ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 апреля 2024, 08:10

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:48
Раздел: Политика

Александр СОБЯНИН: «На вызов открытой внешней политики Узбекистана при Шавкате Мирзиёеве Киргизия ответить просто обязана»

Интервью с руководителем службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества, членом Экспертного совета Центра стратегической конъюнктуры Александром СОБЯНИНЫМ (РОССИЯ, МОСКВА).

– Александр Дмитриевич, делегация из Кыргызстана посетила Андижанскую область Узбекистана. Стоит ли теперь ждать потепления в кыргызско-узбекских отношениях?

– Потепление, по всей видимости, уже началось, например, резкое смягчение ситуации вокруг телевышки на горе Ункур Тоо, смягчение по южным областям Киргизии в части передвижения приграничного населения. Всё это происходит в рамках того, что новый руководитель Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил о задаче снятия остроты приграничных межгосударственных отношений с четырьмя соседями – Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией. И казахи уже заявляют о готовности подписать окончательный договор по границе. Диалог по гидростанциям с таджиками также возобновился. То есть смягчение РУ–КР протекает в рамках новой внешней политики, которая связана со сменой курса и со сменой лидера. Нынешний лидер слабее, и он не может в ближайшие годы претендовать на тот объём власти и влияния внутри страны и за рубежом, которым обладал Ислам Каримов. Поэтому Ш. Мирзиёев просто не может позволить, чтобы сохранялся тот же самый накал страстей и глубина противоречий, как это было при Исламе Каримове. Масштаб личности И. Каримова позволял держать немалый масштаб проблем с соседями…

– Как будут решаться пограничные вопросы между КР и РУ? Сохранится статус-кво?

– Процесс будет продвигаться положительно, но очень медленно. В Узбекистане высоко развито государственное планирование, поскольку сам ислам Каримов был председателем Госплана Узбекской ССР. Узбеки сейчас достаточно грамотно подняли разные вопросы по Таджикистану, по Казахстану и по Киргизии, подчеркну – разные темы. По Киргизии нет возможности решить все приграничные вопросы, потому что в отличие от Казахстана по Киргизии недостаточно принять ту или иную конфигурацию границы. В случае с Киргизией остро стоят проблемы киргизских эксклавов там и узбекских анклавов здесь, проблемы водопотребления рек и водохранилищ, работы автодорог. Таким образом, список противоречий и сложностей на границе РУ–КР гораздо больше. Поскольку поставлена задача снять наиболее жёсткие вопросы с узбекско-киргизской границы – и эта задача вполне отвечает киргизским интересам, то в таком виде она будет выполнена. А дальше последует очень медленный диалог уже по всему спектру.

– Как, по-вашему, будет решаться проблема горы Ункур Тоо?

– На Фейсбуке одного киргизского политика я прочитал, что активизацию узбекской стороны можно только приветствовать и огорчаться тому, что эта активизация принадлежит им на фоне отсутствия сильной переговорной позиции с киргизской стороны. Хочу согласиться с этим политиком. Думаю, это означает  вот что: чего хотят узбеки, будет достигаться, а чего хотят киргизы, не будет достигнуто в силу невнятности и непроговорённой позиции. Проблема телевышки и участка дороги у горы Ункур Тоо – далеко не основная. Основные вопросы связаны не просто с демаркацией границы, а со всем спектром: вода, дороги, электросети. Киргизско-узбекские противоречия в первую очередь можно охарактеризовать как глубокую взаимозависимость бытовой хозяйственной жизни приграничного узбекского и киргизского населения. В этом отношении с киргизской стороны пока не видно хорошей ответственной команды, которая включала бы в себя дипломатов, военных Минобороны, сотрудников ГКНБ, представителей трёх южных областей, граничащих с Узбекистаном, которая имела бы конкретное политическое лицо, отвечающее за узбекское направление, ввиду активизации узбекской внешней политики при Шавкате Мирзиёеве. Кто со стороны Киргизии готов работать с более активной, более напористой, более грамотной, более умелой узбекской внешней политикой? Мы такого лица не видим, мы таких команд не видим, к большому сожалению, а это очень нужно сейчас.

– Это вина нашей власти?

– Да, так, это вина главы государства. Просто, может быть, А. Атамбаев озабочен другими более важными вопросами. Восприятие, что «полегчало, можно вздохнуть с облегчением, просто идя навстречу узбекам» – это то, что сегодня видно в Бишкеке от узбекской активизации. Радость от того, что Узбекистан поменял подходы, и это попытка забыть чрезвычайно сложные двадцать шесть лет узбекско-киргизских отношений. Но ведь это называется скинуть с себя всю ответственность, а потом разводить руками. Узбеки, естественно, заботятся об интересах Узбекистана, и с какой стати можно думать, что узбекская сторона позаботится больше о киргизских интересах, чем само киргизское правительство? Я думаю, так мыслить странно, дико и глупо. Такого просто не будет! Тот вздох облегчения, который слышен в МИД КР, в Правительстве КР, больше означает: «Всё с себя скинем и забудем, что были проблемы». Такого не будет! Зачем скидывать с себя ответственность там, где можно добиться прорыва и получить результат? Следует заметить, что очень часто руководители трёх южных киргизских областей не имеют общей позиции с Бишкеком, что крайне негативно говорит об обеих сторонах, — и о местной и о центральной власти. К тому же эти руководители зачастую даже не формулируют перед МИДом какие-то возможности, ведь там помимо сложностей есть и возможности. Сейчас узбеки резко облегчили – в смысле количества людей – условия прохождения на самом напряжённом пограничном пункте – направлении Андижан–Ош. А кто с киргизской стороны готов с этим работать? Ведь теперь на Кара-Суйском, Ошском базарах резко вырастит влияние узбекского предпринимательства. Кто-нибудь сформулировал, какие теперь более активные меры надо предпринять большому числу людей, которые занимаются таможенными вопросами, проверками субъектов предпринимательства, чтобы удержать киргизскую экономическую суверенность при более активном узбекском предпринимательстве на базарах и в торговле? Но мы этого не видим, а наблюдаем только радость от упрощённых правил пересечения госграницы. С одной стороны – маленькая по населению Киргизия, а с другой стороны – 32-миллионный Узбекистан, а это значит, что стремительно растут угрозы и зависимость южной киргизской экономики от соседа. Аппарат внешней политики включает в себя не только МИД, но также и Минобороны, ГКНБ, министерства экономического блока, которые принимают участие в управлении и регулировании внешнеполитическими, внешнеэкономическими процессами. Такая практика во всём мире. Сапар Исаков заменяет собой всё при полном нежелании делегировать ответственные задачи, ведь если ты подменяешь собой всё, то ты должен заменять всех. Но каким бы ты ни был, ты всё равно не можешь решать вопросы узбекского рубильника в некоторых газовых и электрических сетях, функционирования дорог и базаров южной Киргизии, взаимодействия министерств обороны и пограничников. Данными вопросами должны заниматься соответствующие службы. Например, аппарат внешней политики в Узбекистане с этим справляется грамотно. Там существует координирующее правительство, есть Служба Государственного советника, есть ИСМИ и ещё ряд структур, которые совместно вырабатывают целостную системную внешнюю политику РУз, не участвуя в её реализации. В Киргизии же главный Национальный институт стратегических исследований дистанцирован от выработки целостной программы и перенаправлен на обслуживание первого лица, что делает невозможным проведение системной работы в кооперации с остальными мозговыми центрами КР. Сегодня внешняя политика Киргизии является главным козырем, который может улучшить экономическую и политическую ситуацию, привнеся общественное спокойствие. Других козырей, которые были бы приняты соседями, нет. Они уже давно были показаны, некоторые из них используются, а другие просто девальвированы. Киргизия может показать, что качество внешней политики выражено ответственными людьми. Не буду говорить, так как ситуация в мире такая, что большие страны легко идут на диалог с малыми странами, если со стороны последних звучит не шантаж и торг, а видна здравая ответственная позиция. Все друг от друга зависят и крупные страны от малых тоже. Узбекистан разблокировал проблемы с Киргизией и Таджикистаном, потому что это влияет на него самого. Сапар Исаков больше демонстрирует себя самостоятельным политиком, чем ответственным куратором всей внешней политики КР, так как кураторство предполагает доверие к системе и делегирование полномочий ответственным структурам. Здесь пока мы этого не видим. Время идёт. Киргизия до сегодняшнего дня имела преимущество перед соседями в виде внутрикиргизской общественной ситуации. Народ Киргизии жил пусть и беднее, чем, скажем, в Казахстане, но люди в Киргизии чувствовали себя благополучней, спокойней и безопасней. Люди не были зажаты государственным прессингом, как в Узбекистане или Таджикистане. Если сейчас через внешнюю политику, включающую в себя военную, экономическую составляющую, приграничные и другие вопросы, не добиться прорыва, то это киргизское преимущество начнёт уходить. Открытие Узбекистана неизбежно, и при Шавкате Мирзиёеве оно будет ускоряться. На данный момент уровень доверия со стороны российских военных и политиков к Киргизии выше. И если не показывать ответственной позиции и только торговаться, то это преимущество уйдёт. На вызов открытой внешней политики Узбекистана при Шавкате Мирзиёеве Киргизия ответить просто обязана, может и должна ответить ответственной системной работой всего аппарата внешней политики. Это задача даже не правительства КР, а президента страны и киргизской политической элиты. Это вызов, и это возможности для нашей страны.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

6 октября 2016 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg