ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 октября 2021, 07:24

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
№ 908 (908)
10 июня
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 19:14
Раздел: Общество

Билет в один конец: Кто победил/проиграл в забастовке маршрутников?

Спасибо. За несколько дней забастовки водителей маршруток в Бишкеке они услышали и прочли в свой адрес много разных слов. «Зажрались». «Обнаглели». «Без вас обойдёмся». «Маршруткалар кетсин» и далее в том же духе. Не то, чтобы весь город выступил против них, однако понявших и, тем более, поддержавших их акцию оказалось совсем немного…

Эмоции горожан понять можно. Одним эта ситуация нарушила планы, другим пришлось переплачивать, третьи добирались на попутках. К тому же на фоне удорожания продуктов питания, разговоров про повышение стоимости электроэнергии и прочих «приятностей» словосочетание «повышение тарифов», озвученное в ультимативной форме, было воспринято населением без энтузиазма. От себя добавлю, что мне эта забастовка тоже доставила существенные неудобства (например, дети пропустили две тренировки). Другое дело, что после того как первые эмоции улеглись, я восстановил в памяти цепь событий и подумал, что бишкекских маршрутников стоит поблагодарить. Понимаю, что в сложившейся ситуации это покажется абсурдным, и тем не менее.

Вспомнились лихие 90-е, когда автомобиль был роскошью (иномарки меняли на квартиры и дома), а общественный транспорт был скорее «понятием», чем явлением жизни. Пришли на память и дикие очереди за проездными талонами, и студенты, ежедневно приходившие на занятия пешком из новостроек. Переполненные Икарусы, ЛАЗы, троллейбусы и первые частные «башмаки» (автобус ТАРЗ) и «рафики». Сложные были времена, недружелюбные и неуютные. Потом появились нынешние маршрутки. Сначала шли фольксвагены, а затем водители пересели на мерседесы. Сейчас мы не любим эти маршрутки, а когда-то именно они вывезли нас из смутных 90-х…

Сейчас всё иначе. Появился какой-никакой парк муниципального транспорта. Люди уже наладили быт, обзавелись личными авто. Пройдя несколько этапов, развилась и упорядочилась система таксомоторных перевозок. Теперь мы уже не так сильно зависим от маршруток. И это правильно, потому что логично и закономерно. Но значит ли это, что теперь мы должны видеть в них только негативную сторону?

Забыть, как они спасли от изоляции столичные новостройки, как связали Чуйскую область с Бишкеком. Забыть, что они двадцать лет возили нас на работу, а наших детей – на учёбу и домой. Забыть, что тариф на поездки не менялся целых двенадцать лет.

Никто не говорит, что нет проблем. Есть. Злит, когда некоторые водители маршруток едут с пассажирами в салоне в стиле пилотов Формулы-1. Когда устраивают друг с другом гонки и нарушают правила дорожного движения. Когда хамят и выражаются. Но ведь это не все. Просто это люди видят чаще. Поскольку и пересекаются с маршрутниками намного чаще, чем с кем-либо ещё. Сколько раз в месяц вы видите врача? А госслужащего? Даже в магазин средний человек заходит не постоянно. А с маршрутниками сталкивается по нескольку раз за день. У кыргызов есть понятие «сый». Оно про дистанцию, про взаимное уважение, которое тем устойчивей, чем реже люди имеют возможность видеть друг друга. Так с маршрутниками никакого «сый» нет. Скорее наоборот. Лицом к лицу лица не увидать.

А ведь работа у них нервная. Попробуйте на своём автомобиле проехаться в час пик через весь город. Точно ни разу не «выразитесь»? Просто кроме вас, этого никто не услышит. А маршрутник всё время при свидетелях. Целый день по пробкам, в духоте и тесноте. С пассажирами. С конкурентами. С инспекторами ГАИ. С заторами. Со штрафами. С очередью на маршруте и с графиком движения по нему. Не оправдываю, но понимаю. Пусть не всех и не всегда, но в целом – вполне. 

Знакомый бросил, ушёл в такси. Говорит, нервы стали ни к чёрту. Желания нет. Устал от всего. Люди нервные, раздражённые. Но они доедут и останутся, а ему терпеть весь день. Поэтому бросил. Ответить нечего. Понимаю.

Им ставят в упрёк, что они требуют повысить тарифы, хотя пассажирам зарплаты никто не повышает. Допустим. Но разве в этом виноваты они? Не правительство? Не парламент? Не президент? Каким образом маршрутники мешают повысить бюджетникам зарплаты? Претензия не по тому адресу…

Один бывший чиновник внёс в бюджет два миллиарда сомов. Не хочу спорить, сколько украл, но официально признал два миллиарда. А это, для сравнения, 
200 000 000 оплат поездки на маршрутке. Двести миллионов поездок, вы понимаете? И это всего один чиновник. Бывший премьер акаевского периода выплатил государству ущерб в один миллиард. А это ещё сто миллионов поездок на маршрутке. Так кто же виноват, что зарплаты не повышают? Маршрутники? Их легче выставить крайними, чем чиновников и олигархов, которые в свою защиту быстро организуют митинги на площади. С ОБОНом, с ребятами спортивного вида, с аксакалами и т.д.

Вот так нас и «ломают» поодиночке. Нашему правительству выгодно, чтобы все молчали и все терпели. Годами и десятилетиями. Чтобы никто не требовал достойной оплаты труда, роста доходов, улучшения условий и т.д. Общество – это живой организм. Когда ударяют по одной части, боль отдаётся по всему телу. Поэтому нечему радоваться. Если сегодня маршрутники проиграли, значит, завтра и другим «рыпаться» не стоит. Учителям, врачам и прочим бюджетникам про забастовки и требования – забыть. Чтобы не мешать кому-то красть миллиардами.

Понятно, что маршрутники сами допустили кучу ошибок. Но поняли не сразу. Их лидеры общались с правительством и мэрией. Но сейчас этого мало. С людьми не поработали. Не объяснили причину своей акции. Не донесли свою правду (которая, разумеется, тоже есть) до населения на понятном языке. А видя, что почти всё общество ополчилось против них, обиделись на СМИ. Хотя проблема не в журналистах. Маршрутников «сделали» не редакции, а соцсети и читатели.

Они не поняли, что время другое. Что теперь даже президент не может себе позволить не считаться с общественным мнением. Не время замыкаться в себе, полагаться на случай, не просчитывать варианты развития ситуации.

Плюс ситуации в том, что теперь у маршрутников появилась масса материала для анализа. В обычные дни они могли не замечать отношение людей. Не придавать значения и просто не иметь на это времени. А теперь получили все претензии разом. Думаю, многие задумались. Наслушались и начитались о себе за эти дни. Делать-то было нечего: оставалось читать соцсети, отслеживать настрой людей. А там реакция и эпитеты не тяп-ляп…

И если раньше они это не учитывали, то теперь есть смысл поработать над собой, своим имиджем и культурой обслуживания и дисциплиной. Если транспортировка людей – это услуга, то пора заняться её улучшением. Тем более что вопрос не снят, а отложен.

А от себя добавлю: спасибо. За то, что решали и решаете транспортную проблему. За то, что тысячи взрослых могут добраться на работу, а тысячи детей попасть в школу. Это не значит, что со всем согласен и всем доволен. Но в целом, благодарить вас есть за что. И не формально, из вежливости. От души.

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

10 июня 2021 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2021 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg