№ 891 (571)
№ 890 (570)
№ 889 (889)
→ 10 декабря 2020 г. № 888 (568)
№ 887 (567)
№ 886 (566)
№ 885 (565)
№ 884 (564)
№ 883 (563)
№ 882 (562)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
«Знатный съезд»: Досоветские курултаи кыргызов![]() 2020 год. В Кыргызстане очередная конституционная реформа. В этот раз одним из главных новшеств называют институт «Народного Курултая». И поскольку многие граждане имеют о термине «курултай» довольно смутное представление, хотелось бы поделиться с ними своими наблюдениями. Если посмотреть Википедию, то там имеется следующее определение. «Курултай (монг. Хуралдай, Хурал) – исторический съезд всех монгольских и тюркских князей и знати, орган народного представительства у монгольских (в Монголии, Бурятии, Калмыкии) и некоторых тюркских народов (ногайцев, башкир, казахов, киргизов, крымских татар, тувинцев, алтайцев), всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов, в определённой степени – аналог европейских парламентов (как, например, Курултай Республики Башкортостан)». Такие же или похожие по своей сути определения курултая можно обнаружить в различных справочниках, научной и учебной литературе. Общий смысл понятен. Курултай – это исторический институт, съезд родоплеменной знати у монгольских и тюркских народов. В том числе у кыргызов. Таким образом, изначально курултай – это съезд представителей разных племён кыргызского народа. Единого государства у кыргызов не было, столицы – тоже, а сами племена проживали на обширной территории, разделённые дальними расстояниями и высокими перевалами. Каждое племя являлось автономным и самодостаточным в хозяйстве, быту и культуре. Курултаи были нужны для того, чтобы совместно решить какой-нибудь важный вопрос (организованно противостоять нашествию врага, стихийному бедствию, нейтрально разрешить территориальный или имущественный спор между соседними племенами и т.д.). Иначе говоря, курултай – это порождение эпохи раздробленности, следствие долгой жизни разноплемённого народа без единого национального государства. Для той эпохи курултай был приемлемым способом организации совместной деятельности, обсуждения и принятия решений. При этом надо понимать, что курултаи были съездами кыргызской родоплеменной знати. На них собирались манапы – руководители разных племён в сопровождении своих свит, родственников, помощников, охранников. Рядовые общинники (жатакчы, малчы и пр.) на курултаи не ездили. Во-первых, это было не по их статусу. Во-вторых, слишком дорогое (по времени и ресурсам) удовольствие. Выражаясь современным языком, курултай был «элитным клубом» тех времён и, как правило, сопровождался культурно-массовыми мероприятиями (айтыш, ат-чабыш, улак-тартыш и т.д.). И стоит отметить, что на протяжении долгих столетий курултаи так и не привели к возникновению у кыргызов государства. Потому что родоплеменная раздробленность не мешала кыргызским манапам из поколения в поколение самостоятельно управлять своими сородичами. Кыргызская знать того времени не нуждалась в едином и централизованном государстве. Поэтому за столько столетий оно так и не было создано. Единственный раз, в 1842 году, курултай в Кутманды избрал манапа сарыбагышей Ормона Ниязбек уулу ханом кыргызов (в основном северных). В борьбе с набегом казахского хана Кенесары Касымова это помогло организоваться и победить. Однако затем между бугу и сарыбагыш начался конфликт. Ормон-хана убили, а племена одно за другим перешли в подданство Российской империи. В результате кыргызы потеряли независимость и стали подданными царя. Подводя итог, следует отметить, что досоветские курултаи: – были съездами родоплеменной знати (тогдашней элиты); – не осуществляли функций централизованного управления и контроля; – не способствовали преодолению раздробленности кыргызов и созданию единого национального государства; – привели к подчинению (подданству) кыргызских племён сначала Кокандскому ханству, затем Российской империи. С функцией организации единого кыргызского государства курултаи не справились. Поэтому в двадцатые годы ХХ века тогдашние лидеры народа («первое поколение кыргызской интеллигенции») перешло к новой системе управления, которая называлась «советы» (кенеши) и привела к созданию сначала автономной области, затем автономной республики и, наконец, союзной республики в составе крупнейшей федерации тогдашнего мира – Советского Союза. В советском Кыргызстане высшим органом народовластия был парламент, называвшийся по-русски «Верховный Совет», а по-кыргызски «Жогорку Совет» (более правильно было бы именовать его «Жогорку Кенеш», но в тот период слово «совет» было более модным). Именно Верховный Совет на долгие десятилетия стал высшим органом государственной власти, законодательным, распорядительным и контрольным органом кыргызской республики, которая под его руководством добилась беспрецедентных успехов в социально-экономическом, социокультурном, технологическом и инфраструктурном развитии. Это была эпоха бурного расцвета образования, культуры, науки, искусства, градостроительства, животноводства, земледелия и многих других отраслей, профессий и сфер деятельности. В течение 1920-1980 годов в Кыргызстане сформировался единый народ, создан огромный промышленно-хозяйственный потенциал, сложились научно-педагогическая, инженерно-техническая, медицинская, партийно-государственная элиты… Затем, в 1991 году, началась эпоха президентов и курултаев. Под их руководством к власти по всей стране пришли олигархи (чуть не написал манапы), перманентный кризис охватил промышленность, сельское хозяйство, системы образования, медицины, социального обеспечения и государственного управления… Об этой странице нашей истории в следующей статье… Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ 10 декабря 2020 г.
Комментировать |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2021 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |
Новый комментарий