ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
17 апреля 2024, 04:17

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 10:40
Раздел: Общество

«Феноменальное» ожидание: Несколько мыслей о «кухне» Чон казата

Два месяца назад мало кто слышал их название или их имена. Сегодня эту политическую команду не обсуждает только ленивый. Они повсюду. Развозят благотворительные пайки от «Elite»-ного «House»-стройщика по столичным новостройкам, штампуя в социальных сетях броские посты в белоснежных защитных костюмах (медикам бы такие средства индивидуальной защиты). Ругают за ненадлежащее рвение чиновников (некоторых) среднего уровня. Устраивают прямые эфиры с самой популярной кухни в Кыргызстане. Критикуют. Обещают. Призывают. Кругом одно и то же. Или Они. Или про Них. Или против Них.

Речь, разумеется, про «Чоў казат». Вопросов уйма. Но в этом и заключается интрига. Кто они? Кто за ними? Чего хотят? Чего не хотят? Что от них ждать? Чего ждать не стоит? Ну и, конечно, классическая реакция всех остальных. Сначала «выскочек» не замечали. Потом смеялись над ними. Теперь, похоже, начали с ними бороться. Согласно формуле Махатмы Ганди, дальше идёт этап борьбы, который называется «победа». Другой вопрос, что Ганди – это Ганди, а кто Они, покажет время.

А пока все спорят о том, внушают ли доверие сами чоўказатовцы, их цель, задачи, методы и мотивы. Пока все спорят о моральном облике, политических перспективах, финансовых источниках, тайных кураторах и скрытых козырях этой партии/движения, мы предлагаем посмотреть на ситуацию с другой стороны.

Прежде всего, интересна технология этого Проекта (термин «проект» не в смысле намёка, а в смысле подхода к явлению). Проект – это сначала идея, а потом вложение в неё разных ресурсов. Времени. Труда. Денег (а как же!). Знаний. Навыков. Энергии…

Не претендуя на детальный анализ всех элементов конструкции, можно обрисовать общие контуры проекта. Название. Удачное тем, что символизирует мобилизацию. Потому что в эпосе «Манас» чоў казатом назывался Великий поход героического воинства на сражение с заклятыми врагами народа. Сомнительное, потому что в эпосе чоў казат закончился трагедией. Большинство соратников Манаса погибли на чужбине, сам он вернулся на родину смертельно раненым. После его смерти наступило смутное время, а жене и сыну павшего лидера пришлось бежать от захвативших власть предателей к родне в Бухару. Первым про двусмысленность бренда обмолвился иссык-кульский экс-губернатор Эмильбек Каптагаев, напомнивший, что с точки зрения прямых последствий Великий поход (Чоў казат) был политической ошибкой…

Организация. Начнём с того, что публичный костяк партии, собранный из разнообразных по типажам и темпераментам активистов, ведёт себя, как импровизированный народный ансамбль. Тут есть и «швец», и «жнец», и «на дуде игрец». По-кыргызски, имея в виду то же самое, сказали бы: «ырчысы да, чорчусы да кошо жїрєт». Пока одни активисты катаются по городу с фотовидеофиксацией благотворительной деятельности, другие заочно ругаются в прямых эфирах с известными в народе персонами. То снимая себя на телефон в окрестностях оптового рынка/склада, то сотрясая возгласами собственную кухню. В результате у зрителя/читателя/подписчика возникает впечатление широкомасштабной командной деятельности. Что, между прочим, является классическим признаком партийной политики. Кто лидер непонятно. Но в этом и заключается дополнительная интрига. А значит, интерес. Это что-то вроде технологии бойз-бендов (реже гёрлз-бендов). Созвездие красавцев на разные вкусы и темпераменты, попеременно напевающих рифмы на темы большой любви и красивых страданий. Публика, спорящая, кто из команды кумиров круче, глубже, голосистее. Вот такой «Backstreet Boys». Картинка, конечно, послабее будет, зато задором и нахрапом со звёздами эстрады поделятся…

Темп. С точки зрения технологии, за время карантина чоўказатовцы устроили в соцсетях не то интервенцию, не то оккупацию. Другие персоны и организации тоже двигались по медиа-площадкам, но или всплесками, или без системы. У этих же что ни день, то информационный повод. Запахи с кухни вообще на время перебили все другие темы и запахи. Но это не значит, что всё произошло спонтанно. «Чоў казат» явно готовился к наступлению. Карантин просто создал удачную ситуацию для старта кампании. Просто до поры многие не обращали внимания, что к моменту введения ЧП у этой команды в соцсетях сложилась вполне себе приличная для политической партии аудитория. Откуда и началось «деление» и «размножение» информационно-пропагандистского сигнала. Отсюда невероятный темп прироста как суммы заранее подготовленных каналов и подхваченного публикой контента. Другой вопрос – что будет дальше? Держать такой темп дальше бессмысленно и опасно. Во-первых, до голосования ещё четыре с половиной месяца, и команда просто выдохнется. Во-вторых, продолжая расти, «Чоў казат» станет угрозой для всех конкурентов сразу. Они уже напугали «старые» партии настолько, что вчерашние защитники снижения барьера до трёх или пяти процентов начали не очень активно протестовать против его повышения до семи. Видимо, поддержка партий-новичков перестала выглядеть безопасным занятием…

Но главное, эффекта неожиданности уже нет. Конкуренты готовы отстаивать свою часть электорального пирога. Путешествие по чужим «тарелкам» подходит к концу. Удержать бы тех сторонников, которых уже удалось привлечь. А это не так просто. Политическая элита устами Омурбека Текебаева наградила чоўказатовцев в лице Сыймыка Жапыкеева щедрым эпитетом «феномен». Который, на поверку, ничего не означает и не гарантирует. Всего лишь научный эквивалент слова «явление». Как дождик. Чуть полил и закончился. И всё…

Дальше – будни. Для тех, кто к ним готов. Теперь «Чоў казату» предстоит битва ресурсов. Не только денег, которые важнее многого другого. Есть и другие измерения. Организация. Политический интеллект. Дипломатия. Чутьё. Темп. Это не значит, что «Чоў казат» обязательно проиграет. Всё возможно, если правильно оценивать ситуацию. Например, задать себе вопрос: почему политик, охотно назвавший дерзкого новичка «феноменом», ни разу не отзывался так о своих главных конкурентах – Бакиеве, Атамбаеве, Бабанове и т.д.? Они были слабее? Или, наоборот, опаснее?

В общем, карантин заканчивается, политика продолжается. Поле общее. Призов на всех не хватит. Значит, грядёт большая битва за депутатские мандаты. И не факт, что дойти до реального ЦИКа для «Чоў казата» будет так же просто, как до виртуального Бейджина.

Вот и посмотрим, что победит: молодость или опыт. Если «хлеба» (достойных условий) от наших партий не дождёшься, пусть будет зрелище. С паршивой овцы хоть шерсти клок…

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

21 мая 2020 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
10:40 // Общество
«Феноменальное» ожидание: Несколько мыслей о «кухне» Чон казата
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg