ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
17 сентября 2021, 00:30

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
№ 911 (911)
29 июля
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 09:26
Раздел: Общество

Прокурорская республика? Жогорку Кенеш рассмотрел два пакета законопроектов…

На неделе «вечно молодой» VI созыв Жогорку Кенеша рассмотрел два пакета законопроектов. В первом были внесённые Президентом проекты:
– конституционного закона «О Кабинете министров»;
– закона «О местной государственной администрации»;
– закона «О местном самоуправлении»;
– закона «О государственной гражданской и муниципальной службе».

Докладчики, в качестве которых выступили министр юстиции Асель Чынбаева и её заместитель Кынатбек Сманалиев, начали «плавать» с первых вопросов депутатов. Вместо того, чтобы объяснять и отстаивать концепцию законопроекта о Кабмине, они то ссылались на Конституцию, то обещали, что учтут предложения и замечания депутатов ко второму чтению, то заявляли, что при разработке текста чего-то «хотели», «думали», «предполагали». Полпред президента в парламенте Анарбек Калматов попытался выручить тонущих коллег, объясняя их бледный вид и жидкие ответы неопытностью и смущением перед депутатским корпусом…

Разумеется, депутатов подобная «красно-тряпичная» аргументация только раззадорила и спровоцировала коллективное «избиение» законопроекта. Тем более что оснований и поводов для критики его текст давал с избытком. Апофеозом стало выступление депутата Жанара Акаева, который заявил, что нормы законопроекта о неприкосновенности членов Кабинета министров, акимов районов и прочем разработаны исходя из борьбы за власть между двумя политиками. А именно, для того, чтобы защитить назначенцев «первого политика» от уголовного преследования со стороны некоего «второго политика». Фамилий он не назвал, образно именуя участников борьбы за власть «Тїкїнчєевым» и «Баланчаевым»…

Когда стало понятно, что шансы принять концепции законопроектов даже за основу близятся к нулю, несколько депутатов, включая вице-спикера, стали настойчиво предлагать инициаторам отозвать законопроекты, чтобы не позорить того, от чьего имени они внесены и не допустить ситуации, когда отклонённый проект нельзя повторно вносить в течение шести месяцев. В итоге, инициаторы так и поступили, сняв весь пакет с повестки дня и покинув недружелюбное заседание всем составом …

Затем палата перешла ко второму пакету законопроектов, которые во втором и третьем чтении представили председатели профильных комитетов Канатбек Керезбеков и Наталья Никитенко, а также инициатор – Генпрокурор Курманкул Зулушев с подчинёнными. И тут депутатов словно подменили. Например, конкретно по тексту конституционного закона «О прокуратуре», который был представлен первым, вопросы и замечания высказал лишь Дастан Бекешев. Он выразил сомнения в целесообразности нормы, обязывающей местные власти обеспечивать трудоустройство супруга/супруги прокурора, переведённого на новое место работы (часть 8 статьи 85). Депутат предположил, что это позволит сотрудникам надзорного органа оказывать давление на местных чиновников, вынуждая принимать жён/мужей прокуроров на престижные должности. Также Бекешева смутила норма о том, что «уголовное преследование в отношении прокуроров и следователей органов прокуратуры относится к исключительной компетенции органов прокуратуры» (статья 83). В ней нардеп усмотрел конфликт интересов (прокурорская солидарность) и завуалированную юридическую неприкосновенность сотрудников надзорного органа. Однако коллеги депутата его озабоченности не разделили и его предложения исключить упомянутые нормы не поддержали. Более того, он оказался практически единственным парламентарием, который высказал комментарии непосредственно по тексту законопроекта. Прочие задали генпрокурору вопросы, касающиеся текущей практики и просьб, с которыми к ним обратились граждане и организации.

Однако наиболее многочисленными и активными оказались те нардепы, которые предложили… повысить зарплаты сотрудников прокуратуры. Айнура Осмонова, Акыл Кемелов, Мейкинбек Абдалиев, Бакирдин Субанбеков, Аккулу Бердиев проявили неподдельную заботу о коллективе надзорного органа. Чего стоят прозвучавшие заявления, что «сначала нужно повысить им зарплату и создать достойные условия, а затем требовать от них [качественной – Н.Д.] работы». Зулушев согласился с тем, что денежное довольствие следует повысить. Тем более, что «70% сотрудников прокуратуры не имеют собственного жилья». Впечатлённый бедственным положением прокуроров депутат Бердиев предложил довести их зарплаты до 60-70 тысяч сомов. В качестве источников для повышения парламентарии предложили использовать доходы, полученные от тяжб по Кумтору и другим уголовным делам. «Надо установить премии», – заявил Мейкинбек Абдалиев, напомнив, что Ли Куан Ю в своё время повысил зарплаты госслужащих. Вот какие заботливые и начитанные у нас депутаты. И если уж государство соберётся улучшить ситуацию по уровню доходов бюджетников, то почему бы не начать прямо с прокуратуры? Логично.

Что до конституционного закона «О прокуратуре», то его депутаты массово поддержали. Тем более что расписан он весьма тщательно и подробно. Судите сами, в проекте закона – 132 тысячи 643 знака без пробелов. Для сравнения, это больше, чем в проектах законов о Кабмине, о местных госадминистрациях и о местном самоуправлении вместе взятых (129 тысяч 975). И если президентская администрация (чуть не написалось «Президент») совместно с Кабинетом министров (как минимум, в лице Минюста) не сумела качественно подготовить три небольших закона, то Генпрокуратура в те же сроки подготовила и провела через общественные обсуждения и три чтения в парламенте массивный конституционный закон и четыре кодекса. Почувствовали разницу?

Подводя итог, невольно приходишь к выводу, что вместо президентской вертикали наше президентское правление привело к обескровливанию исполнительной власти. Система государственных органов выглядит несбалансированной уже не только в плане полномочий, но и с точки зрения кадрового и функционального потенциала. Кабинет министров тире Администрация Президента настолько немощны, что не в состоянии расписать свои полномочия, публично презентовать свою позицию, отвечать на вопросы и замечания.

В результате, в президентской республике(!) президент не имеет узаконенных:
– Администрации Президента;
– Кабинета министров;
– структуры исполнительной власти в центре и на местах;
– схемы взаимодействия с местным самоуправлением.

Эти механизмы не утверждены даже на уровне концепций, хотя с момента принятия Конституции с «президентской формой» правления прошло уже больше 100 дней…

Зато прокуратура в полном порядке. Под её чутким руководством тщательно разработаны, обсуждены на парламентских слушаниях и приняты Жогорку Кенешем в трёх чтениях:
– Уголовный кодекс;
– Уголовно-процессуальный кодекс;
– Уголовно-исполнительный кодекс;
– Кодекс о правонарушениях;
– Конституционный закон «О прокуратуре».

Получается, что Курманкул Зулушев со своими обязанностями справляется лучше, чем чиновники, находящиеся в прямом подчинении Садыра 
Жапарова. Назвать последних Кабинетом министров или Администрацией Президента не получается, поскольку на данный момент они существуют только «на словах», то есть в сугубо устно-фольклорной форме.

Исполнительная власть, которую по Конституции возглавляет и за которую несёт персональную ответственность президент Кыргызстана, выглядит разбалансированной, кадрово необеспеченной, не имеющей влияния, должных навыков и квалификации. Парадокс? Или закономерность?

Кто-нибудь может объяснить, что происходит?

P.s.: Между прочим, поскольку законопроекты о Кабмине, местной госадминистрации и МСУ «горят» по срокам, а качество подготовки законопроектов рабочей группой при прокуратуре и высокий авторитет Генерального прокурора в парламенте подтверждены на практике, не будет ли эффективнее поручить их разработку именно надзорному органу?

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

29 июля 2021 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2021 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg