? 3 Насколько эффективно столичные власти ведут борьбу с несанкционированной стихийной торговлей? Сергей КОЖЕМЯКИН, журналист 1 Если Алмазбек Атамбаев станет руководителем Социал-демократической партии, а судя по поступающей информации, вопрос это уже решённый, то мы увидим продолжение тенденции последних нескольких лет. А именно, попыток сохранения всей полноты власти в руках ближайшего окружения экс-президента, причем на неопределенно длительное время. С этой целью была инициирована конституционная реформа, ради этого А. Атамбаев и его соратники приложили максимум усилий для победы «своего» кандидата на президентских выборах. Следующим шагом после избрания Атамбаева лидером СДПК будет стремление того же самого круга обеспечить убедительную победу социал-демократов на выборах в 2020 году. А в сформированном затем правительстве Алмазбек Атамбаев вполне сможет занять пост премьер-министра. Непонятно, правда, как всё это согласуется с неоднократными обещаниями бывшего главы государства добровольно передать власть и «дать дорогу молодым». По сути, старая команда и прежние лица никуда не делись и продолжают быть истинными руководителями Кыргызстана. 2 Причина в выбранной в 1991 году социально-экономической модели. Советская власть уделяла большое внимание равномерности экономического развития всех регионов, как в масштабе всего СССР, так и в каждой республике в отдельности. Можно вспомнить, например, электротехнический завод в Каджи-Сае, завод «Оргтехника» в Мин-Куше, Кадамжайский горнометаллургический комбинат и многие другие крупные промышленные предприятия, а также коллективные крестьянские хозяйства, на которых были заняты тысячи человек. После развала СССР в Кыргызстане утвердилась по-настоящему уродливая экономическая система. Отказ от государственного планирования, массовая приватизация, необдуманная аграрная реформа привели к тому, что основой нашей экономики стало примитивное правило «купи — продай». Перекройте реэкспорт, уберите денежные переводы трудовых мигрантов или закройте принадлежащий иностранцам «Кумтор» — и экономика рухнет. В то же время сельское хозяйство, раздробленное на сотни тысяч мелких фермерских хозяйств, находится в глубоком кризисе. Почти полностью уничтожена перерабатывающая промышленность. Ликвидировано большинство предприятий, составлявших гордость советского Кыргызстана. В этих условиях регионы оказались погружены в нищету и безработицу. Их жители вынуждены в поисках работы ехать либо в Бишкек, либо за границу. 3 Пока существенных успехов в этом направлении я не вижу. В самых разных местах города можно встретить торговые точки, вызывающие множество вопросов в отношении той же санитарной или пожарной безопасности. А это прямая угроза жизни и здоровью граждан. Почему же не ведется целенаправленная борьба со стихийной торговлей? Во-первых, это очень обширное поле для коррупционных нарушений. «Мзду» с торговцев могут брать все, начиная с инспекторов и сотрудников правоохранительных органов до чиновников местных администраций. Во-вторых, власти не решаются на жесткое противодействие из-за боязни социального взрыва. Для тысяч людей стихийная уличная торговля – единственная возможность выжить. А потому, если мы хотим искоренить проблему, а не заниматься «показательной поркой», нужно целиком менять существующую социально-экономическую модель. Зульфия МАРАТ, политолог 1 C моей точки зрения, существуют два возможных сценария. Первый — А. Атамбаев, находя полное понимание со стороны нового президента, ведет согласованную с ним политику по дальнейшему развитию социально-политических процессов, не исключающую время от времени конфликтов с обществом и другими политическими группами, находящимися вне круга «верховной власти». Второй — А. Атамбаев и новый президент не находят полного взаимопонимания, что ведет к ряду конфликтов между аппаратом президента, правительством и парламентом. Теоретически Атамбаев и новый президент могут вообще не найти общий язык, но это только теоретически. А практически ситуация пока находится в зыбком промежуточном состоянии между первым и вторым сценариями. Лидер СДПК – это широкие возможности контроля над действующим президентом, правительством. Это также и возможности манипулирования мнением депутатского корпуса, части региональных лидеров. Поэтому речь идет о том, насколько А. Атамбаев сможет удачно взять в свои руки этот штурвал и для каких целей. Пока он вслух и внятно для общества не озвучил, лишь в общих чертах. 2 Замечательно, что текущий год назван Годом развития регионов. Я думаю, если дать региону право снимать с должности представителя отраслевого ведомства и министерства, это приведет к экономическому хаосу. У нас многие районы изначально дотационные, ибо у страны нет цельного плана развития экономики в целом, где развитие регионов является неотъемлемой частью. То есть нет координационного центра. НСУР – это просто план привлечения инвестиций, помимо других элементов. Например, где и в каком районе успешнее развивать рыбное хозяйство, производство строительных материалов и другое, вам никто так сразу и не скажет. Так, нет понимания специфики каждой области. Отсюда и в регионах бессистемная трата грантов, кредитов под очередную кампанию проектов «Таза суу», ирригации и так далее, что ни к чему хорошему не приведет. Деятельность микрофинансовых организаций в стране свидетельствует об огромной демонетизации экономики. У населения регионов, живущих натуральным хозяйством, практически денег не было бы, если бы мигранты не присылали переводов. И все равно оно вынуждено идти в долговую кабалу микрофинансовых организаций. Таким образом, оборотных средств явно мало в стране, не говоря уже о капитальных вложениях. Государство в лице «короткоживущих» правительств не знает, сколько, куда и в какой период давать в регионы даже те деньги, которыми владеет. В реальности никто не заинтересован в решении этих вопросов. Коррупция разъела всю госмашину. Только президент — наиболее «длительно живущий» элемент госуправления — может попытаться решить подобную проблему, подвигая другие ветви власти к координации. 3 Несанкционированная стихийная торговля – признак высокой безработицы и общей необустроенности быта людей в стране. Но если сравнить с временами лихих 90-х годов, то сейчас в городах более нормализован этот вопрос, так как появилось много торговых площадок. Правительство должно было бы оказать большую помощь для организации временных и постоянных площадок в сельской местности для продажи скота. Эмиль ДЖУМАБАЕВ, публицист 1 У экс-президента А. Атамбаева есть уникальная в новейшей истории Кыргызстана возможность — стать национальным лидером, «духовным» авторитетом, третейским судьей в больших политических вопросах. У других бывших президентов КР таких оснований нет. Это возможность поддерживать стабильность в стране, создать эволюционную модель развития, ликвидировать деструктивные поползновения еще на стадии зарождения. Может быть, в историческом смысле подлинная роль Атамбаева будет именно в этом, а не в его президентстве. Только это имеет смысл создавать и делать, став лидером СДПК. Не нужно опускаться до текучки повседневных дел, которые идут сами по себе, тем более — включаться в местечковые политические игры. Очень важно дать стране некие духовно-идеологические скрепы и подумать об образе будущего, о большой идее развития. 2 Легче всего сказать, что причина в недостатке (отсутствии) финансирования, безработице, запущенной социальной сфере и так далее. Все это так, но проблема, к сожалению, глубже. Это проблема всего бывшего «третьего мира», или ныне «бедного Юга», в котором мы очутились после исчезновения СССР. Все концентрируется в столице или больших городах, где есть, по крайней мере, потенциально работа, возможности социального роста, доступ к базовым социально-культурным ресурсам, развлечения. Попросту говоря, в столице повеселее. А регионы приходят в упадок, деградируют, пустеют... Так происходит от Мексики до Камбоджи. Это еще и болезненные проблемы оборванной модернизации, дефицита ресурсов, в том числе культурных, интеллектуальных, общей бедности и нищеты, хитрой мировой системы, где отстающие всегда отстают и бедные становятся только беднее. Дисбаланс этот не просто экономический, он цивилизационный. Не знаю, сможем ли мы снять его остроту собственными силами? 3 А надо ли так уж рьяно с ней бороться? Она дает людям возможность заработка, достаточно удобна для потребителя, а главное — создает какую-то человеческую атмосферу, колорит. На фоне все более обезличенного Бишкека, состоящего из коробок «элитного» жилья, асфальта, заборов и решеток, вырубающихся деревьев и смога, унылой и диковатой уличной толпы, нужны очаги чего-то человеческого, понятного, простенького, что и создается уличной торговлей. Подготовил 25 января 2018 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |