ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
25 ноября 2020, 13:21

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
888 (568)
887 (567)
886 (566)
885 (565)
884 (564)
883 (563)
882 (562)
881 (561)
880 (560)
879 (559)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 15:48
Раздел: Экономика

Креативная экономика в Кыргызстане

Отечественные специалисты отмечают, что «Кумтор», одно из основных бюджетообразующих предприятий страны, в скором будущем приостановит свою деятельность. Эксперты высказывают опасения, что вышеназванный фактор в совокупности со слабым экономическим развитием и высоким уровнем безработицы может привести к серьезному кризису в стране. В этой ситуации одним из выходов представляется формирование такой отрасли, как креативная экономика.

Сегодня креативная экономика быстрыми темпами развивается в передовых странах мира и составляет конкуренцию стандартному промышленному производству. Креативная экономика признана значимым сектором и вкладчиком в национальный валовый продукт, а креативные индустрии составляют порядка трех процентов мирового ВВП. Креативная экономика – это люди и бизнесы, которые создают новые идеи и технологии, обращенные в продукты в научной и технической сферах, в архитектуре, дизайне, образовании, искусстве, музыке, индустрии развлечений. Сегодня насчитывается 11 индустрий, которые входят в сектор креативной экономики. Креативная экономика основана на доминировании знаний, сферы услуг, интеллектуального труда, достижений науки и культуры, инноваций и новейших технологий. Как было сказано, именно идея является двигателем креативной экономики. В этом смысле, по утверждению западных специалистов, безработные лучше проявляют способности предлагать и реализовывать свои идеи. И если для одних период поиска работы является настоящим потрясением, то для других это период, когда человек начинает переосмысливать свое настоящее и будущее, обучается новой профессии, воплощает свои идеи в бизнес-проектах, которые чаще всего реализуются в вышеназванных областях.

История развития креативной экономики берет начало в 70-х годах прошлого столетия в Нидерландах и Великобритании, которые взяли курс на деиндустриализацию, а также на поддержку культуры и культурного наследия. Свое название как термин креативная экономика получила лишь в 2000 году, но уже обратила на себя внимание мировых лидеров, о ней пишут книги, на этом зарабатывают миллиарды. Сегодня лидерами креативной экономики являются Австралия, Нидерланды, Великобритания, США, Южная Корея, Гонконг, Китай. В этих странах разработаны специальные программы развития этой области.

Не привести примеры креативной экономики – значит ничего не сказать. Один из самых показательных примеров – создание Apple iPhone, Samsung galaxy. Например, street art (уличное искусство), граффити, скульптурные инсталляции и т.д. наглядно показывают, как идеи могут реализоваться в продукты и приносить не только признание, но и деньги. Другой яркий пример – K-Wave (корейская волна), попкультура, приобретшая популярность в 90-х годах. Более широкомасштабный проект, бюджет которого составил семь миллионов долларов, – это государственная программа Финляндии «Креативный Тампере», которая была поделена на три направления: «Творческие индустрии», «Инновации и предпринимательство», «Привлекательный город». Через шесть лет первоначальные инвестиции выросли в пять раз. В 2010 году только фестивали города пополнили местный бюджет приблизительно на пятьдесят миллионов евро.

Стоит еще раз обратить внимание на пример, который ярко иллюстрирует процесс рождения продукта креативной экономики. Во время просмотра фильма «Властелин колец» один из парней сказал: «Ты знаешь, вся эта компьютерная графика характеризует поведение людей в чрезвычайных ситуациях». После просмотра фильма ребята разработали программное обеспечение, и их заказчиками стали пожарные и службы экстренного реагирования. Другой пример появления продукта креативной экономики: одна пара путешествовала по Восточной Азии, чтобы найти новое дело. Однажды они увидели старые лодки и решили делать из них авторскую мебель. Они написали бизнес-проект, и через некоторое время бизнес стал приносить доход.

В Кыргызстане также есть первые образцы продуктов креативной экономики, однако её развитие пока оставляет желать лучшего. Наша страна занимает по развитию этой отрасли третье после Узбекистана и Казахстана место. Впервые у нас официально заговорили о развитии креативной экономики лишь в этом году на конференции в АУЦА. Здесь поднимались вопросы необходимости развития новой сферы в республике, обсуждались возможности создания Альянса креативных индустрий и креативного хаба ЦА на базе «СЭЗ Бишкек» на ВДНХ Кыргызстана.

______________________________________________________________

Интервью с Айнурой Чекировой, советником президента Центральноазиатской Корпорации по развитию свободных экономических зон.

– Айнура Турсуновна, что вы можете сказать о развитии креативной экономики в Кыргызстане?

– Впервые креативную экономику, которая направлена на материализацию культур, стали внедрять за рубежом. Сейчас она активно пропагандируется посольством Великобритании. Раньше в нашей стране креативную экономику рассматривали больше как элемент культуры и творчества, и такая тенденция сохраняется до сих пор. Например, если предприниматели финансируют какое-то культурное мероприятие, они это расценивают больше как донорскую деятельность, меценатство или благотворительность. К сожалению, не все понимают, что культура и искусство, если вкладывать в них финансы, завтра принесут деньги самому предпринимателю. К примеру, талантливый художник, который получил мировое признание, может сделать многое для развития экономики. Огромных денег будет стоить его имя или его приезд в тот или иной город, ведь он привлечет за собой других артистов и творческих людей. Учитывая это, сейчас необходимо прививать культуру не как сектор, который постоянно требует субсидий и помощи. Но как сектор, который завтра принесет Кыргызстану успех, устойчивый бренд и придаст нашей продукции высокую конкурентоспособность при экспортировании.

– Каковы отличительные черты креативного продукта?

– Необходимо, чтобы в продукте были заложены глубокая философия, четкая концепция. В прошлом основным критерием конкуренции отечественного продукта с импортом было качество. В наши дни, помимо этого, учитывается уникальность товара, его философия, значимость его содержания. Поэтому сейчас пытаются вкладывать в брэнд некую философию. 

– Как вы отметили, в стране не уделяют должного внимания культуре и искусству, хотя они могут приносить большой доход. Приведите, пожалуйста, пример продуктов, а также событий креативной экономики? 

– Игры кочевников – яркий тому пример. Они в первую очередь несли посыл возрождения культуры кочевников, объединения на одной площадке не только спортивных, но и культурных достижений кочевых народов. Фактически результат этой нематериальной цели материализовался в форме того, что предприниматели, которые занимаются созданием продуктов питания, хозяева гостиниц, кафе, ресторанов использовали брэнд этого события и продавали свою продукцию. В оборот шли кружки, различные сувениры, продукты питания. Вообще, наши граждане редко покупают сувенирные изделия кыргызского ремесла, если только по необходимости. Но во время Игр кочевников всем захотелось взять с собой частичку этих игр, гости пожелали купить то, что обычно они не покупали. Другой пример – это Центральноазиатский фестиваль рекламы Red jolbors fest, который проходил в Кыргызстане в 2017 году. 

– За рубежом развитию креативной экономики давно уделяют серьезное внимание. Расскажите об этом, пожалуйста.

– В Австралии есть целые институты, занимающиеся исключительно развитием креативной индустрии. Имеется специальный бюджет, который целенаправленно поддерживает эту сферу экономики. Политика в этом отношении отражена в официальном документе под называнием «Сreative Australia, она дает посыл не только внутри страны, но и внешнему миру: мы открыты, мы над этим работаем, приходите к нам. В Корее также создали институт, который финансирует креативные идеи. Благодаря этому любой гражданин Кореи, имеющий некую идею, может подать заявку, и если институт выявит в ней большой потенциал и подтвердит уникальность продукта, то предпринимателю выделяется бюджет.

– Что нужно сделать, чтобы креативная экономика успешно развивалась в Кыргызстане, а люди с интересными идеями могли реализовать их?

– У нас очень много людей с интересными идеями, но, чтобы их реализовать, нужен бюджет и специальная политика по поддержке развития креативной экономики. Необходимо переформатировать мнение представителей бизнеса, чтобы они видели в культуре свой успех, внимательнее относились к людям творчества, серьезно изучали достижения культуры и таланты, с тем, чтобы завтра их использовать для монетизации. Более того, сейчас надо менять традиционные институты управления, институты образования, надо отдавать предпочтение людям с новыми взглядами, готовыми на трансформации. Необходимо поощрять коллаборацию таких секторов, как, например, искусство и экономика. Мы должны открывать новые возможности, а для этого необходимо отказываться от своих субъективных взглядов, от того, что невозможно сочетать несочетаемые вещи. Я понимаю прежнее поколение творческих людей, их классическое отношение к искусству и культуре. Но креативная индустрия и креативная культура говорят о том, что необходимо открывать новые ниши.

На круглом столе многие говорили, что в культуре кочевников есть способности к креативной экономике, умение создавать и реализовывать определенные элементы своего быта. Сейчас мы видим большой упадок в регионах. Молодежь села не умеет и не знает, как использовать свои навыки. Раньше в каждом селе создавались клубы, где люди могли реализовать свой творческий потенциал, но сейчас клубы не работают. Однако они имеют хорошую возможность стать центром развития ремесел, где можно проводить обучение, образовательные мероприятия, мастер-классы и привлекать все больше молодежи к этим знаниям. А ремесленники могут выставлять свою продукцию на ярмарках, выставках.

– После круглого стола, посвященного вопросам реализации потенциала креативной индустрии в стране, был создан Альянс креативных индустрий. Расскажите, пожалуйста, о его основных целях. 

– У Альянса есть много направлений деятельности. В основном Альянс будет создавать различные мероприятия по заявкам самих членов. Например, некая строительная компания заинтересована в развитии своей продукции, ищет новые возможности, но не знает, как это сделать. В этом случае Альянс приглашает креативный класс, который выслушивает представителей компании. Затем он предлагает решения, как выйти из этой ситуации, и помогает предприятию сформировать новый продукт с новой философией. Либо определяет новые ниши и через нетрадиционные решения помогает выйти на новый конкурентоспособный продукт. Альянс также способствует организации различных фестивалей, небольших праздников, посредством которых можно развивать определенные участки города. К примеру, государство сейчас по тем или иным причинам самостоятельно не может развивать отдельный заброшенный квартал. В таком случае можно предоставить возможность креативному классу, который сможет проводить там свои мероприятия и таким образом устойчиво популяризировать свою культуру. В рамках образовательных программ Альянса мы ожидаем, что школы, профессиональные лицеи, технические училища и другие звенья системы образования повернутся лицом к культуре. Мы также стремимся к тому, чтобы государство сняло с музеев и библиотек ограничения на использование их фондов. И чтобы граждане приходили туда не только почитать, но и провести дискуссию, обменяться мнениями, провести какой-то фестиваль или другие мероприятия, направленные на сохранение культурного наследия, что в будущем приведет к возрождению. Будут создаваться новые кадры, которых раньше не было: креативный менеджер, креативный директор, креативный дизайнер и т.д. В этом смысле Министерство экономики является нашим партнером, оно поддерживает наши инициативы.

– Почему именно наша страна была выбрана центром развития креативной экономики в ЦА? Какую деятельность будет выполнять хаб?

– Странам Центральной Азии, в том числе Кыргызстану, еще предстоит активно побороться за свое культурное наследие и свое место в мире. Для этого надо наращивать рамочную базу, инфраструктуру и экосистему для развития креативной индустрии. Да, наш регион только изучает понятие креативной экономики, но уже время катализировать ее через создание Креативного хаба ЦА на базе СЭЗ Бишкек на ВДНХ.

Что касается деятельности хаба, то он чем-то похож на московский Арбат. Это некое пространство, где совместно будут существовать люди творчества и предприниматели: маркетологи, дизайнеры, представители творческой индустрии, большие корпорации, онлайн и офлайн магазины. Один известный маркетолог в рамках креативной школы сказал: «Было немало уникальных продуктов творческой индустрии, но они не дошли до покупателя, их недооценили, не увидели». Творческие люди создают, генерируют интересные и вдохновляющие продукты. Но они самостоятельно не смогут продать продукт, у них нет достаточно сил и ресурсов, знаний, чтобы создать маркетинговую кампанию, атмосферу шоу вокруг своего продукта. Но компании, которые будут находиться в хабе, не только монетизируют продукт, но правильно упакуют, напечатают, оформят, правильно распределят по зонам продаж. За это они возьмут свою комиссию, создавая цепочку добавленной стоимости. Что касается выбора нашей страны как центра развития креативной экономики, то Кыргызстан имеет богатую историю, необычную культуру и вековые традиции, а кроме того, расположен на пересечении дорог Великого Шелкового пути, хранит уникальные древние памятники. В Бишкеке имеется достаточный потенциал и ресурсы для создания кластера креативных индустрий с открытой вдохновляющей средой и уникальной экосистемой. Безвизовый режим и политика «открытого неба» создают возможности для глобального взаимодействия креативных компаний и, как магнит, будут притягивать лучшие умы и творческую элиту со всех областей.

Страницу подготовила Жылдыз САКИШЕВА

28 марта 2019 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 9 комментариев
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2020 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg