ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 11:36

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
Еще из раздела ↓
15 июля, 12:22
Дочь президента Узбекистана лишили дипломатического иммунитета
12 апреля, 11:00
США сократили помощь всей Средней Азии, кроме Киргизии
11 марта, 14:58
Пентагон оснастит Узбекистан современным вооружением
16 ноября, 11:10
Зачем Россия поставляет оружие Таджикистану и Киргизии
09 июля, 15:28
Узбекистан признан худшим среди стран СНГ в рейтинге несостоявшихся государств

Центральная Азия: зимой электричества на всех не хватит

Накануне зимы в странах Центральной Азии традиционно обострились энергетические проблемы. В ночь на 9 ноября произошла авария на крупнейшей в Таджикистане Нурекской ГЭС, в результате которой 3/4 республики на несколько часов остались без электричества. В тот же день поставки электроэнергии в Афганистан прекратил Узбекистан, который является основным поставщиком электричества в эту страну. Ситуация усугубляется тем, что Узбекистан и Казахстан планируют выйти из работы в объединенной энергосистеме региона, а это может повлечь за собой дефицит электроэнергии в соседних Киргизии и Таджикистане. В сентябре Узбекистан уже заявил об отказе бесплатно транспортировать электроэнергию из Туркменистана в Таджикистан. Все эти события свидетельствуют, что предстоящей зимой энергетика по-прежнему будет одним из главных вопросов региональной политики.

Авария на Нурекской ГЭС показала всю уязвимость автономной работы энергосистемы Таджикистана. По словам руководителя пресс-службы таджикского энергетического холдинга «Барки Точик» Нозира Едгори, остановка станции была вызвана не аварией, а перегрузкой сетей, из-за чего сработала автоматика. В условиях резкого похолодания увеличилось потребление электроэнергии, и многие ГЭС автоматически отключились. Без электричества осталось крупнейшее предприятие страны – Таджикская алюминиевая компания «Талко», дающая большую часть экспортной выручки. В течение 4-х часов электроснабжение было полностью восстановлено, но 10 ноября на «Барки Точик» было введено ограничение потребления электроэнергии; теперь сельские районы будут получать электричество лишь 7 часов в сутки. Ограничения связаны с тем, что с началом отопительного периода энергосистема Таджикистана начала работать в автономном режиме и собственного электричества ей не хватает. При этом дефицит электроэнергии удалось существенно сократить — с 4-6 млрд. кВт/часов в прошлом до 1,8 — 2 млрд. кВт/часов в нынешнем году благодаря запуску введенной в строй при помощи России «Сангтудинской ГЭС-1», а также 38 малых гидроэлектростанций.

Прекращение Узбекистаном поставок электричества в Афганистан было объяснено техническими проблемами. Обесточенной оказалась и Сурхандарьинская область самого Узбекистана. Впоследствии выяснилось, что прекращение поставок электроэнергии было вызвано аварией на Нурекской ГЭС, которая вызвала отключение высоковольтной линии «Регар-Гузар». Через эту ЛЭП с учетом ландшафтных особенностей региона осуществлялись поставки электроэнергии в Таджикистан, затем в Сурхандарьинскую область Узбекистана и уже оттуда – в Афганистан. Для Афганистана, который импортирует также электроэнергию из Туркменистана, Таджикистана и Ирана, Узбекистан является главным поставщиком. В январе 2009 г. прекращение почти на месяц поставок узбекской электроэнергии в северную афганскую провинцию Балх привело к тому, что люди там замерзали, а все заводы и фабрики остановились. На этот раз все обошлось благополучно, и поставки узбекского электричества в Афганистан были возобновлены через несколько часов.

Усиление «энергетического сепаратизма» в Центральной Азии способно еще более обострить проблемы региональной энергетики. Заявленное в сентябре намерение Узбекистана выйти из работы объединенной энергосистемы региона может создать трудности с энергообеспечением Киргизии, Таджикистана и южных регионов Казахстана. Спустя месяц выходить из работы единой энергосистемы Узбекистан передумал, однако в начале ноября руководитель национального диспетчерского центра государственной акционерной компании «Узбекэнерго» Эссо Садуллаев вновь заявил о наличии таких планов. Позиция Ташкента во многом связана с тем, что переток энергии в рамках единой энергосистемы является бесплатным, а за передачу туркменского электричества в Таджикистан узбекским властям хотелось бы взимать плату. Однако в этом случае Киргизии и Таджикистану придется зимой расходовать дополнительные объемы воды для выработки на ГЭС электроэнергии, необходимой сельскому хозяйству Казахстана и Узбекистана летом.

По мнению киргизских энергетиков, которое приводит «Deutsche Welle», выход Узбекистана из параллельной работы энергосистемы Центральной Азии может привести к систематическим авариям в сети и окончательно подорвать энергетическую безопасность республики. Это приведет к нарушению работы всей энергосистемы, где постоянно осуществляются перетоки электроэнергии из сетей одной страны в сети другой, так что, по словам независимого эксперта в области энергетики Валентины Касымовой, «практически невозможно сказать, где и в какой момент поступает киргизская энергия, а где, например, казахская или узбекская». Что особенно важно — объединенная энергосистема автоматически регулирует режим работы каскада водохранилищ в бассейне рек Нарын-Сырдарья и Амударья. Поскольку же в Узбекистане расположен диспетчерский центр, регулирующий работу всей энергосистемы региона, его выход скажется на функционировании системы особенно тяжело. За счет создаваемого резерва мощности объединенная энергосистема Центральной Азии позволяла преодолевать резкие всплески потребления электричества или аварии, наподобие той, что случилась недавно в Таджикистане. В автономном же режиме преодоление аварий потребует гораздо больше времени.

Выход Узбекистана из единой энергосистемы только усиливает стремление соседних стран завершить реализацию крупных гидроэнергетических проектов в верховьях трансграничных рек – строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане и двух Камбаратинских ГЭС в Киргизии, которые позволят им окончательно решить проблему энергодефицита и начать экспорт электроэнергии. В Узбекистане, большинство населения которого занято в критически зависящем от поливной воды сельском хозяйстве, строительство крупных ГЭС, напротив, вызывает опасения, что регулирование стока воды будет использоваться как инструмент давления на него. Об остроте водно-энергетических проблем в регионе говорит сделанное президентом Туркмении Г. Бердымухамедовым 1 октября заявление о том, что Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизия должны выплачивать Таджикистану совместную денежную компенсацию для решения энергетических проблем в обмен на сохранение нынешних объемов сброса воды трансграничных рек. По его словам, Таджикистан, на территории которого берут начало главные реки Центральной Азии, испытывает острую нехватку электроэнергии и видит решение этой проблемы в строительстве новых ГЭС, что может уменьшить объем водосброса и привести к острой нехватке воды в расположенных ниже по течению трансграничных рек странах. Однако у остальных стран региона перспектива платить за воду особого энтузиазма пока не вызывает.

При этом сам Узбекистан не раз использовал свое положение монопольного поставщика газа для оказания политического и экономического давления на соседние страны. Так, 23 сентября он полностью прекратил поставки газа в южные и на 30% сократил его подачу в северные регионы Киргизии. Причиной стала задолженность киргизской стороны за газ в размере 19 млн. долл. Подача газа была возобновлена лишь 19 октября после того, как Киргизия частично погасила долги и была вынуждена согласиться с новой системой расчетов, в соответствии с которой каждые 10 дней осуществляется полная предоплата за газ. В конце сентября поставки газа были прекращены в Таджикистан, также имевший перед «Узтрансгазом» задолженность в размере 18 млн. долл. Поставки были возобновлены спустя несколько дней после частичного погашения задолженности. Между тем наличие задолженности во многом связано с высокой ценой газа, которая за последние два года выросла в 4 раза и достигла «европейского» уровня 240 долл. за тыс. кубометров. Естественно, что стремление Киргизии и Таджикистана достроить ГЭС в этих условиях только растет.

В целом же противоречия по поводу распределения водных и энергетических ресурсов между Узбекистаном, с одной стороны, и Киргизией и Таджикистаном — с другой, надолго превратились в одну из главных проблем региональных межгосударственных отношений.

Источник: «Фонд стратегической культуры»

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
10 января, 09:32 // Кыргызстан
Прогноз погоды по Кыргызстану на январь 2014 года
10 января, 09:30 // Кыргызстан
Определены новые тарифы на растаможку автомобилей и микроавтобусов
10 января, 09:29 // Кыргызстан
В Кыргызстане снизились цены на бензин
09 января, 09:57 // Кыргызстан
Кыргызстан будет покупать газ у Узбекистана по 290 долларов за 1 тысячу кубов
08 января, 13:10 // Кыргызстан
Экс-директор Русского театра драмы Борис Воробьев приговорен к 7 годам лишения свободы
(1 комментарий)
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg