ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 октября 2021, 07:50

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
№ 908 (908)
10 июня
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 19:05
Раздел: Общество

Эдилбек Сарыбаев: «Наши предки, оказывается, являются творцами двух древнейших письменностей человечества...»

Окончание. Начало в номере  16/907/ и на стр. 2 

Акеш Иманов также печется о судьбе научных исследований другого своего ученика, покойного доктора филологических наук, профессора ОШГУ Лютфуллы Джусупакматова, автора монографии «Древние картосхемы земли в пиктографии петроглифов Кыргызстана» и 60-томного научного каталога петроглифов «Саймалы таш». Именно из петроглифов в процессе многовековой эволюции сложились знаки руники и иероглифики. Он усвоил все достижения советской и мировой науки о пиктографии и «обобщил» их на качественно новом уровне. Это громадный по трудоемкости и объему научный труд. В настоящее время опубликованы только первые тома серийного 60-томного каталога, на публикацию остальных томов нужна государственная поддержка.

– Вы также пишете, что широкие массы, включая политиков, интеллигенцию и даже академиков, не знают, кто мы и откуда. И потому не понимают, как развиваться и куда идти. А вы знаете, откуда и куда идти?

– Кыргызстан за годы независимости не развивается, а, наоборот, деградирует как государство. Разбазарены все объекты промышленности и сельского хозяйства. Коррупция и казнокрадство поразили все его жизненные структуры, а безработица и доля обнищавших граждан с каждым годом растет. Почему? 

Одной из главных причин происходящего, на наш взгляд, является то, что широкие массы населения, политики и интеллигенция не знают истину о своих корнях, о своих истоках. И потому мы не знаем, куда нам идти, как развиваться, с кем нам по пути. 

Взять хотя бы вопрос письменности. Мы все воспитаны на том, что письменность нам, кыргызам, впервые дала Октябрьская революция, этому нас учили в школе. Оказывается, это далеко не так. Именно наши предки, оказывается, являются творцами двух древнейших письменностей человечества: иероглифической и рунической (енисейской). 

Познать истину об этих своих корнях мы сможем только тогда, когда мы все, потомки своих предков, сможем прочитать в оригинале произведения на этих письменах, сможем понять написанное и донести до человечества их содержание на всех основных языках. 

И главное, донести содержание в их буквальном значении, а не в комментариях, как сегодня подается читателям во всем мире содержание трактатов Конфуция, Лаоцзы и всех других наших предков, написанных на так называемом культурном языке веньян, который официально так и считается немым, т.к. никто во всей мировой науке до сих пор не знает, как звучат в оригинале буквы графики этих трактатов, приносящие народу знания и благодать. 

А звучат буквы и надписи этих трактатов в оригинале, оказывается, по-кыргызски. 

– По-кыргызски?

– Вот именно. Я сам узнал об этом лет двадцать назад, издавая произведения Чоюна Омуралиева. Основных направлений его научных изысканий три. 

Первое направление – исследование истории и философии кочевой цивилизации, становления и путей дальнейшего развития кыргызской государственности. 

Второе направление – разработка с новой точки зрения паналтаизма и переиздание обширной литературы, собранной им за сорок лет изыскательской деятельности в архивах Москвы, Казани, Уфы, Ташкента, то есть тюрко-алтаистика. Это еще предстоит.

Третье направление исследований – кыргызско-тюркское прочтение древнекитайской письменности, назовем это тюрко-сино-алтаистика.

Кыргызско-тюркское прочтение китайской иероглифики впервые было опубликовано в 2001 году в газете «Асылзат». По этим материалам Омуралиев сделал доклад на Всемирном Конгрессе востоковедов в Бишкеке в 2003 году и доклад «О кыргызско-тюркском (алтайском) прочтении китайских иероглифов» на конференции «Актуальные проблемы монголоведных и алтаистических исследований» в городе Элиста в 2019 году.

До Ч. Омуралиева в мировой науке не были прояснены до конца вопросы генезиса и истории народов, создавших одну из самых развитых цивилизаций древней Восточной Азии – цивилизацию Шань Инь, относящуюся к XVI-XI векам до нашей эры. Не были прочтены в изначальном контексте памятники системной письменности, вошедшие в историю как древние «иньские письмена». 

Не была исследована природа изменений, которые претерпела эта письменность до принятия современной формы иероглифики, реформированной в позднюю эпоху Чжоу (IX-III в.в. до н.э.), затем подвергнувшейся изменениям в эпоху Цинь и Хань (III-II в.в. до н.э.). 

Не были раскрыты тайны языковой проблемы «веньянизма» в науке синология («вэньян» – древний письменно-культурный «немой» язык, необходимо отличать его от устно-разговорного языка «байхуа», характерного для китайцев-ханьцев). 

Чоюн Омуралиев расщепил иероглифы, разрушив принцип «один иероглиф – одна морфема – одно слово-звук», разделяя сложные иероглифы на составные части, или внутренние морфемы, вышел на коренные звучания и через изучение сочетаний этих звучаний постиг слоговые лексемы. Результаты исследований доказали, что надписи эпох Ин, Чжоу и современная иероглифика оказались во внутреннем чтении слоговыми письменами. 

Раскрывшаяся тайна слоговой структуры иероглифов показала, что они изнутри звучат на кыргызско-тюркском языке. Все 214 ключевых знака на трех ступенях (ин, чжоу и современная иероглифика: 642 знака-иероглифа!) прочтены в кыргызско-тюркском звучании.

Это фантастический по объему кропотливый исследовательский труд и совершенно новое открытие в истории мировой алтаистики и синологии!

– Допустим. Но почему вы считаете, что это открытие обеспечит Кыргызстану бурный рост? Какая тут связь?

– Связь есть. Например, нынешний экономический взлет Китая – результат воплощения в жизнь в социалистической стране программы Дэн Сяопина, начатой в 1979 году, когда он повернул государственную политику к заветам Лаоцзы и Конфуция и утвердил так называемую программу «сяо кан», которую обосновали великие мудрецы  еще до нашей эры. 

В конце XIX века с помощью этой программы провела реформу капиталистическая Япония, в 60-70-е годы XX века ее использовали для своего экономического взлета Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Малайзия. В своей последней монографии «Єзгєрїш. Адил мамлекет» Чоюн Омуралиев подробно описал, как это удалось Малайзии, Сингапуру, Южной Корее, раскрыл близость кыргызских традиционных основ общежития с духовно-экономическими воззрениями Лаоцзы и Конфуция.

Мы просто обязаны прочесть все заветы наших предков в оригинале по-кыргызски, переосмыслить их и применить для развития Кыргызстана с учетом реалий XXI века.

Кроме того, реализация данного открытия Ч. Омуралиева даст возможность сотрудничать с Японией и Южной Кореей на совершенно новой, благоприятной основе исследования их иероглифического письма, привлекать от них инвестиции и новейшие технологии.

– О чём вы просите Президента и Премьера в своём обращении? Что они должны сделать и что это даст?

– Реализация всех вышеуказанных идей Чоюна Омуралиева потребует усилий не одной группы энтузиастов, предстоит напряженный труд нескольких поколений исследователей. 

Но надо начинать уже сегодня, ибо Чоюну Омуралиеву уже почти 70 лет, кроме него методику кыргызско-тюркского прочтения иероглифики никто не знает. Необходимо создать научную школу нового направления фундаментальной науки, уже в ближайшее время выделится несколько ее прикладных направлений, они начнут сразу вносить свой ощутимый вклад в развитие страны, реформирование ее экономики, оздоровление состояния общества. Мы просим для этого государственной поддержки. Если бы больше двадцати лет назад не была разгромлена корпорация «Кыргыз Жер», этот вопрос не стоял бы, все вопросы финансирования решались бы в рамках корпорации.

Сегодня в стране существует две национальные академии наук. Кроме большой академии, созданной в 1954 году, недавно была открыта «Академия Манаса и Чынгыза Айтматова», хотя эти проблемы исследуются в большой академии много лет. 

Мы предлагаем преобразовать Академию Манаса и Чынгыза Айтматова в Академию Алтаистики и выделить для нашей группы, исследующей именно проблемы всего алтайского мира, для начала 10-12 штатных единиц. На наш взгляд, это будет наиболее оптимальным решением с точки зрения использования научного потенциала, как национального достояния, в интересах развития государства и улучшения благосостояния его народа. 

Мы это в свое время предлагали двум предыдущим президентам.

– В своей статье 2012 г., написанной в соавторстве с Карыбеком Байбосуновым, вы писали, что народ в принципе не может ошибиться в выборе политического строя, ибо воплощает в себе коллективный разум людей. Вы действительно считаете, что распространённость идеи/мнения неизбежно влечёт за собой её истинность?

– Что истинно, а что нет – подтвердит только время, но коллективный разум не даст принимать корыстные решения в интересах небольшой кучки людей, находящихся у власти.

– Также вы писали, что для эффективного управления обществом нужен Курултай с «Аталык Кеўешем» (Советом Мудрецов) и «Тогузаком» (Советом Девяти). Вы по-прежнему видите в этих институтах панацею от проблем в государстве?

– Проверенные веками указанные институты могут работать эффективно, если власть и народ, гражданское общество и государство не будут существовать раздельно, в антагонизме друг к другу, как сегодня во всех странах с западной моделью демократии, в т.ч. и у нас, а возвратятся к существованию в единстве, как это было в прошлом.

– А вам не кажется, что институты кочевого общества являлись частью жизни кочевого периода и в современных условиях их применимость носит весьма относительный характер?

– Повторюсь, в кочевом обществе институт общество-государство – это единый механизм. К тому же природа и человек, материальное и духовное также существуют в единстве. Если человечество в большинстве своем не осознает это, не вернется к этому единству, то его неминуемо ждут катастрофа, гибель.

Беседовал 
Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

10 июня 2021 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2021 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg