ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 11:38

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:34
Раздел: Общество

Рановато будет, или Почему коалиция пока нужна

«Худой (плохой) мир лучше доброй (хорошей) ссоры».
Русская пословица

Похоже, что срок, отведённый правительству Мухамедкалыя Абылгазиева, близится к завершению. В прошлую пятницу фракция СДПК признала неудовлетворительной работу кабинета министров по привлечению инвестиций. До этого были нарекания по деятельности Государственной ипотечной компании. Был срыв правительством подготовки к вступлению в силу большой группы кодексов. В общем, поводов для поднятия вопроса о политической ответственности кабинета министров уже достаточно…

Другой вопрос, каким образом будет оформлена отставка правительства. Повлечет ли она переформатирование коалиции большинства? Или президент предпочтёт сохранить существующую конструкцию, ограничившись сменой главы и состава правительства?

За восемь с лишним лет действия нынешней Конституции в Кыргызстане использовались варианты отставки правительства с распадом коалиции и без такового.

Например, в марте 2014 года «Ата Мекен» и «Ар-намыс» синхронно вышли из коалиции с СДПК, что стоило премьерского кресла Жанторо Сатыбалдиеву. Спустя несколько дней в парламенте было создано «новое» большинство в «старом» составе: СДПК, «Ата Мекен», «Ар-намыс». Но уже с новым председателем правительства… Путём распада коалиции из премьерского кресла «вытряхнули» Омурбека Бабанова в 2012 году…

Второй вариант – отставка правительства без распада коалиции. Например, вотум недоверия кабинету Сапара Исакова в апреле 2018 года не привёл к изменению парламентского большинства. Без распада коалиции прошла отставка Темира Сариева в апреле 2016 года. Так что выбор вариантов есть.

***

Сегодня расклад в парламенте следующий. Действующая коалиция большинства состоит из четырёх фракций (СДПК, «Республика–Ата Журт», «Кыргызстан», «Бир бол») с общей численностью более девяноста депутатов. В парламентской оппозиции находятся фракции «Онугуу-Прогресс» и «Ата Мекен». Данная конфигурация сохраняется с апреля 2018 года, когда парламентское большинство из трёх фракций пополнилось четвёртым участником – «Республикой–Ата Журт». Отставка правительства, если таковая случится, может повлечь распад действующей коалиции, но это не является обязательным условием.

Распад коалиции – это более хлопотный вариант, предполагающий политическую интригу и обозначение неких предпочтений со стороны президента. Но это и возможность пустить процесс в новое русло. Дать политической элите подсказку на будущее.

В правление Атамбаева интрига состояла только в том, кто войдёт/не войдёт в очередную коалицию. Потому что мандат на её формирование бывший президент давал только одной фракции – СДПК. Парадокс в том, что он и не мог поступать иначе. Хотя по Конституции глава государства не связан с партиями и должен быть нейтральным, фактически это было не так. Все понимали, что СДПК – это партия (и фракция) Атамбаева. Поручив собирание парламентского большинства любой другой фракции, он дал бы сигнал о неблагополучии внутри его собственной политической организации. Атамбаев не мог на такое пойти даже тогда, когда работа фракции его не удовлетворяла (а поводы у него точно были).

С 2010 по 2018 год президенты семь раз давали фракциям мандат на формирование парламентского большинства. В шести случаях из семи он доставался СДПК. Единственный раз, когда такое право получила «Республика», объяснялся тем, что перед этим СДПК уже провалила свою попытку, и давать ей второй шанс не позволяла Конституция. Впрочем, в тот момент президентом была ещё Роза Отунбаева. При Атамбаеве пять из пяти мандатов получили социал-демократы.

***

Особенность нынешней ситуации в том, что Сооронбай Жээнбеков имеет свободу выбора, которая Атамбаеву даже не снилась. По состоянию на начало 2019 года глава государства ни юридически, ни фактически не связан с какой-либо партией/фракцией. СДПК, которую он мог бы считать «своей» базовой организацией, прочно ассоциируется с Атамбаевым. К тому же, когда в марте 2018 года экс-президент пытался призвать президента к партийной дисциплине, ему пояснили, что Жээнбеков избран не членами СДПК, а большинством избирателей Кыргызстана.

Это вовсе не значит, что фракция СДПК совсем утратила влияние. Она нужна хотя бы для того, чтобы не дать Атамбаеву объединить вокруг себя всех однопартийцев. Поэтому хотя парламентские социал-демократы уже не так близки к «седьмому этажу», как прежде, но и отталкивать их от себя Жээнбекову тоже незачем. В этом плане участие СДПК в коалиции большинства сомнений не вызывает. С другой стороны, давать социал-демократам мандат на формирование нового парламентского большинства на фоне кризиса в их рядах и судов над видными партийцами было бы нелогично. Поэтому лучше оставить всё как есть.

***

Отставка правительства, если она произойдёт, создаст уникальный шанс на конкуренцию в вопросе об инициативе формирования парламентских коалиций. В правление Атамбаева этот механизм стал пустой формальностью, имитацией выбора, которого никогда не было. Сегодня возможность выбора появилась. Но она вряд ли будет использована. Так как нет гарантий. Мандат на формирование коалиции от президента – это щедрый аванс и мощная реклама, от которой не отказалась бы ни одна фракция/партия. Но прямо сейчас гарантии важнее. И для президента. И для фракции СДПК. И для других фракций нынешней коалиции. В такой многолюдной ситуации, за полтора года до парламентских выборов, никто не пойдёт на риск, не имея твёрдой уверенности в успехе. Так что сейчас эта коалиция имеет достаточный запас прочности.

Развала не будет, и ни одна из партий/фракций не получит мандат доверия. Многие хотели бы, но ещё не время…

Подготовил
Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

14 февраля 2019 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg