ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 октября 2021, 07:26

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
№ 904 (904)
22 апреля
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:22
Раздел: Общество

Инвентаризация.kg. Во-вторых, правовой «суицид»?

Чем обернётся для Кыргызстана запущенная с подачи Садыра Жапарова «инвентаризация законодательства»?

В первой части мы выяснили, что реформированием кыргызского законодательства будут заниматься «экспертные группы экспертной группы», которым поручено делать всё сразу:
– инвентаризировать законодательство;
– разработать проект закона о прекращении действия всех действующих обычных законов;
– разработать проекты новых законов для предотвращения правового вакуума в результате отмены всех действующих обычных законов.

Что дальше?

Дальше Минюст разделил экспертную группу на шесть (профильных) экспертных групп, включающих четырнадцать подгрупп. Между ними раскидали 393 действующих закона, которые предстоит сперва отменить (прекратить действие), а затем заменить другими (новыми).

Проект закона о прекращении действия законодательных актов по принципу «гильотины» Минюстом разработан и вынесен на сайт правительства для общественного обсуждения. В котором определённо есть смысл принять участие. Потому что вопросов по этому проекту более чем достаточно…

Начнём с того, что принятие законопроекта «о гильотине» затронет все сферы и отрасли. Без законов и регламентов, регулирующих их взаимодействие, останутся учителя, ученики и родители, автомобилисты и пешеходы, предприниматели и трудящиеся, военнослужащие и гражданские, врачи и пациенты, пенсионеры и инвалиды, чиновники и журналисты, продавцы и покупатели, брачующиеся и разводящиеся, новорожденные и умершие, государственные и муниципальные служащие, мигранты и пограничники. Полный список тех, кто рискует оказаться вне правового поля, занял бы целую страницу. Это практически вся страна…

В качестве примера и в порядке информации: законом о «гильотине» предусмотрено прекратить действие законов об:
– образовании, охране здоровья, медстраховании, минимальной зарплате, госпособиях, госсоцстраховании, госпенсионном соцстраховании, защите труда;
– органах внутренних дел, обороне и вооружённых силах, нацбезопасности, госгранице, прокуратуре, противодействии терроризму, защите от семейного насилия;
– инвестициях, Нацбанке и банковской деятельности, конкуренции, госматрезерве, продовольственной безопасности;
– культуре, госязыке, профсоюзах, СМИ, рассмотрении обращений, доступе к информации госорганов и органов МСУ;
– местных госадминистрациях, местном самоуправлении, территориальном устройстве, нормативно-правовых актах, госслужбе, муниципальной службе, избирательных комиссиях, адмдеятельности и адмпроцедурах;
– актах гражданского состояния, нотариате, госрегистрации прав на недвижимость, госредитрации юрлиц;
– автотранспорте, железнодорожном транспорте, дорожном движении, почтовой связи;
– охране окружающей среды, питьевой воде, охране воздуха, отходах производства и потребления
– и ещё трёх с половиной сотен законов!

Отсюда вопрос. Располагает ли государство достаточными ресурсами (финансовыми, кадровыми, организационными и временными) для того, чтобы в течение нескольких месяцев организовать разработку, обсуждение (в том числе общественное) и принятие почти четырехсот законов (не говоря уже о нижестоящих подзаконных актах)?

Стоит учесть, что основная функциональная нагрузка и персональная ответственность за своевременность, количество и качество мероприятий этой «инвентаризации» ляжет на… государственный аппарат Кыргызской Республики. Тот самый, который сам сейчас находится в «чемоданном настроении» из-за наспех запущенной структурной реорганизации. Многие не уверены, сохранят ли они свои должности завтра или попадут под сокращение, ротацию и прочие сопутствующие обстоятельства.

При этом колоссальный объём работы по анализу действующих законов, подготовке проектов новых, их согласованию, редактированию, презентации и принятию будет возложен на госслужащих не вместо, а вместе с продолжением исполнения их основных функциональных обязанностей. И это при том, что сами они тоже окажутся вне действия законов и регламентов (ведь законы, регулирующие госслужбу, тоже скормят «гильотине»). То есть в случае законного/незаконного увольнения они даже не смогут рассчитывать на нормы, защищавшие их по ныне действующему закону о госграждслужбе. Откуда в такой ситуации черпается уверенность политического руководства, что государственный аппарат вытянет возложенную нагрузку и выдаст «семь этажей» новых нормативно-правовых актов? 

Или есть какие-то резервы (финансовые, кадровые, экспертные и временные), о которых пока неизвестно? Какая-нибудь чудотворная правовая «настойка»?

Кто-то возразит, что от правового вакуума страну спасут ключевые законодательные акты, а именно конституционные законы и кодексы. Которые проектом «гильотины» затронуты не будут. Рад бы согласиться, но вынужден расстроить. Из семи конституционных законов пять подлежат весьма существенным изменениям или даже новоредактированию в связи… с принятием новой редакции Конституции. Это законы о Конституционной палате Верховного суда (которая заменяется Конституционным судом), о статусе судей (порядок отбора, назначения и освобождения которых изменился), о Правительстве (его сменит Кабинет министров), о выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша (система их выдвижения и избрания также станет другой), о референдуме (теперь назначается не парламентом, а президентом). Шансы остаться без фундаментальных изменений есть только у конституционных законов о военном положении и о чрезвычайном положении. И даже их придётся немного, пусть и менее кардинально, «причесать». Так что спасать конституционные законы от «гильотины» было, в общем и целом, бессмысленно. Они же в любом случае падут жертвой Конституции.

С кодексами картина немного лучше. Но именно немного. Потому что, судя по инсайдам со стороны генпрокуратуры, там готовятся отменить весь пакет судебно-правовых кодексов (УК, УПК, Кодексы о проступках, о нарушениях и пр.), принятых в 2017 году и едва-едва начавших работать на практике. А ведь это чуть ли не половина всего кодифицированного законодательства Кыргызской Республики! Для полноты картины добавьте сюда продолжающуюся работу по подготовке новой редакции Налогового кодекса. Вы всё ещё надеетесь, что кодексы закроют вакуум, который образуется после массовой ликвидации обычных законов? Однако…

Хочется надеяться, что страна не идёт к правовому «суициду». Причём без объяснения мотива. Поскольку внятного ответа не даёт даже сам автор законопроекта в лице Минюста. Во всяком случае, в справке обосновании министерство не придумало лучшей мотивировки, чем добуквенно скопировать два абзаца из указа президента о проведении инвентаризации законодательства. Вот они:

«За последние десятилетия чрезмерно активное использование права законодательной инициативы при отсутствии концептуальной логики и последовательности развития многих сфер законодательства привело к неоправданной тенденции увеличения неупорядоченного нормативного правового массива.

Многочисленные изменения законов приводят к тому, что законы не полно регламентируют сам предмет закона, имеют законодательные пробелы, содержат внутренние конфликты и противоречия, имеют дублирующие, а порой и излишние положения, и не всегда отвечают принципам справедливости и партнерства. Все это, в свою очередь, ведет к ограничению конституционных прав граждан на доступ к правосудию и судебное разбирательство, а также вынесение справедливого решения».

Ну, а что? Лучше президента всё равно не объяснишь. Так чего самодеятельностью заниматься и придумывать какое-то обоснование? Впрочем, могли минюстовцы написать ещё проще и яснее: Президент сказал, что так надо! Тогда всем всё ясно. Вопросов больше не имеем…

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

22 апреля 2021 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2021 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg