ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 17:04

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:18
Раздел: Интервью

Жамин АКИМАЛИЕВ: «Я как специалист, учёный не вижу особых изменений с приходом нового премьера Сооронбая Жеенбекова и министра сельского хозяйства Турдуназира Бекбоева»

Интервью с генеральным директором Научно-исследовательского Института земледелия, академиком НАН КР Жамином АКИМАЛИЕВЫМ.

— Жамин Акималиевич, прошло больше полугода с момента нашей последней беседы, в которой вы объективно и совершенно справедливо подвергли критике работу бывшего премьер-министра и министра сельского хозяйства. Как изменилось положение в этой области с приходом нового главы кабмина?

— Я как специалист, учёный не вижу особых изменений с приходом нового премьера Сооронбая Жеенбекова и министра сельского хозяйства Турдуназира Бекбоева. Отчётливо видно как все они направо и налево раздают красивые обещания, которые вроде бы как вдохновляют наших тружеников полей. Но, труженики на то и труженики, что они верят не пустым словам, а судят о наших правителях по конкретным результатам. По словам Минсельхоза, им удалось добиться выдающихся успехов в сельскохозяйственном производстве, несмотря на то, что данное ведомство в принципе не имеет никакого отношения к производству сельскохозяйственной продукции.

— Так почему же тогда Минсельхоз вменяет это в свою заслугу?

— В этом-то и суть проблемы. Минсельхоз сейчас нам как министерство вообще не нужен, ведь данное министерство абсолютно не соответствует текущим императивам времени. Ну как Минсельхоз, функционирующий ещё по советской системе – когда всё сельское хозяйство находилось в руках государства – может работать, если 95% земельных участков и 99% сельскохозяйственных животных отдано в частные руки? По большому счёту у этого министерства даже нет объекта и фронта для работы. Сегодня Минсельхоз твердит на всех перекрёстках о районировании сельского хозяйства, хотя правильнее будет говорить о специализации этой отрасли, которая была осуществлена ещё в советские времена нашими учёными. Нынешнее сельскохозяйственное производство напрямую не подчиняется министерству сельского хозяйства. Вот такой вот парадокс. Раньше данное ведомство имело прямое отношение к сельскому хозяйству, так всё было сосредоточено в руках государства, но сегодня нет никаких рычагов влияния. Для чего главному сельскохозяйственному ведомству свои представительства в областях и районах, когда всё производство находится в айыльных округах? А там Минсельхоз даже своего специалиста не имеет. Таким образом, это министерство – воздушное ведомство, а всё иное – есть показуха. Несмотря на это, на содержание аппарата Министерства сельского хозяйства ежегодно выделяется из госбюджета аж по два миллиарда сомов! Граждане справедливо критикуют парламент за большие расходы на сто двадцать депутатов, а там бюджет составляет около 780 миллионов сомов. Депутаты хоть законы худо-бедно пишут, а Минсельхоз вообще ничего не делает! Если бы эти два миллиарда сомов перенаправить на кредитование сельскохозяйственной отрасли под 5%, то это была бы колоссальная практическая помощь нашим фермерским хозяйствам, это была бы реальная государственная поддержка.

— Вот и вся обещанная оптимизация структуры правительства. Этот вопрос, наверное, надо задать господину Сооронбаю Жеенбекову. Он же проводил «оптимизацию» правительства.

— Я давно знаю Сооронбая Жеенбекова, потому что он сам работал министром сельского хозяйства. Я полагал, что когда он придёт, то наведёт порядок и начнёт с министерства сельского хозяйства. Но никакой оптимизации не проведено! Вся оптимизация заключалась в том, что он изменил табличку и теперь стало «Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики». А что тогда изменилось? Ведь у нас нет ни одного госпредприятия пищевой промышленности, так как всё давным-давно «прихватизировано». Сейчас во всех странах ЕАЭС всё консолидировано и сосредоточено в одном ведомстве. Нет двух руководящих ведомств как у нас: «Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Кыргызской Республики» и плюс ещё «Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики». Кому это нужно? Ветслужба и фитконтроль во все времена находились в составе министерства, причём практически во всех странах. Так, в Государственной инспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности уже работают семьдесят человек и при этом нет никаких видимых результатов! Я думал, что глава правительства как бывший министр сельского хозяйства объединит две структуры и создаст один мобильный орган, но и этого не произошло. Фактически Минсельхоз и Госинспекция живут на одной планете, а простые фермеры — на другой, а между ними отсутствует какая-либо связь. Минсельхоз де-факто превратился в статистический орган, хотя наряду с ним у нас ещё функционирует Нацкомстат. Главное сельскохозяйственное ведомство по телефону собирает данные и сведения, а потом ими оперирует на заседаниях правительства и парламента. Как это ни странно, им все верят и создаётся имитация бурной деятельности…

— Это знаете, как в стране дураков…

— Вот такая пустота мысли и действий меня поражают! Ведь, если наш новый премьер как бывший глава сельскохозяйственного ведомства, как специалист этой отрасли не может навести порядок даже в управлении сельским хозяйством, что можно ждать от него в других сферах?

— Конечно. Жамин мырза, но вы же понимаете, что по сути вы сейчас своими словами поставили под большое сомнение уровень компетентности самого премьера, как и его способность стать драйвером экономических реформ в целом…

— Кто-кто, но он то знает, что нужны коренные изменения. На текущий момент необходимо думать о переработке и сбыте выращенной продукции. Не секрет, что наши крестьяне выращивают и производят продукцию без всякой помощи правительства и уж тем более Минсельхоза. В стране ежегодно пропадает до 35% выращенной продукции по причине отсутствия переработки, возможности сбыта и экспорта. Вот над чем надо думать и работать в поте лица. Лучше бы создали Министерство переработки и экспорта сельхозпродукции. Но и этого не делается! Приходится уверенно констатировать, что в сельском хозяйстве страны сегодня нет никакого менеджмента, управления. Фермерские хозяйства предоставлены сами себе и решают все проблемы без посторонней помощи. Например, тысячи животноводов на данный момент оказались у разбитого корыта и обанкротились благодаря бездействию правительства и министерства сельского хозяйства!

— Отечественные животноводы не могут экспортировать мясо по причине отсутствия сертификации, для чего требуются лаборатории. А как же с ними? Воз и ныне там?

— Опять только разговоры. Когда задавали вопрос для чего создаётся «Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики», то ответ был однозначным: «для идентификации животных, строительства ветлабораторий и логистических центров, сертификации и стандартизации». То есть данное ведомство должно было заниматься созданием инфраструктуры экспорта выращенной сельхозпродукции…

— Вот смотрите Жамин мырза, дайте я порассуждаю… Наши отечественные фермеры и крестьяне мучаются от отсутствия экспортной инфраструктуры и не могут ничего сбыть, но при этом платят налоги на содержание всех этих бесполезных госструктур с кучей замов и департаментов. Те, в свою очередь паразитируют на измученных фермерских хозяйствах, существуя за их счёт. И в итоге получается так: полипы присосались к изнеможённому телу, питаясь его соками…

— Абсолютно так! Два миллиарда – это же наши с вами деньги! Это наши налоги!

— Если премьер не реагирует и ему нет судя по всему до этого дела, так может хотя бы Президент страны ненароком обратит внимание?

— Единственная надежда. Я вижу, что глава государства чуть ли не каждый день принимает руководителей силовых ведомств, но я не помню ни одного случая, когда Президент аграрной страны собирал бы руководителей этой отрасли, учёных, специалистов, да и вообще остро поднимал вопрос развития сельского хозяйства.

— Скажите, какова, по-вашему мнению, главная причина неэффективного управления экономикой вообще и сельским хозяйством в частности?

— По большому счёту в управлении экономикой страны катастрофически не хватает профессионалов. Посмотрите какая кадровая чехарда творится. Необходимо по-настоящему заниматься подготовкой и расстановкой кадров. Надо фундаментально реформировать структуру самого правительства и осуществить научную систему управления экономикой. Премьер потихоньку тоже свыкается со сложившейся системой, привыкая к ней. Например, до сих пор не построили ни одного приличного логистического центра, остро не хватает ветеринарных и фитосанитарных лабораторий, не решены вопросы сертификации сельхозпродуктов для обеспечения экспорта, а премьер гладит по головке руководителей Ветгосинпекции и Минсельхоза.

— Замечательно, ничего не скажешь…

— На сегодняшний день ни одна голова домашнего скота не прошла идентификацию. Премьер выделил сорок миллионов сомов на это дело, а «Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве Кыргызской Республики» даже тендер не может нормально провести всего лишь в трёх пилотных районах. А у нас сельских районов более сорока. Когда будет выполнена работа по идентификации такими темпами? По моим подсчётам в частных хозяйствах находится шесть миллионов голов овец и коз, полтора миллиона КРС, полмиллиона голов лошадей, пятьдесят тысяч голов свиней, семь миллионов голов домашних птиц. Все они должны пройти идентификацию. И когда всё это будет сделано, если даже не могут провести тендер на реализацию пилотного проекта в трёх районах? Целого века будет мало! Надо же руководить и администрировать процессы со знанием дела. И вот на фоне полного бездействия Минсельхоза, это ведомство ещё умудряется находить много тёплых слов в свой адрес, рапортуя о структуре посевных площадей, которую никто не выдерживает, об обеспечении фермеров минеральными удобрениями, хотя их завозят частные фирмы по дорогой цене, о выделении крестьянам льготных кредитов, хотя их выдают банки под 10-15%, об обеспечении сельскохозяйственной техникой, хотя эту работу проводят лизинговые компании.

— Видимо премьеру нужно данное министерство. Может там уже другой интерес?

— Животноводы не могут продать свой скот, потому что ещё не снят ветеринарный контроль. В результате они терпят сплошные убытки. Если раньше в осенний период одна упитанная лошадь стоила сто тысяч сомов, то сейчас она стоит пятьдесят тысяч, крупный рогатый скот, соответственно, 60 тысяч и 30 тысяч, овцы – 10 тысяч и 5 тысяч сомов. И на этом фоне не помогает ни Минсельхоз, ни Госветинспекция. Вот так вот…

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

20 октября 2016 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
14:16 // Экономика
Все ключевые организации, связанные с ипотекой, должны совершенствовать работу с заемщиками, выработать четкие и понятные процедуры
14:13 // Спорт
Изабеков – чемпион мира, Турганбаев – бронзовый призер
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg