ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
10 апреля 2021, 20:33

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
901 (581)
№ 900 (900)
01 апреля
899 (579)
898 (578)
897 (577)
896 (576)
895 (575)
894 (574)
893 (573)
892 (572)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:21
Раздел: Общество

Общий Заменятель: Президента сделают Отделом Кадр/off?

– Я работаю в отделе кадров.
– Ой… Что ж так плохо за кадрами смотрите? Бегают, куда хотят, ваши кадры, а вам и дела нет.
– Вообще-то, знаете, у нас текучки нет.
– А у нас текучка. Ах, кака страшна у нас текучка…
– …Всё не так страшно…
– Как же не страшно? Страшно!

Для тех, кто не сразу припомнил, так начинается диалог брошенной жены с роковой разлучницей в известной лирической комедии «Любовь и голуби». Через пару минут хозяйка догадается, кто к ней явился, и применит к «крашеному» имиджу соперницы меры рукоприкладного характера. На что та, спустившись с холодильника с потрёпанной шевелюрой, эмоционально сплюнет на пол с возгласом «Деревня!» и распахнёт двустворчатую дверь разящим пинком ноги в сапожке «на шпильке»…

А всё почему? Потому как не поделили конкурирующие Организации (Надя и Раиса) одного Кадра (Васю). Их две, а он один. В результате случилось у них глубокое «кадровое» разногласие, так сказать.

Вот и в кыргызской политике термин «кадры» носит либо ругательный, либо скандальный характер. Время от времени доводящий ситуацию в государстве до трагикомических сценариев. Не случайно после каждого восстания народные массы требуют «люстрации», а новые лидеры её, поначалу, обещают.

Почему это важно? В Кыргызстане судить о качестве политического управления по социально-экономическому развитию и росту благосостояния населения не получается в силу их устойчивого отсутствия. Оценивать же руководство по его обещаниям и декларациям, как оказалось, бесполезно.

А потому единственным критерием, доступным простонародному анализу, является кадровая политика. Которая, как правило, ведёт к падению уровня управленцев и в центре, и на местах. Подбор и расстановка кадров проводятся бессистемно и бестолково, поскольку вместо чётких критериев либо волюнтаризм, либо непотизм. Поэтому, хотя аппарат (администрация) президента оценивает ситуацию формулой «Всё не так страшно», обыватели и эксперты отвечают: «Как же не страшно? Страшно!»…

Однако надежда умирает последней, и после каждой революции граждане ожидают, что теперь-то кадровая политика улучшится, станет более осмысленной и продуктивной. Но, как некогда пояснял болельщикам Андрей Аршавин, «ваши ожидания – ваши проблемы». Видимо, наши чиновники такую позицию разделяют. Потому что за тридцать лет ничего, напоминающего системное улучшение кадровой политики, не наблюдается.

«Каждый день к нам приходят люди и твердят, что они самые умные и лучшие… Были ошибки. Но после реформы всё очистится. Мы начнём брать на работу только на основании конкурса». Это слова Садыра Жапарова (на тот момент премьер-министра и исполняющего обязанности президента) на заседании правительства 29 октября 2020 года.

«Конечно, много чистых, молодых и идейных кадров. В беседе они кажутся честными и готовыми к активной работе. Но за отобранными кадрами, которые не работали при прежних властях и не были замешаны в коррупционных делах, оказывается, есть прежние факты хулиганства и имущественных споров. Поэтому считаю невозможным их назначение в мэры города Бишкек». Это комментарий Садыра Жапарова (уже президента) от 9 февраля 2021 года. Напомним, что речь шла об Эрмеке Нургазиеве, которого сначала (после двух встреч с главой государства) назначили исполняющим обязанности столичного градоначальника, затем (на следующий день) освободили от этих обязанностей.

О чём говорят эти два высказывания, между которыми прошло три с половиной месяца? О том, что, даже понимая и публично признавая уязвимость кадровой политики, основанной на «личных беседах», президент всё равно не застрахован от повторения таких же ошибок, какие уже были допущены им ранее. Значит, надо менять систему кадровой работы таким образом, чтобы персональный состав государственного управления не зависел от первого или второго «впечатления» главы государства, а основывался на разностороннем анализе и комплексном отборе претендентов на ответственные должности.

Вроде бы всё понятно. Но похоже, что не всем и не всегда. Потому что конституционное совещание не столько уменьшило риски «впечатлительного» назначения кадров, сколько усилило и расширило их. Если по действующему Основному Закону комплектование руководства законодательной, исполнительной, судебной власти и иных органов было более или менее распределено между ними и президентом, то теперь главе государства предстоит лично назначать руководителя чуть ли не в каждое административное здание…

По проекту Конституции на президента возложены вопросы назначения/освобождения:
– судей местных судов;
– председателей и заместителей председателей Верховного и Конституционного суда;
– председателя, заместителей и членов Кабинета министров (правительство);
– командования Вооружённых Сил;
– Генерального прокурора;
– председателя Счётной палаты;
– Совета безопасности;
– Администрации президента;
– Государственного секретаря;
– послов в иностранных государствах и международных организациях;
– губернаторов, акимов и т.д.

Чтобы было понятно, в Кыргызстане тех же судей – более четырёх с половиной сотен. Их должен назначить президент. И акимов сорока районов (плюс шесть в Бишкеке и Оше), и весь состав правительства, и генералитет, и послов и т.д. и т.п. Это сотни, а в течение шестилетнего срока и тысячи кадровых указов президента. Который за три месяца вынужден дважды публично признавать ошибочность ранее принятых решений…

Где, ответьте, гарантия, что завтра мы не услышим что-то вроде: «казался честным и готовым к активной работе» генералом/судьёй/министром/мэром/акимом/губернатором? Кому и почему выгодно взвалить на президента весь букет кадровых решений в масштабе всех уровней (республиканский и местный) и всех ветвей (исполнительные, судебные и иные) власти?

Насколько можно судить на основании опыта прошлых лет/десятилетий, выгодополучателем при подобной организации кадровой политики может стать формальное (аппарат, помощники, советники) и неформальное (соратники, друзья, родственники) окружение главы государства. Не секрет, что при первом президенте в повышенном кадровом влиянии подозревали супругу, дочь, сына и даже зятя президента, при втором – сына и брата, при третьем – водителя и телохранителя, при четвёртом – снова брата. Где гарантии, что это не повторится в очередной раз? Тем более что даже за небольшой период с октября возбуждены уголовные дела по обвинению в вымогательстве денег отдельными представителями революционной команды.

Зачем президента превратили в отдел кадров? Ведь проектом Конституции на него и так уже возложили и определение основных направлений внутренней и внешней политики, и обеспечение координации и взаимодействия государственных органов, и меры по защите суверенитета территориальной целостности, и гарантии прав и свобод человека, и представление Кыргызстана в международных отношениях, и ещё кучу всякой всячины. Ясно же, что при такой широте функционального поля он точно не будет успевать лично изучать, сравнивать и оценивать каждое из сотен/тысяч резюме претендентов на судейские, военные и гражданские должности. И будет вынужден перепоручать эту работу кому-то другому. Вот так и появляются в государстве теневые кураторы, бескорыстно (ли?) занимающиеся подбором и расстановкой кадров от имени президента…

Что имеем в сухом остатке?

Президенту придётся жертвовать качеством своих назначений в пользу количества. Он не сможет детально изучать кандидатов на закреплённые за ним ответственные должности и будет вынужден полагаться на справки и рекомендации своих советников и «советчиков», помощников и «подносчиков». Именно эти «никто» (в значении безымянности, непубличности их влияния) и станут фактическими селекционерами кадров, запускаемых в оборот с пометкой «назначен президентом»…

Что предложить в сложившейся ситуации? Парламентом закон о референдуме по проекту Конституции уже принят. Президентом он уже подписан. 
ЦИКом всенародное голосование уже назначено. Остаются только избиратели, которые за «сырой» проект Конституции пока не голосовали. Теперь только они могут выручить главу государства. Избавить его от ситуации, когда он сначала назначает кого-то на должность, затем изучает его биографию и, наконец, говорит что-то в духе: извините, я ошибся…

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

1 апреля 2021 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2021 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg