ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
17 января 2021, 12:01

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
891 (571)
890 (570)
№ 889 (889)
10 декабря 2020 г.
888 (568)
887 (567)
886 (566)
885 (565)
884 (564)
883 (563)
882 (562)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 12:06
Раздел: Общество

ФИНАНСИСТ ЧИТАЕТ АЙТМАТОВА

После «Года Чингиза Айтматова», широко проведенного в Кыргызстане в 2018 году, остался навык читать художественные произведения, как говорится, глазами финансиста/экономиста. А именно, отмечая все те финансовые и экономические аспекты, которые используются автором для раскрытия сюжета произведения. 

Гении – это, как правило, интуиты. И значит, пропуская нашу жизнь через свой сюжет, истинный художник должен отразить в своих творениях также и хозяйственную/деловую и финансовую сторону жизни, поскольку это неотъемлемая ее часть, и от этой стороны жизни никуда не уйти. Читая художественные произведения, всегда интересно посмотреть, какая из граней финансов, экономики и бизнеса отражена автором в его произведениях.

В преддверии очередного дня рождения Чингиза Торекуловича – 12 декабря, хотелось бы поделиться своими заметками на тему «Финансист читает Айтматова». 

Как-то в разговоре с коллегами речь зашла о том, что серебряную монету «Прощай, Гульсары!» плохо покупают, потому что название грустное. Ведь монеты, как правило, берут на подарок – в памятную дату и по радостному поводу, а тут такое название... Так что спросом серебряная «Гульсары» пользуется в основном у коллекционеров, которые желают иметь полный набор монет из серии «Произведения Чингиза Айтматова». 

В том разговоре мы согласились, что это обывательская логика, поскольку сама повесть «Прощай, Гульсары» – это сильная вещь и серебряная монета в честь этого произведения достойна быть подарком в качестве «предмета силы». Но ирония ситуации оказалась в том, что, когда я сама в очередной раз выбирала серебряную монету для подарка, то так и не смогла решиться подарить монету «Прощай, Гульсары!». Мне пришлось бы долго (дольше, чем обычный тост) объяснять смысл этого подарка. И потому этой статьей хотелось бы восстановить справедливость и показать, что за грустным названием стоит вдохновляющий смысл и актуальные на сегодня проблемы.

Повесть «Прощай, Гульсары!», – на мой взгляд, это одно из самых легких для чтения произведений именно для экономистов и финансистов, поскольку тут не нужно специальным образом выискивать, что использовал Чингиз Торекулович в качестве экономических декораций для своего произведения. Практически все действия в повести разворачиваются на фоне хозяйственной деятельности колхоза. При этом основной причиной всех невероятных трудностей, с которыми сталкиваются герои повести, является неумелое руководство коллективным хозяйством и тщетные усилия «маленького человека» исправить патовую ситуацию, сложившуюся в результате такого неумелого руководства.

Конечно же, одним из главных героев повести является иноходец Гульсары, и, по-сути, в повести речь идет не столько о судьбе красивого и особенного животного/иноходца, а о редком Даре, Божественном Даре, который был ниспослан людям как великая награда и как горькое испытание.

«Иноходец от роду... Таких мало встречал. В прежние времена ему цены не было бы. За такого в драках на скачке головы клали... он все убыстрял и убыстрял бег, почти без напряжения, без единого сбоя на скач, шел ровно, как в полете.

...и пыль стелилась за ним хвостом. Чабаны говорили, что по этой пыли они за многие версты узнают бег иноходца. Пыль из-под его копыт прочерчивала степь белым бегучим следом и в безветренную погоду нависала над дорогой, как дым реактивного самолета. Стоял чабан в такие минуты, прикрыв глаза козырьком ладони, говорил себе: «Это он идет, Гульсары!» — и с завистью думал о том счастливце, который, обжигая лицо горячим ветром, летел на этом коне. Великая честь для киргиза, когда под ним бежит такой знаменитый иноходец».

Эта природная красота, сила, любовь к жизни, умение побеждать, умение понимать другого/человека, способность излечивать людские недуги – все эти качества, которые Гульсары щедро отдавал людям, не смогли пробить равнодушие, корысть и неблагодарность такой машины, как «коллективное хозяйство». 

Гульсары свою жизнь, свой Божественный Дар смиренно положил на служение людям, а те из них, кто любил его (это Танабай и тысячи поклонников иноходца на скачках), не смогли спасти этот Дар в его первозданной чистоте и защитить от тех, кто нещадно эксплуатировал его красоту, уникальность и силу по своей корыстной прихоти. 

Одним из тех, кто творил судьбу Гульсары, стал опытный коневод Танабай. Он помог раскрыть дар Гульсары как иноходца, но Танабаю не хватило сил, хитрости, расчетливости и выдержки, чтобы защитить этот Дар Небес от эгоизма и бездушия «коллективного хозяйства».

Получается, если такое общественное устройство, как «коллективное хозяйство», не оказалось способным принять и оценить Дар Божий, тогда уж было бы лучше, чтобы этот Дар достался тому, кто смог бы распознать, выпестовать и обеспечить достойный уход и жизнь, и кто позволил бы ему продолжиться для будущих поколений. Возможно, этим и была бы хороша для Гульсары рыночная экономика? Но Гульсары пришел в этот мир раньше, чем кыргызам досталась рыночная экономика..., которая, как мы уже знаем теперь, не всегда идеальна и справедлива.

* * *

Образ Танабая обратил на себя внимание еще и тем, что он был какое-то время и ревизором, когда односельчане избрали его в ревизионную комиссию, что может свидетельствовать о признании его аналитических и организаторских способностей. Тем самым судьба дала Танабаю власть и возможности, а также испытание моральным выбором – как относиться к успешному брату? Но он не смог перешагнуть через «принципы справедливости октябрьской революции» и раскулачил своего брата, хотя брат его был просто умелым, рачительным и крепким крестьянином, и ссылка за это в Сибирь была несправедливым и жестоким наказанием.

В своей повести «Прощай, Гульсары!» Чингиз Торекулович не дает прямой ответ, как надо поступать в таких случаях морального выбора. Он несколько раз возвращается к этой теме.

Сначала сам Танабай возмущается, что его не поняли односельчане: «Идти надо было против брата... Сказать: не троньте его, но тогда как с другими быть — у всякого найдется защитник, родственник. Сказать: решайте сами — подумают, что в кусты прячется.

Люди ждали, что он скажет. И оттого, что они ждали, в нем нарастало ожесточение... А чего сомневаться? Раз есть в списке — значит, кулак! И никакой пощады! Ради Советской власти я отца родного не пожалею. А то, что он брат мой, пусть вас не смущает. Не вы, так я сам раскулачу его».

Потом приводится отношение его односельчан к вопросу о «предательстве брата»: «Мало кто защищал тогда Танабая. Больше осуждали: «Не приведи бог иметь такого брата. Лучше безродным быть». Иные прямо резали это в глаза ему. Да, откровенно говоря, отшатнулись от него тогда люди. Не то чтобы открыто, но когда голосовали за его кандидатуру, стали воздерживаться. Так мало-помалу и выбыл он из актива».

И в итоге приводится мнение представителя власти, той власти, ради которой Танабай пожертвовал братом. Мнение одного из самых неприятных персонажей с его беспринципностью и двуличием: «А на Танабая не обращайте внимания. Плюньте. Он всегда был таким. Он брата своего не пожалел — раскулачил, в Сибирь заслал. Кому он, думаете, добра желает...».

Самое интересное, что если бы я не имела отношения к одной из «ревизорских профессий», то, вероятно, и не обратила бы внимания на то, как Чингиз Торекулович с разных позиций исследует проблему «морального выбора» между принципами справедливости и зовом крови. Эта проблема, думаю, всегда будет актуальна для Кыргызстана, в котором, как говорится в известном анекдоте, все друг другу являются родственниками.

* * *

Еще одна важная для сегодняшнего дня тема освещена в повести «Прощай, Гульсары!» – это тема миграции молодежи. Тогда это была миграция из села в город, а сегодня – миграция из Кыргызстана в другие страны с большими возможностями для заработка на достойную жизнь. 

«Понимаешь, был я третьего дня в горах, — рассказывал Чоро. — Старики спрашивают, все ли солдаты вернулись? Да все, говорю, кто в живых остался. «А когда думают браться за работу?» Работают уже, отвечаю, кто на поле, кто на стройке, кто где. «Это и мы знаем. А табуны кому водить? Будут ждать, пока мы помрем, так нам немного уже осталось». Стыдно мне стало. Понимаешь, к чему разговор ведут? Стариков этих мы в войну послали в горы табунщиками. С тех пор они там. Не тебе говорить, дело это не стариковское. Вечно в седле, ни днем ни ночью покоя. А в зимние ночи как! Помнишь Дербишбая, тот так и окоченел в седле. А они ведь и коней объезжали — армии нужны были кони. Попробуй на седьмом десятке лет, чтоб потаскал тебя как-нибудь сатана по горам да по долам. Костей не соберешь. Спасибо им и на том, что выстояли. А фронтовики вот вернулись и нос воротят, культуры понавидались за границей, в табунщики уже не желают. Зачем, мол, мне скитаться по горам? Вот как получается...».

В повести Танабай, сознательно идет на самые сложные и непопулярные участки своего колхоза и неимоверными усилиями «устраняет» последствия бесхозяйственности руководителей колхоза. Но эти «неимоверные усилия» не видны никому, кроме автора повести и кроме читателя, который теперь уже навсегда оставит в себе этот образ вечной борьбы с дилетантством и черствостью бесхозяйственников.

Другой герой повести, Бектай, не стал терпеть ту же бесхозяйственность руководителей и ушел на поиски более достойных условий работы. Что тут скажешь – он тоже по-своему прав, когда говорит: «Хватит с меня. Надоело. Сыт по горло жизнью такой ...А я хочу жить, как люди живут. Я ничем не хуже других. Я тоже могу работать в городе, получать зарплату. Почему я должен пропадать здесь с этими овцами? Без кормов, без кошары, без юрты над головой. Отстань! И иди, расшибайся в доску, утопай в навозе. Ты посмотри на себя, на кого ты стал похож. Подохнешь здесь скоро. А тебе еще мало этого. Призывы еще бросаешь. Хочешь и других за собой потянуть».

Возвращаясь к нашим дням, – можно ли остановить эту теперешнюю, уже устойчиво сложившуюся миграцию? Миграцию, как бегство от сложностей и неустроенности в Кыргызстане? Захотят ли власти остановить её? Ведь на сегодня миграция стала серьезным фактором для экономики Кыргызстана, если судить по количеству мигрантов (около одного миллиона человек) и объему их денежных переводов в страну (в суммарном эквиваленте более двух миллиардов долларов США ежегодно, по статданным 2018 и 2019 годов). А эта сумма сравнима с размером международных резервов Национального банка Кыргызской Республики.

По этому поводу мне вспомнился рассказ одного из армянских коллег о том, что их национальные госпрограммы развития официально включают такой ресурс как, «Армения+». То есть это инвестиции тех армян, которые когда-то эмигрировали за рубеж, стали там успешными предпринимателями и теперь вносят свой вклад в процветание своей исторической родины. Вероятно, сейчас, когда идет формирование новой политической и хозяйственной структуры, у Кыргызстана есть шанс сформировать определенные условия для подобного актива будущего – «Кыргызстан+», если, конечно, что теперешние мигранты всё ещё будут дорожить связью с родиной. 

Конечно же, у каждого из наших мигрантов, как и у любой личности, есть свой дар, который стремится раскрыться как Божественный Дар. И лучше, если он будет раскрываться для Кыргызстана как «Кыргызстан+». Если же получать уроки от повести «Прощай, Гульсары!», то можно было бы в качестве обязательного подарка вручать серебряную монету «Прощай, Гульсары!» каждому вновь назначаемому руководителю как напоминание об ответственности и бережном отношении к Божественному Дару.

В заключение хотелось бы отметить одно очень интересное наблюдение Чингиза Торекуловича о риске, которое родилось при описании им победного тандема человека и иноходца: «У риска и бесстрашия одна мать…». Означает ли, что «риск» и «бесстрашие» – это «братья» и у них одна природа? Только, один расчетливый, а другой верит в свою силу.

Ч. А. ДЖАПАРОВА

10 декабря 2020 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
КомментироватьВсего 1 комментарий
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2021 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg