ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
19 сентября 2018, 03:04

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
803 (483)
802 (482)
801 (481)
800 (480)
799 (479)
798 (478)
797 (477)
796 (476)
795 (475)
794 (474)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:56
Раздел: Политика

Никита Исаев: «Также определённые риски может нести потенциально возможный разворот Киргизии в сторону Китая.»

Интервью с лидером движения «Новая Россия», директором Института актуальной экономики Никитой ИСАЕВЫМ (Москва).

– Никита Олегович, как развиваются отношения России и Киргизии в экономическом измерении?

– Развитие экономических отношений между Россией и Киргизией можно обозначить так: Россия предоставляет финансовую помощь и беспрепятственный доступ продукции и трудовых мигрантов на российские рынки, а Киргизия позволяет развиваться некоторым российским компаниям. В частности это касается Газпрома. Газпром в Киргизии стал крупнейшим топливным оператором и, занимая более 70% рынка, разрабатывает месторождения, владеет газотранспортной и газораспределительной системами Киргизии, строит газопровод «Бухарский газоносный район — Ташкент — Бишкек — Алматы».

– Премьер-министр России Дмитрий Медведев одобрил единовременное списание Россией долга по кредитам Киргизии в размере $240 млн. Позволит ли такой шаг РФ сохранить лояльность со стороны КР?

– Списание долга можно было бы рассматривать как инвестиции в лояльность Киргизии, поскольку других очевидных преимуществ мы не получаем. Но есть одна загвоздка – в конце этого года в Киргизии пройдут выборы, а нынешний президент Алмазбек Атамбаев принимать в них участие не собирается. То есть скоро нашим дипломатам придётся выстраивать новые отношения с новым лидером. Поэтому гарантий лояльности Киргизии, по сути, нет никаких. Сомнения появляются не на ровном месте – ранее в Киргизии располагалась военная база США. Увы, в современных условиях это противоречит интересам России. Обязательно стоит отметить, что Киргизия разорвала отношения с американскими военными после того, как они решили перейти от борьбы с терроризмом в соседних государствах к разведке вблизи России. Также определённые риски может нести потенциально возможный разворот Киргизии в сторону Китая. Китай обеспечивает практически 62% киргизского импорта и заинтересован в выносе вредных химических и металлургических предприятий за свои границы. Так что взаимные интересы есть. В любом случае новый президент будет устанавливать свои порядки, и это несёт некоторые риски. С точки зрения России неплохо было бы иметь гарантии того, что все нынешние инвестиции в Киргизию в будущем будут не напрасны.

– Можно ли назвать действующий политический режим в Киргизии дружественным по отношению к России?

– Отношение Киргизии к России скорее не дружеское, а деловое. После вступления в ЕАЭС Киргизия смогла увеличить объёмы поставок продукции в Россию в 2,4 раза только за прошлый год, а трудовые мигранты, которым не требуется разрешение на работу, за первый квартал 2017 года перевели к себе на родину 433 млн долларов, это на 67% больше, чем за первый квартал 2016 года. Выгода Киргизии очевидна, но при этом президент Атамбаев отказался, например, продлить расположение российской военной базы в Киргизии на оговоренные ранее 49 лет. Как видим, никакой дружбы, только бизнес. Но, однако, будем надеяться, что с приходом нового президента российско-киргизские отношения перейдут на качественно иной уровень. Такие нестабильные деловые отношения не сулят ничего хорошего в долгосрочной перспективе. Обеим странам нужны доверительные и взаимовыгодные отношения.

– Как сегодня выглядит экспортно-импортный реверсный поток товаров и услуг между нашими странами? Какие бенефиции получила Киргизия от вступления в ЕАЭС, и какие Россия – от участия КР в данном геоэкономическом объединении?

– Основную выгоду от вступления Киргизии в ЕАЭС получила сама Киргизия. Объём экспорта из Киргизии в Россию за прошлый год вырос в 2,4 раза в основном за счёт поставок продуктов питания, а вот Россия продала в Киргизию на 21,2% товаров и услуг меньше. Членство в ЕАЭС и Таможенном союзе позволяет Киргизии закупать газ без экспортных пошлин и привлекать инвестиции. Мы же получили небольшое снижение зависимости от импорта продовольствия из стран, не поддерживающих Россию, например, Турции.

– Как вы оцениваете эффективность работы Российско-Киргизский фонда развития, получившего заём от РФ в размере 500 млн долларов?

– Ответа на этот вопрос не может дать даже замминистра экономики Киргизии. Деньги выделяются на развитие различных проектов (кредиты получили порядка 500 проектов), но каковы результаты именно от этого финансирования – такую информацию не раскрывают. С учётом того, что РКФР неоднократно обвиняли в предоставлении средств компаниям, особо близким к правительству, эффективность работы Фонда вызывает сомнения. В основном РКФР является просто источником капитала для банков-посредников, выдающих кредиты. Напрямую РКФР участвует только в нескольких крупных проектах вроде реконструкции аэропорта «Манас» и развития горнолыжного курорта. Польза для России еще более сомнительна. Предоставление Фонду, развивающему проекты только в Киргизии, кредита больше похоже на очередную попытку купить лояльность киргизского правительства.

– В ближайшем будущем граждане Киргизии будут выбирать нового главу государства. Каким параметрам и требованиям он должен отвечать, чтобы обеспечить динамичное развитие страны и более тесное взаимодействие с РФ?

– Новый президент должен осознавать, что игра в одни ворота долго продолжаться не может. Сейчас Россия делает попытки инвестировать в лояльность Киргизии, но если, например, будет взят курс на разворот к Китаю, то всё может сильно измениться. Российско-Киргизские отношения сейчас идут по пути оказания помощи Киргизии порой даже за счёт собственных интересов. Вообще, «покупка лояльности» – порочная практика для обеих сторон. Для Киргизии риски заключаются в возможном перекрытии финансовых потоков, а для России в том, что может появиться третья сторона, которая предложит более выгодные условия. Поэтому и Киргизия, и Россия должны приложить усилия к тому, чтобы отношения были взаимовыгодные и основывались на рыночной экономике, а не на подачках.

– Сможет ли это сделать ставленник действующей политноменклатуры в случае её пролонгации?

– В Киргизии многое зависит не только от политика, занимающего высокий пост, но и от его родственников, имеющих весомые позиции в бизнесе. И в данном контексте перспективы российско-киргизских отношений туманны. В качестве преемника Атамбаева был выдвинут Сооронбай Жээнбеков, имеющий влиятельных родственников на юге страны, чьи бизнес-интересы, по оценке СМИ, во многом завязаны на Ближний Восток, а не на Россию.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

8 июня 2017 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей