ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
15 июля 2020, 05:36

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
873 (553)
872 (552)
871 (551)
870 (550)
869 (549)
868 (548)
867 (547)
866 (546)
865 (545)
864 (544)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 09:30
Раздел: Общество

Время смотреть Шамшиева. Памяти мастера, который писал нас…

Сегодня Кыргызстан прощается с одним из своих лучших режиссёров. Болот Шамшиев относился к мастерам, чьи кинофильмы принято относить к понятию «кыргызское чудо». «Белый пароход», «Волчья яма», «Выстрел на перевале Караш», «Восхождение не Фудзияму», «Снайперы», «Алые маки Иссык-Куля», «Ранние журавли». Каждая из этих картин не нуждается в представлении.

Шамшиев был художником и в отличие от многих нынешних, да и тогдашних своих коллег создавал образы, которые были важнее и колоритнее, чем он сам. Как Чынгыз Айтматов (и во многом вместе с ним), он писал картину человеческого мира. Его кино не про какой-то год, десятилетие и даже всю советскую эпоху. Оно про человека и его мир. Его герои потому и не умерли вместе с советской империей, что ей не принадлежали. Они – вне времени. Они – зеркало наших архетипов и комплексов, скрытых и явных мотивов, истинных и ложных ценностей, спонтанных эмоций и глубоких корней. Они – настоящие кыргызы…

Говорят, что Шамшиев и его коллеги открыли нас миру. Что благодаря их творчеству другие народы узнали нас. Но это лишь часть правды. Вторая в том, что его работы открывали нас нам самим.

Разве кто-то лучше него мог описать наших «Орозкулов»? В одном пьяном монологе этого героя про неродившегося сына выражена вся суть идеологии двуличия, пресмыкающегося перед «начальниками» и упивающегося властью над нижестоящими и зависимыми. «Озумдун уулум болгондо, кандай гана адам кылып өстүрөт элем. Мага окшоп, токойдун бир бурчунда силердей макулуктарга барып албай, чоӊ шаарларда, сыйлуу-барктуу адам болуп отурмак. Суранат элек элдер, алдына келип, кабинетине кире албай, уруксат сурап «можина, можина…» («Если бы у меня был сын, каким человеком я бы его сделал. Вместо того чтобы, как я, жить среди вас на краю леса, он был бы высокоуважаемым человеком в больших городах. Мы, люди, приходя к нему, боялись бы зайти в его кабинет, униженно просились бы: «можна, можна…»).

А старик Момун? Добрый и честный, но не имеющий достаточно смелости, чтобы защитить собственную дочь от ежедневных побоев и унижений? Разве это не про наше общество, вечно желающее правды и справедливости, но так редко находящее в себе сил и решимости постоять за них? А мальчишка с биноклем? Сколько в нём нашей юной, неиспорченной опытным цинизмом веры, сколько непосредственности и бескорыстной любви к людям и живой природе? И это всего лишь герои одного(!) фильма. А сколько смыслов, бессмертных образов и до боли знакомых типажей в других его фильмах? В той же «Фудзияме». Эти фильмы – эскизы и слепки нашей жизни и нас самих, созданные рукой мастера…

Художника Шамшиева больше нет. Но есть картины-зеркала, которые он нам оставил. В которых он писал нас. Любя и критикуя. От всего сердца. Потому что иначе они не были бы такими настоящими.

Его картины особенно важны сейчас, когда кыргызскому зрителю ежегодно предлагают десятки однотипных, неглубоких картин, построенных на обсасывании забавных (для кого-то), но крайне мелких по социальному смыслу и убогих по художественному исполнению деталей и типажей. Когда куда ни глянь – либо дурной вкус, либо даже не избитые, а замусоленные до тошноты штампы. Когда, освободившись от страха перед жёстким советским порядком, новоявленные «орозкулы» наводнили общество своей примитивностью, алчностью, хамством и лицемерием. Когда тысячи людей, следуя примеру старика Момуна, тянут лямку покорности, не смея постоять за себя и за других. Когда несправедливости и жестокости стало ещё больше, а порядка и человечности ещё меньше. Не время для пустых комедий. Время смотреть Шамшиева…

Искренне соболезнуем всем родным, близким, поклонникам и современникам Шамшиева. Он ушёл. Но будет с нами до тех пор, пока мы смотрим его Кино. Так что, отдав дань его памяти, пора вспомнить и ещё раз воспринять то, что он нам оставил. Поднять из архивов бессмертные ленты мастера и сказать друг другу: «Билли! Заряжай!»


Редакция газеты «Общественный рейтинг» выражает искренние соболезнования близким людям и поклонникам таланта Болота Шамшиева. Мы знали его не только как великого режиссёра и выдающегося деятеля Кыргызстана. Болот Толенович был нашим читателем, одним из наших авторов. На страницах ОР не раз выходили его острые публицистические статьи, а также опубликована его киноповесть «Призраки орехового леса», которую он, к сожалению, не успел экранизировать. Нам будет не хватать его. Скорбим и помним!

Нурдин Дуйшенбеков

26 декабря 2019 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
09:30 // Общество
Время смотреть Шамшиева. Памяти мастера, который писал нас…
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2020 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg