ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 октября 2021, 06:32

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
№ 904 (904)
22 апреля
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 12:16
Раздел: Общество

Ничего смешного?! Как похищения девушек делали комедийным сюжетом

Что сделать, чтобы трагедия Айзады Канатбековой, которую убил похитивший её мужчина, не повторилась? Этот же вопрос задавали в 2018 году, после гибели Бурулай Турдалиевой. Стандартный ответ: наказать виновных…

Например, сотрудников милиции. В 2018-м сообщалось, что по итогам расследования к ответственности привлечены двадцать три правоохранителя. В том числе пятеро – к уголовной. В 2021-м наказаны 44 сотрудника милиции, в том числе освобождением или понижением в должностях. Некоторым грозит уголовное наказание.

Разумеется, сообщников похитителя. Акмата Сеитова, который помогал похитить Бурулай, приговорили к семи годам лишения свободы. К уголовной ответственности, наверняка, привлекут и тех, кто помогал украсть Айзаду. И всё. Или не всё?

Где гарантия, что на этом с «брачными» похищениями будет покончено? Гарантий нет. И это очевидно уже сейчас. Потому что корни проблемы гораздо глубже, чем хотелось бы признавать. Судите сами.

13 апреля, выступая на заседании парламентского комитета по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции, замминистра МВД Нурбек Абдиев заявил следующее: «Со своей стороны, мы будем более пристально обращать внимание. В некоторых местах действительно упущено, что на это преступление – ала качуу – мы так особо не обращали внимание, так как… Признаю, это наше упущение […] Некоторое время нужно, чтобы изменить менталитет. Мы будем работать над этим, чтобы поменять взгляды на это преступление. Это действительно дикость, это, скажем, преступление».

Что самое важное в этих словах? На ала качуу «особо не обращали внимания, так как…». Неловкой паузой, которую мы в тексте обозначили многоточием, замглавы МВД сказал больше, чем словами. Он сам не готов объяснить, почему милиция не обращала внимание. Но потом, подобрав-таки подходящий термин, говорит о «менталитете», для изменения которого нужно «некоторое время».

При этом за скобками остаётся вопрос, откуда появился такой «менталитет», который делает похищение девушки для принуждения к браку социальной нормой, «народной традицией» или чем-то таким, на что даже милиция «особо не обращает внимания»? Кем и как создавался этот терпимый к насилию над женщиной менталитет?

Сегодня «ОР» повторно публикует материал, который один из наших журналистов подготовил двенадцать лет назад. Когда мы размещали эту статью, Бурулай и Айзада учились в школе и даже не догадывались, что в их стране посредством шоу-бизнеса формируется такой менталитет, который спустя годы будет стоить им жизни…

Прочтите эту статью спустя двенадцать лет и ответьте: разве журналист был не прав?

«Кражи невест: Этноюмористический сюжет или серьёзная социальная проблема?

Мы часто ориентируемся на то, что говорят и думают о нас представители других народов и государств. А что мы сами о себе думаем? Как сами себя воспринимаем? В этой статье представлены личные впечатления о том, как изображают традицию кражи невест в современном кыргызском кино и на телевидении…

КРАЖА-ШОУ

Собственно поводом для этой статьи стала передача на Национальном телевидении, по сюжету которой группа специально подобранных актёров инсценирует кражу популярной в Кыргызстане певицы. Девушку против воли везут на каком-то автомобиле, снимая при этом скрытой камерой. В то, что это розыгрыш, сразу не поверилось. Её хватают мужчины, заталкивают в салон, выталкивают из него и в обнимку заносят домой. К ней применяют физическую силу, трогают, толкают, хватают за руки и вырывают сотовый телефон. И это всё — розыгрыш?

К концу передачи героиню, по сути, доводят до истерического состояния. Она с трудом сдерживает слёзы. Это что, повод для смеха? Новая разновидность искромётного юмора с элементами публичного рукоприкладства в отношении женщины? Конечно, жертва этого розыгрыша сама решит, как поступить с авторами передачи. Нам остаётся констатировать дурной вкус и безответственность съёмочной группы. Не говоря уже о том, что кражи невест в современном Кыргызстане – это, как минимум, не повод для сатиры и юмора. Для нашего общества – это, скорее, серьёзная социальная проблема, требующая внимания, изучения и профилактики. Делать её темой комических передач на единственном общенациональном телеканале просто неумно. О воспитательном воздействии подобного эксперимента лучше вообще не упоминать.

«ПРОХЛАДНАЯ» ЖИЗНЬ

Широкую известность получила сцена кражи невесты в кинофильме «Боз Салкын». По сюжету картины городская девушка едет с женихом в дом его родителей для знакомства с будущей семьёй и друзьями. Но после молодёжной вечеринки героиню по ошибке крадут вместо местной девушки-сироты, и она становится женой не своего возлюбленного, а его одноклассника. На следующий день её с новоиспечённым мужем отправляют пасти скот и вести хозяйство на горном джайлоо. Что делает девушка, которую разлучили с любимым и насильно выдали замуж за абсолютно незнакомого человека? Резвится на лугу, танцует и бегает наперегонки с собакой. По всему видно, что счастью и радости похищенной нет предела. К тому же выясняется, что её нежданный суженый хорошо ездит на лошади и готов эффектно дарить свежесорванные полевые цветы. Что же ещё нужно для счастливой семейной жизни?

При всём уважении к создателям картины не вполне понятна мораль рассказанной ими истории. Чему фильм учит зрителя? Безответственному отношению к собственной жизни? Главная героиня сначала учится на бухгалтера, потом бросает работу и заявляет, что её от дебита с кредитом «тошнит». Уезжает в незнакомый аил с молодым человеком, которого знакомит с родителями за пять минут до этой поездки. Там выходит замуж не за него, а за его приятеля. И ни единого намёка на самоанализ: а что я делаю со своей жизнью, куда и зачем иду? Зрителю предлагают образ девушки, которая даже не плывёт, а просто течёт по течению как бездушная щепка. Весь драматизм ситуации, похищение и сломанные судьбы людей затёрты и размазаны по картине несерьёзностью взгляда на серьёзную проблему.

Единственный ответственный представитель молодёжи в фильме – это девушка-сирота, вместо которой и украли главную героиню. У неё нет родителей, но она хочет поступить в ВУЗ и учиться в городе. Она настойчиво готовится к поступлению и читает учебники, хотя окружающие видят её шанс только в замужестве. Когда поклонник делает ей предложение, она задаёт логичный вопрос, на который у него нет ответа: «Тебе нужна я или работница на джайлоо?». И оказывается права, потому что, когда вместо неё привозят другую невесту, этот же парень женится без долгих раздумий. Значит, ему действительно была нужна не именно эта девушка, а какая-нибудь жена. Имя и личность которой особой роли не играют.

«МИНИСТЕРСКАЯ» 
ЗАМЕНА

Ещё один вариант художественного отображения традиции кражи невесты встречаем в фильме «Министрдин кызынын махабаты» («Любовь дочери министра»). Герой фильма – студент и мастер восточных единоборств – встречается с девушкой из соседнего аила. Пара подходит друг другу до неприличия и легкой приторности – трудолюбием и скромностью, простотой и открытостью, отсутствием вредных привычек и отрицательных наклонностей. Познакомившись в столице, они взаимно влюбляются, а вернувшись на малую родину, строят планы на будущее. Парень уже предлагает матери готовить свадьбу и передаёт для организации торжества крупную сумму денег.

Однако пока герой фильма собирается, его возлюбленную крадёт бывший поклонник… Но неудачливого жениха эта ситуация не «напрягает». Похищенная любимая передала ему через какого-то парнишку, чтобы он не переживал, а продолжал жить и трудиться. Он и не переживает: занимается спортом с друзьями, работает и …подыскивает новую невесту. Ведь деньги на свадьбу у него есть, и, если с одной девушкой не получилось, то почему бы не попробовать с другой? Юноша даже не пытается встретиться с возлюбленной. Выходит, чувства не хватило даже на то, чтобы добраться до соседнего аила и услышать о согласии любимой на этот нежданный брак от неё лично. Спартанское спокойствие героя невольно вызывает вопрос: а зачем авторы фильма детально показывали романтические отношения этой пары? Ведь получается, что парень не особо был привязан к девушке, если настолько безропотно уступил её сопернику, а потом так легко и скоро нашёл ей замену. По логике фильма получается, что в любви «незаменимых» не бывает. Украли одну, найду другую…

* * *

Представленные тут примеры изображения краж невест различны по своим жанровым и сценарным решениям. Но их объединяет легковесное, неглубокое отношение к вопросу, который в реальности требует очень деликатного и корректного обращения. Ежегодно в нашем обществе тысячи девушек становятся жертвами похищения и принуждения к браку, а создаваемые при этом семьи оказываются на зыбком фундаменте случайных решений и неосознанного выбора. И это не повод для юмора или «обсасывания» комических деталей.

И не надо списывать всё на сложные времена. Шекспир, Пушкин, Толстой, Токтогул и Женижок тоже жили не в идеальные эпохи. Но всё равно служили искусству и воспевали истинную любовь, а не неразборчивые и бездумные отношения между мужчиной и женщиной. Ведь искусство воспитывает и возделывает человеческую душу. Так, может, стоит воспитывать в душах и умах наших людей более серьёзное и ответственное отношение к таинству брака, а не примитивно-лотерейный принцип: повезёт – не повезёт? Семья – это, возможно, самое великое изобретение и важнейший социальный институт в истории цивилизации. Поэтому её создание – это не забава или развлечение, а наиболее непростой и судьбоносный выбор в жизни человека. Но из содержания нашего кино и телевидения понять это не так просто. Потому что чрезмерное увлечение деталями процесса заслоняет его суть.

P.S.: Возможно, кто-то поспешит назвать автора статьи манкуртом, обвинит в отрицании национальной культуры. Осудить проще, чем задуматься над вопросами, которые требуют ответов. Что такое для нас, кыргызов, кража невесты? Дополнительный этнографический штришок на портрете этноса? Что-то вроде шырдака и туш-кийиза? Национальная забава типа кыз-куумай и кок-бору? Или нечто серьёзное? Способ создания семьи и культурный институт, который даже в современных условиях выполняет некую социальную функцию (кроме случаев откровенной уголовщины)? Что мы сами думаем об этой традиции и как относимся к ней? Никто не ответит на эти вопросы, кроме нас самих. Потому что мы – то, что мы думаем о себе. Если найдём в себе достаточно смелости серьёзно посмотреть в зеркало, а не только кривляться перед ним и строить смешные рожицы.

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

22 апреля 2021 г.

От редакции:

Согласны ли вы с мнением автора, что в жизни общества есть явления, которые нельзя превращать в сюжет юмористических передач или комедийных фильмов? Если да, то какие и почему?

Нужно ли производителям фильмов и передач, зрителям и кинокритикам избегать или как-то реагировать на факты популяризации насилия на экранах? Если да, то как?

Только ли правоохранительные органы ответственны за формирование «менталитета», оправдывающего или допускающего насилие в отношении женщин?
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2021 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg