ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 апреля 2024, 01:37

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:39
Раздел: Интервью

Аликбек ДЖЕКШЕНКУЛОВ: «НАМ НЕОБХОДИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ С РОССИЕЙ»

Аликбек ДЖЕКШЕНКУЛОВ: «НАМ НЕОБХОДИМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ С РОССИЕЙ»

Интервью с экс-министром иностранных дел Аликбеком ДЖЕКШЕНКУЛОВЫМ.

– Аликбек Джекшенкулович, весна ныне ранняя, а вы удостоили нас своим вниманием только в апреле. Были какие-то особые ожидания от весны?

– В нашей стране не надо быть прорицателем, чтобы предположить ставшие традицией весенне-осенние обострения. Трудности бытия толкают людей на разные формы протеста, власть же рапортует о росте экономики, пытаясь убаюкать митинговые настроения. Между тем, проблемы давно из разряда хронических. Та же огромная безработица, уже неподвластная никакой ретуши, вопиющая, бросающаяся в глаза неравномерность в доходах граждан – неслучайно в мире бушуют социалистические настроения в виде налога на сверхдоходы и, наконец, неэффективное госуправление. Добавьте к этому приграничные проблемы с отдельными сопредельными государствами, избирательность в борьбе с коррупцией, растущий регионализм и, если хотите, снобизм власти, и все станет предельно ясным.

– Может оттого в кыргызскоязычной прессе все чаще звучат призывы к решительным действиям. К слову, и зарубежные эксперты, вторя им вслед, предрекают скорый крах нынешней власти. Насколько реальна, на ваш взгляд, подобная опасность?

– Как прагматик и оптимист скажу: вероятность такого исхода явно не нулевая. Во всяком случае, шаги в данном направлении власть делает подозрительно последовательно. Сумеет ли власть отойти от края пропасти, сказать не берусь. Пока же, во всяком случае, без всякого проблеска. А вот точка невозврата уже близка.

– Да, умеете вы успокоить читателей. Но не всем же паковать чемоданы? Простым-то гражданам что делать?

– Наши граждане достойны лучшего. Но этому мешает хроническая неспособность власти решать проблемы, которые либо просто копятся, либо решаются самым неподобающим образом.

Например, проблемы экономики, которые прямо и косвенно влияют на жизнь наших граждан. С начала года был введен налог в размере 1% от оборота в счет налога на прибыль. Платеж носит авансовый характер. Помнится, прежнего премьера на чем свет костерили за то, что он собрал налоги в счет будущего года. Но и с новым премьером ситуация нисколько не изменилась: попытки отнять честно заработанные деньги напоминают мне годы военного коммунизма. Для полноты картины осталось лишь ввести продразверстку. Вместо улучшения администрирования сбора налогов идут манипуляции с налоговыми ставками. Вводятся какие-то списки льготно ввозимых лекарств с отменой НДС. Вводятся налоги на дивиденды от депозитов. Прямо Кипр какой-то. Сегодня Министерство экономики работает как фискальное ведомство, фискальная политика преобладает над экономической составляющей. Такое демонстративное пренебрежение нуждами малого и среднего бизнеса свидетельствует о том, что у власти нет четких ориентиров, как должна развиваться экономика. Загнав себя в угол Стратегией развития, она, похоже, так и не смогла найти источников ее финансирования. Коррупционеры, облепившие власть со всех сторон, сосут все соки из экономики страны. Посмотрите, как быстро вырос так называемый бюджет строительства железной дороги Китай – Узбекистан – Кыргызстан с 2,1 млрд. до 6,5 млрд. долларов. С такими аппетитами до экономики ли страны?

Увы, но за собственные художества ответить предлагают, как всегда, народу. Попытка залезть в карман к гражданам – это, видимо, и есть та самая опора на собственные силы, о которой говорилось в Стратегии.

– Работу правительства мы оцениваем на «троечку» с минусом. А какую оценку вы даете работе парламента?

– «Три» с минусом – это, пожалуй, оптимистичная оценка правительству. Такой оценки, скорее, достойна работа парламента. И это несмотря на то, что заседает постоянно не более четверти его состава.

Пренебрежение собственными обязанностями стало нормой для нынешнего состава парламента. Низкое качество принимаемых законов уже не шокирует кого-либо в стране. Полагаю, что через два года из пяти представленных в парламенте партий лишь так называемый административный ресурс позволит пройти одной из правящих партий. Поэтому сегодня мы вправе ожидать появления новых политических партий, которые будут результатом слияния различных политических сил. Наблюдаемый нами процесс консолидации ускоряется по мере роста недоверия населения к власти.

– Кстати, нынешняя парламентская форма правления вызывает много нареканий. Насколько они справедливы?

– Так получилось, что деятельность предыдущих президентов привела к серьезной дискредитации президентской формы правления в глазах населения. Однако резкий крен в пользу парламентской формы правления обнажил целый ряд проблем фундаментального характера, решение которых невозможно без конституционной реформы. И без того не избалованные приоритетом проблемы регионов оказались вне поля зрения парламентских партий. Такой печальный исход стал возможным вследствие разбалансированности партий в разрезе представительства регионов. Но главное – сегодня в стране сложилась уникальная ситуация, когда никто, по сути, ни перед кем не отчитывается: ни президент, ни парламент, ни судебная власть. Опыт же показывает, что и подотчетность правительства носит такой же формальный характер: так, в бытность главой правительства не отчитались ни Отунбаева, ни Атамбаев, ни Бабанов. Более того, и сегодня не прослеживается какой-либо заинтересованности в создании действенного механизма ответственности и отчетности. Какой в таком случае выход – спросите вы. Действительно, не все так просто. С экономической точки зрения президентская форма правления более успешна, нежели парламентская. Однако при этой форме коррупция плохо поддается контролю. Парламентская форма более эффективна в изобличении коррупционных пороков, но вот экономический рост в данном случае явно не на первом плане. Именно из этих соображений считаю целесообразным введение модернизированной президентско-парламентской формы правления. В чем, скажете, состоит модернизация? В создании Госсовета из девяти уважаемых в обществе людей с ротацией трех членов каждые два года. Их функции и задачи должны быть строго определены в Конституции. Одной же из главных задач Госсовета я вижу контроль над действиями президента. Именно Госсовет будет давать ежегодную оценку деятельности президента, принимать его отчет. Непринятие Госсоветом отчета президента послужит началом процедуры импичмента в Жогорку Кенеше. А пока в нашей стране за 22 года суверенитета сложилась система безответственности и отсутствия отчетности всех ветвей власти.

– Есть ли в этом вина оппозиции? Многие эксперты говорят, что структурированной оппозиции, тем более с платформой, в Кыргызстане нет. Тем не менее, напряжение в обществе сохраняется, а временами усиливается. Удастся ли снизить накал в обществе?

– В Кыргызстане оппозицией всегда был народ. Все остальные, включая партии, – это лишь группы влияния, пытающиеся оседлать ситуацию, причем нередко с целью манипуляции интересами населения. Причиной же оппозиционных настроений в обществе является хроническая неспособность властей поднять уровень благосостояния и качество жизни населения. Нынешняя группа влияния, оказавшаяся у власти, экспроприировав награбленное и войдя во вкус, с упоением села на потоки, наскоро позабыв обещанное. Создается впечатление, что лишь донкихотствующий на их фоне президент в ответе за данные народу обещания. Причем верные по случаю санчо пансы ведут себя, как дочери короля Лира.

– Сразу видно, что томик Сервантеса у вас не пылится на полке, а самая что ни на есть настольная книга. Что ж, ваши экскурсы метафоричны, но вместе с тем вы необычайно жестки в оценках. Вы часом уже не оппозиционер?

– Оппозиция – это не только изложение собственных, отличных от властных оценок действительности. Это еще и действия. Как видите, я пока еще статичен (смеется). Да, разные группы влияния сегодня призывают меня объединить оппозицию для крестового похода. Но я считаю, что общество зреет, и не надо подгонять события искусственно. Тем более что нынешней власти это удается с большим успехом. Количество ошибок управленческого характера, прежде всего в кадровой политике, зашкаливает, превышая все разумные пределы. Свою же задачу видел и вижу в том, чтобы донести позицию населения, минуя группы влияния, без искажений. Впрочем, если ситуация окажется критической, а предпосылки к этому имеются, то у нас все давным-давно готово.

– Понятно. А что если не доводить ситуацию до крайностей. Вы, к примеру, всегда ратовали за диалог. Может, подоспело время?

– Я и сейчас ратую за диалог. Именно за диалог, а не его эрзацы. Но будет ли диалогом то, когда предложения сторон лишены конструктивизма, а гордыня туманит им глаза? Пока ситуация из разряда, когда хрен редьки не слаще.

– Одним из камней преткновения несостоявшегося диалога стал вопрос по Кумтору. Оппозиция – за национализацию, власть – за пересмотр отношений с увеличением налоговой нагрузки. По вашему мнению, есть еще приемлемые варианты разрешения конфликта интересов?

– Кумтор – месторождение, Богом данное Кыргызстану. После всего беспредела, что творился за прошедшие годы вокруг этой природной кладовой, выход из ситуации только один: оставить решение за народом, т.е. вынести вопрос на референдум. Сегодня на Кумторе золота еще на 25 млрд. долларов США, и это как минимум. А это без малого четыре ВВП страны, 12 текущих бюджетов. Согласитесь, это вопрос не уровня Атамбаева, Джекшенкулова, оппозиции либо кого-то там еще. По масштабу, по уровню его влияния на будущее развитие страны этот вопрос должен решаться на референдуме. Ни президент, ни правительство, ни парламент не вправе тянуть одеяло на себя в этом вопросе, тем более с учетом ранее содеянного. Полагаю, и вопрос Джеруя, с учетом горького опыта, должен решаться всенародным голосованием.

– Власть утверждает, что в условиях политической стабильности нам светит массовое паломничество инвесторов. Деньги любят тишину…

– Вы знаете, стабильности желают все государства. Авторитарии, кстати, тоже. Но правда состоит в том, что у нас и сейчас воруют. Вот им как раз не хочется гражданского контроля. А еще правда в том, что если даже не будет этой митинговой суеты, то безоблачной жизни нам никто не гарантирует. Это все слова и не более. Мир ныне глобален, и конкурентоспособность нашей страны лежит в привлечении лучших кадров во власть, создании и поддержании лучших условий для ведения предпринимательства. А с этим откровенно туго.

– Кстати, в кулуарах и не только и нынешнего президента укоряют в нежелании привлечь лучшие кадры, невзирая на партийную принадлежность…

– Как известно, дыма без огня не бывает, и, возможно, критика отчасти справедлива. Во всяком случае, ярких, по-настоящему сильных кадров рядом с президентом не наблюдается. Связано ли это с личным дискомфортом президента, сказать не берусь, тут уж вам, прессе, виднее. Хотя, если вдуматься, быть может, вы правы. Работа с сильными кадрами – это точно не сильная сторона президента. Подмечено верно.

– Аликбек Джекшенкулович, несмотря на ряд крупных энергетических проектов с Россией и инвестиционных – с Казахстаном, отношения с этими двумя странами сегодня лишены надлежащей поступательной динамики. Есть ли этому объяснение?

– Не буду оригинальным, если скажу, что в отсутствии таковой динамики виноваты, прежде всего, мы сами. В качестве конкретики рассмотрим ситуацию по нашим ожиданиям во взаимоотношениях с Россией. Анализ этих взаимоотношений, как правило, большей частью отраженных в межправсоглашениях, показывает, что Кыргызстан так и не смог сформировать полноценной повестки дня с Россией, отвечающей нашим национальным интересам.

Создается, а подчас и нагнетается, ощущение того, что вхождение в Таможенный союз будет решением всех существующих в Кыргызстане проблем. Это очевидное заблуждение. Особенно с учетом того, что Таможенный союз, а точнее, правила в нем, постоянно меняются. На самом деле, повестка взаимоотношений с Россией у Кыргызстана много шире, нежели рамки Таможенного союза. Потому как есть вопросы безопасности, вопросы перспективы, которые требуют детального обсуждения. Та же ОДКБ, динамично развиваясь, не решает всех вопросов в сфере безопасности, являясь лишь её остовом. Говоря же о перспективах, мы, казалось бы, вправе ожидать от России большей активности в реализации экономических проектов на территории нашей страны. Учитывая, что Россия главный инвестор, а в данный момент и донор нашей страны. Но неспешность России во вспомоществовании Кыргызстану вполне объяснима. Ведь ранее Кыргызстан, или, выражаясь точнее, наша власть недобросовестно и беззастенчиво пользовалась щедротами, выделяемыми Россией. Деньги на поддержку бюджета распиливались нещадно, так и не доходя до конечного потребителя. Памятуя об этом, российское руководство не спешит с выдачей денег на поддержку нашего бюджета. Предпочтение отдается проектам, где управление будет российским с ясной перспективой в вопросах защиты инвестиций и рентабельности. Если же говорить о масштабной помощи нашей стране, то такое возможно лишь при условии, когда в стране будет нормальная кадровая политика, эффективное управление, слова перестанут расходиться с делом, а законы станут неукоснительно соблюдаться. То же самое справедливо относительно взаимоотношений и с Казахстаном, конечно, с поправкой на масштаб и имеющуюся специфику.

– Можно ли вас так понимать, что вхождение в Таможенный союз и затем в Евразийский экономический союз позволит обрести нашей экономике второе дыхание?

– Убежден, что нам отселе и далее необходим, прежде всего, политический союз с Россией. Сегодня, когда экономики стран СНГ разбалансированы, а политические элиты идеологически неустойчивы, именно политический союз позволит выстроить систему координат, на основе которой будут разрешены вопросы, как в рамках экономических союзов, так и дальнейшей перспективы. Возможно, это кому-то не понравится, но главенствующая роль России обусловлена не только её экономической мощью, но и общепризнанными лидерскими качествами президента этой страны. За 13 с небольшим лет под руководством Путина Россия предстала совсем в ином качестве. Некогда распадающаяся, затем догонявшая ныне кризисную Португалию, она обрела место в восьмерке богатейших стран мира. И это не предел, потому как впереди без малого два срока президентства.

– Таким образом, вы отдаете предпочтение политическому союзу. А разве экономика в наших отношениях не первостепенна?

– Вы знаете, весь наш гидроэнергетический потенциал, который принято считать громадным, составляет порядка 142 млрд. кВт.часов. Из них реализовано только 10%. А одна лишь Богучанская ГЭС на Ангаре, ныне вводимая в строй, имеет мощность 3000 МВТ, или 80 млрд. кВт.часов. Так сказать, почувствуйте разницу. Как ни крути, интерес России к нам априори политический, в то же время мы, кыргызстанцы, рассчитываем на экономические дивиденды от подобного союза. Осталось лишь определить параметры этого несложного уравнения, учитывающего взаимные интересы наших государств.

– Как известно, дьявол кроется в мелочах. У вас, Аликбек Джекшенкулович, есть рецепты, как войти в Евразийский союз без всяких потрясений, не расплескав то немногое из текущего благосостояния граждан?

– Программа, безусловно, есть, и мы с моими товарищами и соратниками готовы ее презентовать, – поначалу в узких и компетентных кругах. Прописанные там меры проливают свет не только на цену вопроса и сроки реализации, но проясняют и дальнейшие перспективы.

Беседовал
Келдибек НАЗИРОВ

11 апреля 2013 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
11:25 // Спорт
Сейтбек КУЛМАШЕВ: Жизнь в боксе
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg