ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
21 ноября 2019, 10:15

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
850 (530)
849 (529)
848 (528)
№ 847 (847)
18 октября
846 (526)
845 (525)
844 (524)
843 (523)
842 (522)
841 (521)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 17:01
Раздел: Общество

Быть ли арбитражу по налоговым спорам?

Репортаж с Делового завтрака Минэкономики, экспертов и бизнес-сообщества.

Судебно-правовая реформа, начавшаяся в 2017 году с принятия парламентом целого ряда кодексов и законов, идёт полным ходом. С января они вступили в силу, весной заработал «Безопасный город». В судах начали внедрять электронные протоколы, конференц-связь и прочие компьютерно-цифровые технологии. Ежегодный бюджет судебной системы вырос в четыре раза и достиг двух миллиардов сомов. Казалось бы, чего ещё? Между тем проблемы в сфере судопроизводства отнюдь не исчерпаны, и пока это так, вопрос о преобразованиях сохраняет актуальность…

В минувший четверг в Бишкеке прошёл деловой завтрак, организованный Министерством экономики, Палатой налоговых консультантов и Международным третейским судом при Торгово-промышленной палате Кыргызстана. В мероприятии, посвящённом обсуждению ситуации в сфере рассмотрения налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами, помимо организаторов приняли участие судьи районных и межрайонного судов, представители бизнес-сообщества и государственной налоговой службы.

В презентации, которую специалисты минэконома разработали на основе обзора судебной практики, проведённого в прошлом году IDLO (Международная организация по развитию права), приведена информация о том, что доля оспариваемых решений налоговых органов по результатам проверок выросла с 48% в 2012 году до 77% в 2017-м. В денежном выражении сумма спорных средств выросла с 1,5 до 9,2 миллиарда сомов. При этом наблюдается устойчивая тенденция к тому, что судами решения по таким делам выносятся в пользу налоговых органов, или, как выражаются, специалисты, «в пользу бюджета». Так, статистика гласит, что налоговики выигрывают от 76% (по делам о признании недействительными действий и бездействия ГНС по заявлениям налогоплательщиков) до 100% (дела о принудительной ликвидации организаций и ИП, взыскании налоговых задолженностей и по искам о возврате излишне уплаченной суммы налогов).
Между тем нельзя сказать, что бюджет государства оказывается в выигрыше, поскольку оборотной стороной ситуации являются весьма значительные сроки рассмотрения споров в судах. Обычно они занимают от полутора до трёх лет, а в отдельных случаях затягиваются до пяти лет. При этом, имея «в уме» виртуальные деньги по налоговым задолженностям, в реальности государство несёт дополнительные расходы на подготовку юристов к процессам и их участие в судах. «Раздувая» пресловутый госаппарат путём расширения штата специалистов по судам…
С другой стороны, аналогичные расходы несут и предприниматели, оплачивающие услуги адвокатов, юридические консультации, судебно-бухгалтерские экспертизы, убытки из-за остановки производства и т.д. При этом в итоге налоговая задолженность может оказаться безнадёжной, так и не попав в бюджет государства. Потому что за время долгих тяжб некоторые фирмы и частные предприниматели приходят к банкротству уже не столько из-за самих налогов, сколько из-за упомянутых выше расходов, а также штрафов и пени, набежавших в дополнение к основному долгу за время судебных разбирательств. В результате, вместо пополненного бюджета государство получает увеличение количества чиновников и сокращение рядов предпринимателей, которых регулярно разоряет несовершенство системы разрешения споров. Не говоря уже о внутренних и внешних инвесторах, которым в такой ситуации легче и проще обойти наше государство стороной, чем приходить сюда, а потом бороться за свои права и законные интересы в бесконечном сериале про хождение по судебным инстанциям. Показательно, что для иллюстрации сложившегося положения один из участников встречи использовал знаменитую фразу времён наполеоновских войн: «Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас»…
По словам Шамарала Майчиева, рассмотрение налоговых споров третейским судом имеет следующие преимущества. Резко сокращаются сроки тяжб (до трёх, максимум – шести месяцев). Обеспечивается независимость органа, рассматривающего налоговый спор, от обеих сторон этого спора. Участникам спора даётся возможность выбрать себе того арбитра, которому они доверяют (в случае, если стороны предложат разных арбитров, формируется Состав третейского суда). Понимая, что в отличие от государственного суда решение третейского суда не подлежит обжалованию, стороны заинтересованы в достижении договорённостей, мировых соглашений. Таким образом, реальная перспектива «ужасного конца» избавляет спорящие стороны от бессмысленного упрямства и «бесконечного ужаса».
Санжар Мукамбетов признал, что ситуация, когда государство увеличивает бюджет судебной системы в четыре раза, а взамен получает многолетние процессы, в которых от 90 до 100 процентов решений выносятся в пользу налоговых органов, не добавляет Кыргызстану инвестиционной привлекательности. Он призвал участников встречи открыто обсудить назревшие проблемы и совместно найти выход, который позволил бы, сократив издержки, выработать механизм, наиболее приемлемый как с точки зрения развития экономики, так и в плане гармонии интересов государства и бизнеса.
Председатель Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким отметила, что сталкивается с ситуациями, когда суды отказывают в отмене совершенно абсурдных решений налоговых органов. И привела в пример случай, когда налог на добавленную стоимость был начислен на экспорт, хотя это прямо запрещено законом. И даже в этом случае Фемида оказалась на стороне фискального органа. По её словам, есть негласное «джентльменское соглашение» между налоговыми органами и судебной системой о том, что в спорных ситуациях решение должно выноситься «в пользу бюджета», то есть против налогоплательщика. Что, разумеется, не повышает доверия ни к государству в целом, ни к правосудию в частности.
В ходе последовавшего обсуждения со своими комментариями и рекомендациями выступили представители судебной системы, налоговых органов, бизнес-ассоциаций и экспертных организаций. Так, исполнительный директор Палаты налоговых консультантов Мурат Исмаилов рассказал, что в свою бытность замглавы республиканского налогового органа (в то время он назывался инспекцией) ему было удобнее и легче подписывать решения об отказе в удовлетворении жалобы налогоплательщика, чем решения об их удовлетворении. «Потому что за то, что я отказал плательщику в его вопросе, меня никто ругать не будет, мне за это ничего не сделают. Я не боюсь ничего… И сейчас такая тенденция есть, на самом деле, я так думаю, потому что сейчас все боятся подписывать в пользу плательщика. Этим самым порождается недоверие налогоплательщика… Про судей я, конечно, не могу сказать, но мне кажется, у судей тоже, наверное, такие инстинкты самосохранения чисто личного характера. Где-то они всё-таки есть…». Его мнение поддержали и другие выступавшие, отметив, что на фоне борьбы с коррупцией и привлечения к уголовной ответственности чиновников различных ведомств маловероятно, что должностные лица государства рискнут выносить решения в пользу налогоплательщиков, даже в ситуации, когда последние правы и обоснованно аргументируют свои просьбы или жалобы.
По итогам дискуссии участники делового завтрака сошлись на том, что вопрос о передаче полномочий по рассмотрению налоговых споров третейским судам назрел и такую инициативу будет целесообразно обсудить в более широком формате. Вместе с тем это должно восприниматься не как проявление недоверия к традиционным, государственным судам, а как поиск возможности облегчить их работу и в какой-то мере разгрузить их от рассмотрения одной из категорий споров. Тем более что ещё больше увеличивать бюджет судебной системы вряд ли возможно, а годами передавать налоговые споры из инстанции в инстанцию уже и бессмысленно, и бесперспективно…

Страницу подготовил
Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

17 октября 2019 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg