ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
15 июля 2020, 04:42

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
873 (553)
872 (552)
871 (551)
870 (550)
869 (549)
868 (548)
867 (547)
866 (546)
865 (545)
864 (544)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 09:19
Раздел: Общество

Болотбек ШАМШИЕВ: «Манас – стержень, фундамент, дух кыргызского народа»

Суук кабар – печальная новость омрачила общество. 21 декабря 2019 года не стало гениального кинорежиссера, сценариста, Народного артиста СССР и Киргизской ССР, заслуженного деятеля искусств Киргизской ССР, Народного артиста Кыргызской Республики Болотбека Толеновича ШАМШИЕВА.

На церемонию прощания пришло так много почитателей, ценителей, друзей, родственников, известных людей, политиков, что от нескончаемого потока желающих разделить скорбь с близкими панихида состоялась позже намеченного времени. Похороны – последнее и важное мероприятие, и, несмотря на то, что незадолго до внезапного ухудшения состояния Болотбек Толенович беседовал с российскими коллегами и обсуждал творческие планы, он все же ранее просил своих близких в последний путь проводить под исполнение эпоса Манас. Его воля была исполнена.

Звучание эпоса придавало особую атмосферу траурному мероприятию. Наверное, каждый из нас, кто смотрел по нескольку раз его фильмы, удостоенные престижных наград в ближнем и дальнем зарубежье, сожалели, что мэтр кыргызского кинематографа не снимал в последние годы кино. В интервью на панихиде многие известные люди сетовали о том, что культовому режиссеру не была предоставлена возможность творить.

Каждый его фильм имеет глубокий смысл и несет послание нам и нашим детям. Каждому из нас стоило бы снова пересмотреть его 20-минутную дипломную работу, научно-популярный фильм «Манасчи» 1966 года. Вспомнить, кто мы. Болотбек Шамшиев утверждал: «Чтобы уничтожить народ, нужно лишить его обычаев и традиций. Мы – страна «Манаса». Это стержень, фундамент, дух кыргызского народа. В этом ценность. Нужно это сохранить».

Картина была удостоена главного приза на старейшем Международном кинофестивале короткометражного кино в городе Оберхаузен. Эпос «Манас» Болотбека Толеновича привлекал с раннего детства. Он рассказывал, как его отец, известный поэт, участник Великой Отечественной войны подарил ему большую сторублевую красную книгу – эпос «Манас». Русскоязычный молодой Болот удивил чутким пониманием кыргызов. Он по-особенному вспоминал знаменательную награду и называл это прорывом. Действительно, из стран Центральной Азии он оказался первым, и это был грандиозный успех.   

В документальной картине «Чабан» режиссер показал мужество, честность и скромность героя, человека самой рядовой профессии. Фильм вошел в число самых крупных удач киргизского документального кино.

А дебютировал Болотбек Шамшиев как актер в картине Ларисы Шепитько «Зной» в 1963 году. В экранизации повести Чингиза Айтматова «Верблюжий глаз» он сыграл главного героя, ему было 17 лет. Он не просился на эту роль, его уговорили.

Затем в 1968 году вышел на экраны фильм «Выстрел на перевале Караш» по одноименной повести известного казахского писателя Мухтара Ауэзова. Фильм поднимает вопрос о продаже земли, на которой захоронены предки. Казахский зритель был завоеван режиссером навсегда. «Болотбек Толенович оставил неизгладимый след в мировом киноискусстве. Он внес огромный вклад в укрепление дружбы между нашими народами. Его экранизации произведений классиков казахской литературы и драматургии стали общим культурным достоянием народов Казахстана и Кыргызстана. Имя Болотбека Шамшиева навсегда сохранится в нашей благодарной памяти», – сказал Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выражая соболезнования. 

В 1971 году Болотбек Толенович представил свою картину «Алые маки Иссык-Куля», снятую по повести Александра Сытина «Контрабандисты Тянь-Шаня». На Пятом Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси в 1972 году за лучшее исполнение мужской роли был отмечен актёр Суймонкул Чокморов, а за лучшую женскую роль – Айтурган Темирова. Годом позже фильм был удостоен специальной премии на Международном кинофестивале фильмов о правах человека в Страсбурге. 

В 1974 году вышла картина «Эхо любви», а в 1975-м – «Белый пароход» по одноимённой повести Чингиза Айтматова. Идея Болотбека Шамшиева снять фильм по мотивам повести была принята, и над сценарием трудились Чингиз Айтматов и режиссер. В итоге были изменены лишь некоторые моменты. Картина удостоена множества наград, среди которых Государственная премия СССР и победы на двух престижных конкурсах в Италии.

В 1978 году вышла кинолента «Среди людей», а через год – фильм «Ранние журавли». И снова совместная работа Шамшиева и Айтматова была успешной. 1983 год – выход двухсерийного художественного фильма в жанре криминальной драмы «Волчья яма». Кинолента была одной из самых кассовых в советском прокате. Фильм был отмечен различными наградами, и известный актер Талгат Нигматулин смог показать себя не только как каскадёр, но и как драматический актер.

Картина «Снайперы», снятая в 1985 году на киностудии «Казахфильм», повествует о Герое Советского Союза Алие Молдагуловой. Фильм по праву вошел в золотой фонд казахского кинематографа.

А кинокартина «Восхождение на Фудзияму» (1988 год) заставила задуматься о самом важном в жизни вопросе: «Как человеку человеком быть?». Фильм был снят по одноименной пьесе Чингиза Айтматова и Калтая Мухамеджанова, написанной специально для московского театра «Современник». 

В 90-е годы Болотбек Шамшиев открыл киностудию «Салам-Алик», много сил отдал национальным видам спорта, был главным режиссером грандиозного театрализованного представления, которое было поставлено в честь празднования тысячелетнего юбилея эпоса «Манас».

24 декабря 2019 года на панихиде посол РФ в КР Николай Удовиченко отметил, что совсем недавно Болотбек Толенович представил свой новый роман-сериал «Эсимде» («Я помню»). Он посвятил эту работу времени, канувшему в прошлое, но адресовал автобиографическое произведение гражданам суверенного Кыргызстана. Большой исследовательский интерес вызывает выпущенный Болотом Шамшиевым в сентябре 2019 года роман «Каба – храброе сердце», героями которого стали кыргызы и русские, участники научной экспедиции императорского Русского географического общества в Среднюю Азию.

Глава Союза кинематографистов РФ Никита Михалков в соболезнованиях пишет, что Болотбек Шамшиев несомненно является классиком не только кыргызского и советского кино, но и мировой культуры.

Президент Кыргызстана не смог присутствовать на панихиде, но присоединился немного позже и принял участие в прощании со знаменитым кинорежиссером Болотбеком Шамшиевым. В тексте соболезнований президента КР С. Жээнбекова говорится, что в последние годы жизни Болотбеком Шамшиевым был написан ряд сценариев для фильмов, разработаны более десяти кинопроектов, изданы три книги.

«Совсем недавно мы встречались с ним, он делился со мной своими новыми идеями. Был полон творческих планов. Государство высоко оценило деятельность Болотбека Шамшиева, он был удостоен ордена «Манас» III, II степеней. Его главной наградой является бесконечное уважение и почитание нашего народа.

Болотбека Шамшиева больше нет с нами, но его светлый образ навсегда останется в сердцах поклонников его таланта, благодарных соотечественников. Он сумел воздвигнуть себе вечный памятник своим творчеством и неустанным трудом», – зачитал слова официального соболезнования Руководитель Аппарата Президента Д. Эсеналиев на церемонии.  

Болотбек Толенович в своих интервью говорил, что написал много и готов снимать, но, к сожалению, все это никому сейчас не нужно. И это обстоятельство его очень огорчало. Но больше его огорчало отсутствие должного внимания со стороны государства к культуре и искусству. Без культуры невозможно создать ни национальную общность, ни государство, утверждал Болотбек Шамшиев. На одной из встреч со студентами, которую он мог бы отменить из-за плохого самочувствия, но провел ее при полном аншлаге, Болотбек Толенович сказал о том, что он не забрасывал кино, что это его предали анафеме. Более 25 лет он вынужденно не снимал кино. «В Кыргызстане правительство не хотело, чтобы я работал. Президенты не давали денег не только на кинематограф, но и на культуру вообще. Мы живем в то время, когда кино, культура, талантливые люди не нужны», – сказал он.

Канышай АБЗЕЛОВА

26 декабря 2019 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
09:30 // Общество
Время смотреть Шамшиева. Памяти мастера, который писал нас…
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2020 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg