ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 апреля 2024, 09:38

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:29
Раздел: Общество

Нотр-Дам де Пари: кем были эти невидимые строители средневековья?

Вместе с пожаром в соборе Парижской Богоматери сгорели (пропали) сотни тысяч часов работы не только рабочих, но и работниц и ремесленниц, тех женщин, которые внесли свой вклад в строительство этого шедевра архитектуры, а также многих великолепных памятников средневековья. Но об этом факте практически забыли. Память о них стерлась или, скорее всего, подверглась забвению, а из учебников вычеркнули их имена. С собором Парижской Богоматери связаны только два имени: Девы Марии, в честь которой он построен, и мятежной цыганки Эсмеральды из романа Виктора Гюго. Между тем кроме святой и «воплощения дьявола» были другие женщины, чьи судьбы тесно переплелись с историей собора.

В эпоху средневековья строительство в Провансе, Италии или Испании было тщательно задокументировано. Но это никак не относится к строительству Нотр-Дам де Пари. Во время изучения архивов и других источников, даже несмотря на то, что документы были солидными, сложно найти сведения о женских персонажах. Однако о том, что женщины принимали участие в строительстве архитектурного памятника, всё же можно догадаться по одному факту: в источниках не указывали их имена.

ВРЕМЕНА МАТРИАРХАТА

Сандрин Виктор, специалист по истории средневековья, рассказывает: чтобы узнать, участвовали ли женщины в строительных работах, необходимо было изучить средневековые бухгалтерские книги. «В них одни женщины появляются под обозначением «жена» или «дочь», потом упоминаются только имена мужчин, за которыми стояла команда, при этом никто не знает, из кого она состояла. Другие женщины работали на себя и обнаружены только под именем «женщина» без указывания какие-либо других подробностей. И только в редких случаях женщины упоминаются по имени, фамилии и какому-либо качеству. Часто это были вдовы, которым переходила в наследство мастерская мужа», – говорит Сандрин Виктор.

Женская рабочая сила тем не менее была довольной важной составной частью при строительстве основных памятных мест средневековья, соборов или крепостных стен. Женщины не только руководили, готовили еду, выполняли тонкую работу, например, занимались украшением, но им также доставались и тяжелые задания. «Вопреки тому представлению, которое мы можем иметь о средневековой экономике, тем не менее женщины выполняли все виды работ, даже такие, которые требовали тяжелых физических усилий. Они вышивали литургические облачения, занимались декорациями, носили камни, размешивали известь, клали кровельные сланцы, строили помосты, плели веревки и корзины. Женщины также играли очень активную роль в подготовке площадки перед строительством. Они с энтузиазмом участвовали в рытье ям, предназначенных для основания Нотр-Дам де Пари. Поэтому не стоит говорить, что только мужчины сыграли основную роль в истории собора. Женщины тоже являются частью его наследия, а также его достоянием», – объясняет исследователь Эдит Валле, автор книги «Матрицы Парижа».

Со всей Франции люди приезжали на строительство собора Нотр-Дам. Их пребывание в Париже организовывала уважаемая женщина, так называемая «мама» или «хозяйка», которую компаньоны выбирали за ее добродетель и привязанность к ценностям общения. Она управляла, следила за порядком, обеспечивала правильное сожительство, особенно для самых маленьких. Будучи центральной фигурой, она принимала бездомных, кормила, заботилась о них и всячески поддерживала.

Анонимные и невидимые женщины чаще всего считались как однодневные рабочие. По словам Сандрин Виктор, в сложной шкале заработной платы, действующей на средневековых объектах, рабочим платили в соответствии с их физической силой. «На одном и том же месте могло быть до 70 различных уровней оплаты. Женщинам, менее сильным физически, платили меньше в соответствии со шкалой заработной платы, как и более слабым мужчинам», – говорит она. Женщины-работницы – не единственные, кого не называли по имени. В основном все члены команды оставались анонимными, и только руководителю команды платили, а он распределял деньги.

В финансовом отношении женщины также вносили важный вклад в строительство великих религиозных памятников средневековья. Женщины участвовали в уплате десятины, сельскохозяйственного налога, который предоставлялся Церкви в качестве основного источника финансирования соборов. Пожертвования также составляли немалую долю финансирования крупных средневековых объектов, в том числе – от продажи ювелирных изделий. Например, в истории упоминается женщина по имени Бланш из Кастилии, которая вместе со своим сыном Людовиком IX оплатила витражи Нотр-Дама. Также женщины шили туники, используемые для оплаты труда некоторых рабочих.

КОМПЕТЕНТНЫЕ ЖЕНЩИНЫ АДАПТИРОВАЛИСЬ КО ВСЕМУ

Когда мужчины находились на полевых работах или на войне, а также во время эпидемии именно женщины брали верх на строительных площадках. Когда город строился, надзиратель делегировал женщин и детей в строящиеся объекты, чтобы позиционировать себя в новых проектах. Вопреки распространенному мнению строительный сектор в Средние века был очень динамичным. «Женщины умели делать многое, адаптировались ко всему, их можно было найти повсюду и в то же время нигде, потому что они никогда не задерживались на долгий срок. И если они не упоминались в строительных корпорациях, возможно, потому, что они не записывали свои имена», – объясняет Сандрин Виктор.

Нотариальные документы также показывают, как управляли женщины. Об этом свидетельствуют квитанции, контракты, завещания по работе, за которую им платили. Например, товары, которые они завещали – мул или поле, это говорит об их стремлении помочь рабочим в строительстве. Средневековые документы также свидетельствуют о том, что на стройке были плотники, каменщики, маляры, ткачи, гробовщики, в то время как отчеты показывают, что у одних женщин была ипотека, а у других – гипсовые карьеры.

НА ПУТИ К ГЕНДЕРНОМУ
РАЗДЕЛЕНИЮ ПРОФЕССИЙ

Первоначально строительные организации были религиозными ассоциациями, куда входили как мужчины, так и женщины. Постепенно они превращались в ассоциации профессий, которыми руководил святой покровитель. Несмотря на то, что в последующем профессии имели в основном мужчины, но в ассоциациях находились также и женщины. Однако позже, в четырнадцатом веке, мастера, которые руководили женщинами, стали постепенно исключать их. Таким образом начал исчезать динамизм великих строителей, а работа становилась все более скудной.

«Строители средневековья оставили нам нечто более ценное, чем их ноу-хау: свидетельство того времени, когда женщины и мужчины были гораздо более равны в работе, чем в последующие века», – подводит итог Эдит Валле.

www.tv5monde.org
Перевела Жылдыз САКИШЕВА

СПРАВКА

Нотр-Дам де Пари (Франция) – архитектурное вдохновение целой нации. Это сооружение, возведенное в готическом стиле, хранит в своих стенах картины, фрески, порталы и витражи с изображенными на них библейскими героями и событиями. По аналогии с другими готическими сооружениями здесь вы не найдете настенных картин. Они заменены большим количеством высоких витражей, выступающих в качестве единственного источника красок и света внутри здания, а проходящий через цветную мозаику из стекла дневной свет придает сооружению загадочность и внушает священный трепет. Строительство этого сооружения началось в 1163 году. Внутренняя отделка была закончена лишь спустя полтора столетия – в 1315 году. В 1182 году был освящен главный алтарь этого церковного здания. Сами строительные работы были завершены к 1196 году. Очень долго длилась внутренняя отделка. Собор Нотр-Дам де Пари был возведен на острове Сите, считающемся сердцем французской столицы. Главными архитекторами монументального сооружения, высота которого составляет 35 метров (колокольня собора возвышается на 70 метров), стали Пьер де Монтрей и Жан де Шель. Длительное время строительства сказалось на внешнем облике здания: за полтора века смешались нормандский и готический стили, благодаря чему образ собора получился поистине уникальным. Одной из самых заметных деталей этого сооружения является шеститонный колокол, расположенный в правой башне. На протяжении многих веков Собор Нотр-Дам служил местом бракосочетания королевских особ, а также их коронаций и похорон. Большим испытаниям данное величественное сооружение подверглось в последние десятилетия семнадцатого века. В период правления короля Людовика XIV в Соборе были уничтожены красивейшие витражи и разрушены могилы. Во время Французской революции парижан предупредили о том, что это великолепное сооружение будет стерто с лица земли. Однако они имеют возможность предотвратить это, если будут регулярно выплачивать определенную денежную сумму на нужды революционеров. Редко какой парижанин отказывался от выполнения этого ультиматума. Благодаря этому собор был буквально спасен местным населением. Во время правления Наполеона в 1802 году Собор Нотр-Дам был заново освящен. А спустя четыре десятка лет началась его реставрация. В ходе нее было восстановлено само здание, заменены разбитые статуи и скульптуры, а также сооружен шпиль. Реставрационные работы длились чуть менее 25 лет. После их окончания было принято решение снести все примыкавшие к Собору постройки, благодаря чему была образована великолепная площадь.

23 мая 2019 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
14:45 // Интервью
Зумрият РЕЗАХАНОВА: «НОСИТЕ СВОИ СЕРДЦА С СОБОЙ»
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg