ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
03 апреля 2020, 03:53

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
865 (545)
864 (544)
№ 863 (863)
12 марта
862 (542)
861 (541)
860 (540)
859 (539)
858 (538)
857 (537)
856 (536)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:56
Раздел: Общество

Калпак – не «маска»!

В начале этого года я написал статью про, так скажем, «нецелевое использование» таких предметов национальной одежды, как ак калпак и ак элечек. Писал на кыргызском языке. Потому что, не сочтите за национализм, считал эту тему касающейся, в первую очередь, именно кыргызов. Ведь это именно наша национальная одежда. Из нашей многовековой этнической истории. Кроме того, я не очень хотел, чтобы именно эту мою статью читали иностранцы. Ведь то, как некоторые используют кыргызский ак калпак, не красит всех нас. Но после того, что произошло на площади Победы 8 марта 2020 года, скрывать, похоже, уже нечего. Напротив, пора обсудить это открыто. Чтобы ни мы сами, ни мир вокруг нас не считал, что мы согласны с таким положением вещей. Итак, предлагаю вам авторское изложение январской статьи «Ак калпак – саясий беткаппы же…» («Белый калпак – политическая маска или…»), размещённой на ФБ-странице «Общественный ретинг – Кыргызстан».

«18 декабря 2019 года на площади «Ала-Тоо» прошёл митинг общественного объединения «Кырк чоро». В нём приняла участие группа мужчин в белых калпаках [не колпак, потому что они бывают очень разные, а именно калпак – национальный головной убор кыргызов – Н.Д.] и белых элечеках [почётный, торжественный головной убор кыргызских замужних женщин]. Митинг завершился, люди разошлись. Осталось беспокойство. Остался вопрос: «Правы ли мы, смешивая наши национальные головные уборы с политикой?». Я счёл необходимым выразить свою гражданскую позицию по данному вопросу.

Для начала определимся с содержанием понятий. В Википедии кыргызскому калпаку даётся следующее определение: «…национальный мужской головной убор кыргызов. […] самый священный из предметов кыргызской одежды. […] образец национального художественного достояния. Драгоценная вещь, бережно передаваемая от предков». Аналогично, белый элечек известен всем как наиболее почётный, ценимый головной убор кыргызских женщин.

Что касается кырк чоро, то они описаны следующим образом – «Богатырская дружина Манаса, соратники, ближайшие советники, преданные друзья, военачальники, лучшие представители разных племён, группа отборных храбрецов». Состояла из славных героев, таких, как Бакай, Алманбет, Чубак и Сыргак и другие. В нашем понимании они являются образцом защитников земли и народа от внешних врагов и опасностей. Кырк чоро олицетворяет для нас образ возглавляемых Манасом истинных героев с истинно мужскими, так сказать, «рыцарскими» качествами.

Для кыргызов понятие «кырк чоро» – это примерно то же самое, что для русского народа «Три богатыря». Потому что оба этих образа наделены священным значением, связанным с национальной культурой, историческим самосознанием и идеологией. При этом в массе российских партий и общественных движений не заметно таких, которые наименовали бы себя «Ильямуромцами», «Добрыняникитичами», «Алёшапоповичами», «Тремя богатырями» и наклеивали бы на себя образы этих героев.

Теперь обратимся к «Кырк чоро» из нынешних дней. Они не постеснялись дать своей организации такое священное имя. Допустим. Но соответствует ли столь высокое название его содержанию? Потому что, как сказано выше, кырк чоро тысячелетней давности охраняли границы, оберегали народ от нашествия врагов. А маршрут нынешних «Кырк чоро», как правило, ограничен окрестностями Бишкекской мэрии и «Белого дома». К тому же двигаются они, как правило, в сопровождении (окружении) милиции. Борются, в основном, с геями или с феминистками, выступающими в защиту прав женщин или против насилия со стороны мужчин. Невольно возникает вопрос: «Неужели современные чоро – это чисто городские («балконские»), приспособленные только для столичной площади «Ала-Тоо» богатыри, способные только заниматься публичным «воспитанием» женщин и девушек?». Похоже, что регионы Кыргызстана в подобных чоро пока не нуждаются. Но главная «тема» не в этом. Она в другом…

«Тема» в том, что частная организация превращает кыргызский калпак и кыргызский элечек в свою политическую униформу. Конечно, никто не может запретить человеку калпак. Он вправе носить его куда захочет. Однако одежду следует использовать по назначению. Тем более, если она национальная. Есть места, где уместен строгий деловой костюм, а есть и такие, где уместнее футболка и шорты. Так куда и когда кыргызы ходили в белом калпаке? С древних времён и по сей день его особо ценили и надевали на тои, на похороны, для радостных и траурных мероприятий. Наши земляки с гордостью идут в калпаках на торжественные церемонии, праздники и даже на государственные мероприятия. А в последние годы мы каждое 5 марта отмечаем День кыргызского калпака, когда наши мужчины независимо от возраста массово выходят на улицы в этом головном уборе. Радует, что люди помнят свою историю, свои корни. Иначе говоря, у кыргызского калпака есть давно определённое и укоренённое в традиции место. Наш долг – сохранить его. Это во-первых.

Во-вторых, кыргызские калпак и элечек – это не маска, предназначенная для спецслужб. Не красная «корочка», которую отдельные сотрудники привыкли использовать в качестве пропуска или разрешения. Не шарфик на шее футбольного болельщика. Не разновидность рекламного атрибута с эмблемой для гражданской акции вроде бейсболки, футболки или стикера. Почему нельзя сказать, что я, гражданин Кыргызстана Баланча Тукунчоев, против того или этого явления? Зачем выходить, прикрываясь кыргызским калпаком и элечеком? Конечно, такой путь легче. Потому что позволяет скрыть отсутствие идеи, способной привлечь и заинтересовать население за готовой и приятной для людского глаза национальной одеждой. Но есть ли гарантия, что такой «легкий путь» не породит со временем легкомысленное отношение к национальной культуре?

Если мы не обратим на это внимание сейчас, то со временем это может привести к следующим негативным последствиям:

1. Постепенному искажению и подмене историко-культурного значения кыргызских калпака и элечека. Понизится их статус, утратится их уникальность. Вместо нынешнего положения национальной материальной ценности, наиболее почитаемых головных уборов они постепенно будут сведены до уровня футболко-бейсболочных аксессуаров уличных политических акций.

2. Утрате традиционно сложившегося восприятия калпака/элечека в культуре и закреплению за ними негативной символичности (ярлык). Что, если завтра наши дети начнут стыдиться носить эти головные уборы, считая их атрибутом «дежурных» митингующих?

3. Превращению элементов национальной культуры в «бренд» частной общественной организации. К примеру, скандально известная художница из Дании в своём перфомансе в Музее изобразительных искусств показывала своё тело. А калпак/элечек, которые теперь начали использовать на политических акциях, являются нашим общенациональным достоянием! Кто и как получил право превращать их в собственную униформу?

4. Угрозе смешения образа калпака/элечека с массовыми беспорядками и столкновениями. Потому что политические митинги по свое природе:

— происходят в связи со спорными, конфликтными вопросами;

— проходят с участием больших масс людей;

— привлекают к себе не только сторонников, но и противников;

— подвержены риску провокаций, умышленного противодействия.

Поэтому, даже если митинг провозглашается в качестве мирного, сложно дать гарантию, что в процессе его проведения не будет эксцессов.

А теперь представьте, что в Интернет попадут видео— и фотоматериалы, на которых кыргызы в калпаках и элечеках дерутся друг с другом. Как мы потом это стирать будем?

Сегодня на запрос про калпак и элечек «Гугл-байке» даёт только положительную информацию, характеризуя их как исторический и культурный атрибут кыргызов. Но если мы не прекратим использовать их не по назначению, то где гарантия, что завтра на такой запрос мы не получим сообщение, что калпак и элечек – это «головные уборы для кыргызских политических митингов»?

Предки говорили, что все вещи следует называть своими именами. Может, оставим политике – политическое, а культуре – культурное? Потому что, используя женщин в политических акциях, мы создали ярлык «ОБОН», аксакалов довели до звания «дежурчалов» и «акшакалов». Предлагаю бережнее относиться, не политизировать и сохранять в чистоте хотя бы кыргызский калпак, кырк чоро и подобное им ценное историческое наследие! Не дадим превратить национальные ценности в политические маски!

9 января 2020 года».

С тех пор, как вышла эта статья на кыргызском языке, прошло два месяца. Хочу сказать, что слово «беткап» (маска) я использовал в переносном смысле, в значении «униформа». Но проблема развилась быстрее и по худшему варианту, чем мне тогда виделось. 8 марта на женщин в Бишкеке напали буквально люди в калпаках и масках. Не думал, что угадаю развитие этой негативной тенденции с такой горькой точностью. Тем не менее, я считаю, что и сейчас не поздно одуматься и прекратить смешивать национальную культуру с политикой.

Хочу подчеркнуть, что не предлагаю законодательного запрета на использование национальной одежды в политических акциях. Это было бы абсурдом и неизбежно повлекло бы казусы, перегибы и нарушение прав граждан. Мы слишком привыкли любую «болезнь» и любое отклонение лечить через законы. Тогда как на самом деле есть вещи, которые требуют не столько новых запретов, сколько общественного порицания. Если граждане вместо молчаливого/неслышного несогласия будут открыто заявлять, что они против маскировки политических «болячек» и проектов национальной культурно-исторической атрибутикой, то и заинтересованные политические силы постепенно отвыкнут играть в такие игры.

Что же касается вопроса, было ли нападение на площади Победы общественным объединением «Кырк чоро», то хочу верить, что это не так. В том числе потому, что его представители любят прорекламировать себя, выступить на камеру и т.д. А те, кто 8 марта напал на женщин, прятали свои лица за двойной маской. Одной из которых, к сожалению, был кыргызский национальный калпак…

Это не значит, что я оправдываю «Кырк чоро». Напротив, даже если они не причастны к тому нападению, это не освобождает их от моральной ответственности за то, что именно они запустили «моду» на использование кыргызской национальной одежды в качестве униформы для антимитингов. Особенно, если 8 марта 2020 года они были на той же площади и спокойно наблюдали за тем, как люди в таких же, как и они, кыргызских калпаках били беззащитных женщин…

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

12 марта 2020 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:37 // Общество
Цифровизация судебной системы находится в постоянном движении
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2020 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg