ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
10 декабря 2019, 03:27

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
852 (532)
851 (531)
850 (530)
849 (529)
№ 848 (848)
25 октября
847 (527)
846 (526)
845 (525)
844 (524)
843 (523)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 14:49
Раздел: Общество

ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ КОЧЕВНИКОВ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Одной из составных частей эпической традиционной культуры кыргызов является этноспорт, как проявление эпического спорта. Бесспорным является то, что в период средневековья эпоса «Манас», то есть в героическую эпоху кыргызов, особое внимание уделялось физической культуре народа. Поэтому наряду с возрождением эпических основ культуры кыргызского народа параллельное возрождение физической культуры и эпических народных игр спортивного характера считается закономерным явлением. Как известно, царская власть России, руководствуясь евроцентическими соображениями, старалась отрицать традиционную культуру, физическую культуру традиционных игр кыргызов, а при коммунистах Советская власть с пренебрежением относилась к традиционной физической культуре кыргызов и старалась постепенно нивелировать ее. А сегодня возрождаемые эпические спортивные игры кыргызов бросают вызов глобализованным классическим или олимпийским играм. Конечно, этот вызов направлен не в качестве альтернативы и против олимпизма, а в качестве дополнения и в целях сохранения разнообразной палитры спортивных состязаний кочевой цивилизации, ныне не культивируемых как не соответствующих канонам классического спорта. Однозначно, что в XXI веке процесс глобализации наряду с духовной культурой широко распространился и на физическую культуру и спорт. Если в процессе глобализации культуры в сферу духовной культуры народов мира насаждается вестернизованная массовая культура и мультикультурализм, то в сфере спорта принципы и идеи глобализации осуществляются в формате классических или олимпийских игр, которые носят политизированный, унифицированный, регламентированный и коммерциализованный характер. Самое главное, глобализация спорта носит вестернизованный характер. К примеру, Летние Олимпийские игры включают 28-30 видов спортивных состязаний, из них всего лишь четыре являются восточными видами спорта. В них практически не представлен ни один вид спортивных игр кочевников. Даже в Азиатских играх, аналогичных Олимпийским играм, из 43 представленных видов соревнований только девять являются восточными видами. Известно, что кроме Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Европы и др. спортивных форумов система мировых состязаний по так называемым классическим видам спорта включает еще около 20 крупных международных спортивных соревнований. Это – Азиатские игры, Европейские игры, Панамериканские игры, Африканские игры, игры стран Содружества Великобритании и.т.д. Несмотря на географические, природно-климатические, ментальные, этнические, социально-экономические и другие различия, все они проводятся на основе глобализированных и унифицированных матриц мировых классических спортивных игр. Следовательно, на мировом уровне признаются также достижения вестернизованных классических спортивных игр, соответствующие требованиям глобализации. В таких условиях традиционные игры и состязания этносов, представляющие собой разнообразные палитры мировой цивилизации, вытесняются, забываются и остаются на задворках международных и региональных спортивных состязаний. Таким образом, в условиях абсолютного превосходства и диктата глобальных классических или Олимпийских игр возродить и организовать соревнования мирового масштаба по не олимпийским видам этноспорта в качестве новой формы состязаний было весьма сложным делом. Это удалось только кыргызскому народу, который, эпической пассионарностью возродив народные игры кочевников, преподнес их в новом формате – Всемирных игр кочевников. По данным исторических источников, в период Хуннов тюркоязычные предки проводили на территории Внутренней Азии различные комплексные состязания кочевников. Получается, что только спустя много веков кыргызы заново его возродили. По мнению многих ученых, эпос «Манас» является современником древних состязаний кочевников. Поэтому в эпосе представлено большое количество традиционных видов состязаний. В частности, в выдающемся эпизоде эпоса – «Поминки Кѳкѳтѳя» подробно описываются эти игры, участники, правила состязаний, призы. Пути прохождения дистанций скакунов, участвующих в скачках. В таком пиршестве состязались отменные стрелки из лука, выходили лучшие баатыры-найзакеры, лучшие из лучших борцов-силачей. Одним из главных событий на поминках по Көкөтөю является скачка и пути преодоления дистанций, особенно изобилие призов на состязаниях. Все, кто получили от Айдара весть о проведении поминок по Көкөтөю, провели бурную подготовку к поминкам: за всадниками были поставлены особый присмотр и уход, скакуны проходили особую подготовку. Среди прибывших на поминки были представители разных народов. Видные баатыры, ханы этих народов получали возможность предоставить по одному скакуну для участия в скачках. В скачках приняли участие тысячи скакунов во главе с Аккула, Алгара. В эпосе это событие было описано следующим образом:

  «Собрались тысячи гостей 
От тюркских и других народов – 
  Родных, соседей и врагов.
  Калмыки, персы и манжу,
  Китайцы племени хан-су,
  Баатыры, свиты и войска».

Среди гостей, приглашенных на поминки, помимо 92 племени тюркских народов, были еще и евреи, русские, немцы, калмыки, китайцы, иранцы, арабы и многие другие народы. Было известно, что каждый из этих народов привез с собой своего скакуна и всадника. Проведение большого пиршества с приглашением участников из всего Азиатского и восточной части Европейского региона, безусловно, сопровождалось огромными объемами призового фонда. Это в эпосе было описано следующим образом:

«На скачках аламан-байге,
Для тех, кто первенство возьмет,
Был выделен богатый скот:
Пять тысяч лучших лошадей,
Верблюдов тысячи пятьсот,
Полсотни тысяч коз, овец».

Из эпоса мы получаем сведения о том, какие призы были поставлены на кон за последующие первые четыре и на последние места. У кыргызов, согласно правилам по распределению призов, присуждаются призы первым прибывшим 10 скакунам. Из этого можно определить призовой фонд.

Изучая различные варианты эпоса «Манас», мы открываем следующую картину: призы (домашний скот) были поставлены только на первые 10 и на последнее 61 место. А остальным 50 скакунам в качестве приза были вручены золотые слитки «шаншур». В эпосе «Манас» Кошой перед выводом скакунов на смотр, подарив сыну Ырамана Ырчы «девять видов скота», приказал ему оповестить весь народ о предстоящей скачке, и взял из казны Көкөтөю шаншур, жамбы. Из этого можно понять, что 10 коням из второй группы были подготовлены шаңшуры по цене, равной 10 головам крупного скота (слиток чистого золота по размеру и по форме похожие на копыта жеребенка), следующим 30 коням был подготовлен жамбы (золотой слиток из второго сорта золота по размеру и по форме похожий на копыта барана) по цене, равной 50 головам мелкого скота (овец, коза).

Дистанцию для преодоления Урбу предложил двухдневную, но Манас предположительно определил расстояние скачки как шестидневную. Создал группу судей из 60 человек, дал белый флаг в руки шести тысячам людей и поставил их на основные места в пути прохождения скакунов. В эпосе об этом описано:

И рано утром, на заре,
Едва в лучах затрепетал 
Зеленый көкөтаев стяг,
Все гости разом на конях 
помчались к берегу Кеген,
Чтоб посмотреть и оценить 
На старт идущих лошадей.
По обе стороны реки
По сорок, пятьдесят рядов 
Толпились тесно седоки,
Оставив в центре полосу 
Примерно в сто больших шагов.

Из этих строк можно понять, что скакунов вели к западу от Каркыра до острова Куу-Жекен Аральского моря. В целом, физические упражнения, игры и состязания кыргызов рассматриваются по следующей классификации:

1. Состязание воинов: стрельба по «Жамбы» (стрельба в мишень с коня на скаку), «Эр сайыш» (бой всадников на пиках), «Оодарыш» (борьба двух всадников), «Чабышуу» (состязания с плётками в руках);

2. Конные игры спортивного характера;

3. Пешие состязания мужчин и общие сидячие игры: «Күрөш» (борьба на поясах), «Ордо» (спортивная командная игра в альчики), «Бука тартыш» (перетягивание каната), «Калмак алышмай» (борьба калмыков), «Тогуз коргоол» (девять шариков), «Упай» (игра с косточками из овечьих коленных суставов чүкө);

4. Подвижные игры: «Ак чөлмөк» (белый челнок: молодежная ночная спортивная игра, в которую, как правило, играют в лунные ночи девушки и парни), «Чака чапмай» (ударить по ведру: сделав на месте три поворота, он должен сориентироваться, где находится ведро, пройти определенное расстояние вперед и ударом сверху вниз попасть в ведро), «Жоолук таштамай (бросание платка: игра в жгуты), «Ак терек-көк терек» (дословно «белый тополь-зеленый тополь») – с разгона разбивать цепь взявшихся за руки соперников.

5. Игры для унижения бедняков, для развлечения богатых: «Төө чечмей» (развязывание зубами верблюда голой женщиной), «Өпкө чабыш» (поединок легкими барана), «Атала баш» (доставание монет ртом из котла, наполненного аталой), «Таз сүзүшүү» (состязание плешивых);

6. Традиционные игры и охота: «Тушоо кесүү» (резание путов) состязание на перегонки подростков, «Жар көрүү» (знакомство с возлюбленной), «Алты бакан селкинчек» (качели), «Төшөк талашуу» (одно из свадебных развлечений перед отправкой невесты в дом жениха. В земле роют яму с входом и выходом в двух местах. Через них пропускают часть одеяла. Две команды – девушки со стороны невесты и парни со стороны жениха – стараются перетянуть. «Бүркүт, куш салуу» (охота с беркутом или соколом), «Тайган агытуу» (охота с тайганом) и др.

Ученые доказывают, что в целом традиционные спортивные игры кыргызов насчитывали более 400 видов. В различных источниках говорится о более 50 видов игр только в альчики, которые берут свое начало примерно с бронзовых веков. Есть надежда, что с проведением Игр кочевников многие виды этноспорта возродятся и обновятся, и в XXI веке многие из них займут достойное место в этноспортивных соревнованиях народов мира. Ибо процесс возрождения всемирных игр кочевников вдохновил не только кыргызов, но и другие кочевые народы мира. С возрождением забытых этноспортивных игр с каждым разом растет число болельщиков, участников Игр кочевников, увеличиваются ряды любителей и видов самих игр. К примеру, если в 2014 году в первых играх состязание было по девяти видам игр и выступили 583 спортсменов из 19 стран мира, то во вторых Играх 2016 года по 26 видам игр соревновались 1200 спортсменов из 62 стран. А в 2018 году на III Всемирных играх кочевников участниками были более трех тысяч спортсменов из 77 стран мира, которые соревновались по 37 видам спортивных игр. Для сравнения приведем факт: в 2016 году на летних Олимпийских играх в Бразилии соревнования прошли по 28 видам, в 2018 году  в Азиатских играх соревновались по 42 видам.

Наряду с увеличением числа участников и видов этноспорта возрастает интерес мировой общественности к этому событию, и стремление по распространению информации об Играх усиливается. Число туристов из зарубежных стран, посетивших игры, также увеличилось по сравнению с 2016 голом в два-три раза. И в 2018 году на III Играх кочевников число туристов составило около 70 тысяч. Хотя участники Всемирных игр кочевников не устанавливали мировые рекорды и не выполняли какие-либо нормативы для получения званий и титулов, они вызвали большой мировой резонанс. Более 50 телеканалов мира, 12 радиостанций, 67 информационных агентств и 50 блогеров всесторонне освещали и доставляли информацию во все уголки планеты. Также освещали основные мероприятия более 70 местных средств массовой информации. Вследствие чего, по некоторым источникам, через массовую информацию и интернет-источники об Играх кочевников узнали более двух миллиардов населения планеты, из них 99% восприняли игры восторженно и положительно. Игры кочевников тепло приняли и высоко оценили в ЮНЕСКО, Игры кочевников также поддержали с трибун ООН. Все это является хорошим предзнаменованием для дальнейшего возрождения и развития традиционного спорта народов – представителей кочевой цивилизации.

Конечно, в определенных условиях традиционные национальные виды спорта кыргызов требуют больше средств и больше внимания по сравнению с олимпийскими видами спорта. Несмотря на это, в XXI веке, в условиях расцвета многих видов олимпийского и классического спорта в мире такие игры кочевников, как конные игры, ордо (пер. игра в алъчики), күрөш (пер. борьба) и в особенности, көк бөрү, вновь становятся приоритетными для кыргызского народа. Без сомнения, в этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Но одно несомненно, традиционная физическая культура и народные игры как яркое проявление спортивной традиции кочевой цивилизации вновь возрождаются. И поэтому, как не прерывается основной поток людей в филармонию, не вмещаются зрители в Бишкекском ипподроме «Аккула», строятся современные ипподромы как в Чолпон-Ате. Все это свидетельствует о приоритетном развитии в Кыргызстане традиционных спортивных игр кочевников. Самое главное, в эпоху глобализации и в условиях превосходства чрезмерно элитарного, коммерциализированного и политизированного классического спорта, на земле Манаса и у народа Манаса возрождается новый формат этноспортивных соревнований, не рассчитанный на различные рекорды, не преследующее коммерческих и политических интересов, без допингов, организованный по-новому признаку и на альтернативных принципах. Можно полагать, что Всемирные игры кочевников возрождают не только кыргызскую, но и мировую традиционную спортивную культуру. Учитывая это, Генеральный секретарь Тюркского совета Б. Амреев во время недавнего визита в Бишкек подчеркнул, что Всемирные игры кочевников необходимо интегрировать на мировую спортивную арену в целях дальнейшего развития их потенциала. Это может стать причиной перелома в мировой спортивной системе, спортивной политике и массовой физической культуре. Кроме этого, дальнейшее развитие традиционного спорта кочевников может стать основой консолидации, систематизации и объединения разнообразных спортивных игр других представителей кочевой цивилизации. Таких, как ежегодный этнофестиваль кочевых туарегов, проводящийся в Африке, фестиваль «Наадам» монголов и бурятов, различные этномероприятия, периодически проводимые в России, Казахстане. Убедительным и ярким примером такого процесса является этнофестиваль «Вселенная кочевников», проведенный в 2019 году в Саудовской Аравии в рамках Верблюжьего фестиваля им. короля Абдулазиза (King Abdulaziz Camel Festival). Как известно, в нем принимали участие представители 90 стран мира. Кыргызстанцы были приглашены впервые и представлены самой массовой делегацией из 1550 участников.

Кроме этого, из Кыргызстана в Саудовскую Аравию были отправлены 110 лошадей, 60 беркутов, соколов, пять тайганов и 15 яков. Следует отметить массовость делегации из Кыргызстана и то, что все их расходы брали на себя организаторы этнофестиваля. Данный факт считается признанием высокого уровня самобытного и традиционного спорта кыргызского народа, вызвавшие большой резонанс в мировом масштабе. Главное, Всемирные игры кочевников в перспективе могут объединить на определенных принципах представителей всей кочевой цивилизации, включающий более 30 млн народов, живущих на просторах России, Центральной Азии, Монголии, Китая, Африки, Ближнего Востока, Северной Америки. Завершая мысль, хотелось бы отметить, что Пьер де Кубертен в свое время говорил и мечтал об единстве спорта, культуры и искусства в рамках Олимпийских игр. Можем констатировать, что элементы его мечты были отражены также во время Всемирных игр кочевников. Об этом можно говорить по итогам комплексно организованных мероприятий во время Всемирных игр кочевников. Когда спортивные игры в масштабе Игр кочевников сопровождались этнофестивалями традиционной культуры кыргызского народа. А накануне Всемирных игр кочевников в Кыргызстане под патронажем ПИАК прошел масштабный международный научный форум по Алтаистике и кочевой цивилизации с участием известных ученых мирового уровня. Подводя итоги, следует отметить, что кыргызский народ благодаря своему эпическому менталитету, эпической пассионарности, возродив Всемирные Игры кочевников, внес еще один исторический вклад в сокровищницу кочевой цивилизации. Этим воистину историческим актом кыргызы в очередной раз возродили свой пассионарный дух и заразили этим и других представителей кочевой цивилизации. В этом контексте, возродив эпическую традиционную культуру и этноспорт, придав им массовый и системный характер, кыргызский народ как один из ярких представителей кочевой цивилизации предложил достойный ответ вызовам глобализации.

Страницу подготовили
Т. А. АБДЫРАХМАНОВ, д.и.н. профессор 
Т. Т. ИМАНАЛИЕВ к.п.н. профессор
М. ТАГАЕВ, к.и.н.

24 октября 2019 г. 

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2019 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg