№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
Раздражай и властвуй? Мелкие поскрёбывания и нестерпимый зуд…После нескольких дней, когда ежедневное количество жертв Covid/пневмонии в стране составляло 42,4 человека, три дня, слава Богу, идёт сокращение летальных исходов. С 26 по 28 июля эта цифра в среднем составила 26,6 пациента. Хочется надеяться, что это не совпадение или удачное стечение обстоятельств, а новая тенденция, и что с этого момента статистика смертности будет двигаться только вниз… Но не зря говорится: «на Бога надейся, а сам не плошай». В сложившейся ситуации от нас потребуются не только положительные ожидания. Нужны и анализ ситуации, и выводы, и прогнозы. Однажды мы уже недооценили этот вызов и дорого заплатили. Относительно дальнейших траекторий коронавирусного нападения судить пока довольно сложно. Во-первых, первая волна ещё не исчерпана, а во-вторых, в некоторых странах, к примеру, во Франции и некоторых частях США специалисты заговорили о начале второй волны заражения… Итак, какие проблемы выявило первое нашествие коронавируса на Кыргызстан? Сначала о том, что сюрпризом не стало. Во-первых, материально-техническая деградация, организационный застой и финансовые дисбалансы в системе здравоохранения. Чтобы не быть голословным, приведу выдержку из документа за подписью Президента Кыргызской Республики: «Современное состояние здравоохранения свидетельствует не только о недостатках финансирования, но и о глубоких проблемах внутри системы. […] Большая часть медицинского оборудования подлежит замене. Все это влияет на качество предоставления услуг здравоохранения, причем для данного сектора показатель качества является более критичным, чем для сектора образования. […] Нередки случаи, когда врачи продают лекарственные препараты, которые они должны выдавать бесплатно. Коррупция в сфере здравоохранения лишает наиболее нуждающихся доступа к базовым медицинским услугам, углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного управления и снижает возможности экономического роста страны». Если вы не вспомнили этот текст или читаете его впервые, то речь о Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы, утверждённой указом Алмазбека Атамбаева от 21 января 2013 года… Иными словами, про те проблемы, которые сегодня привели к массовым смертям людей, наше государство знало и даже официально признавало их наличие семь с половиной лет назад. Вирус не разрушил наше здравоохранение. Он всего лишь от души ткнул нас лицом (чуть не написал «мордой») в его развалины. Ведь без его «помощи» мы умудрялись десятилетиями не замечать «вавилонские» очереди в коридорах детских поликлиник, сезонные стоячие пробки в инфекционной больнице, осыпающиеся здания, обмотанное изолентой оборудование и массовый исход медиков за границу. Covid открыл нам глаза… Второе открытие, которое новостью тоже не является, заключалось в том, что мы – страна со скудными финансовыми возможностями. Для тех, кто не заметил, Кыргызстан живёт в ситуации перманентного бюджетного дефицита. Мы так привыкли к идее, что наша республика приговорена быть беднее тех государств, с которых стоит брать пример, что уже не возмущаемся этим обстоятельством и перестали требовать от собственных руководителей какой-либо экономически продуктивной деятельности. Как будто Бог, создавший нас равными со всеми народами мира, именно на наших бирках написал: «Родитесь, живите и умрите в бедном государстве». Как будто это не наши чиновники, генералы и депутаты ведут жизнь более роскошную, чем даже их коллеги из намного более развитых и благополучных государств мира… Но больше всего по мозгам ударило третье открытие. Дефицит государственного менеджмента. Ладно, здравоохранение на дне, к которому шло долгие годы. Чёрт с ним, бюджет опять полупуст, поскольку теневые потоки вечно «обтекают» его стороной. Но что мешает государству хотя бы управлять тем, что есть? У нас было время, чтобы подготовиться к удару коронавирусной стихии. Временной лаг в несколько месяцев. Мы заранее видели, с какими проблемами столкнулись и как преодолевали их Китай, Корея, Сингапур, Германия, Италия, Испания, США, Швеция и Россия… Логика изначально подсказывала, что в условиях, когда государство не располагает достаточными финансовыми, материальными, организационными и кадровыми ресурсами, ему нужна помощь. Во-первых, внешняя. От международных доноров и партнёров. По этой части работа шла, что позволило привлечь дополнительные кредитные (в основном) и грантовые средства. Во-вторых, внутренняя. Со стороны граждан, общественных организаций, предпринимателей, СМИ и т.д. Их помощь могла сгладить (и во многом сгладила) тот удар, который коронавирус нанёс нашему обществу. Но именно по этой части к руководству уйма вопросов. На словах чиновники призывали к единству, солидарности, взаимопомощи… Но что происходило на деле? Перечислим лишь некоторые вопросы, которые, благодаря инициативам правительства и парламента, отвлекли от борьбы с пандемией такие важные ресурсы общества, как время, нервы, взаимное доверие, интеллектуальные и информационные ресурсы. Итак: – референдум о форме правления (проект выставлен на обсуждение прямо во время карантина и ЧП, вызвав волну критики, недовольства и недоверия); – установление семипроцентного избирательного порога в парламент и денежного залога в размере пяти миллионов сомов (привлекло внимание граждан, активистов, экспертов и журналистов, а также усилило подозрение, что Жогорку Кенеш снова укомплектуют «олигархами»); – основания и размеры штрафов за нарушение карантинных ограничений (очередная серия жарких дебатов и недовольства граждан); – засекречивание имён получателей благотворительной помощи (помешало частным организациям и меценатам избегать передачи повторной помощи лицам, которые ранее уже её получили, в ущерб тем, кто не получал ни разу); – демонстративные задержания граждан с выкладыванием в Интернет видеозаписей их публичных извинений за нарушение режима и/или высказывание мнения о недостатках в организации здравоохранения (раскололо общество на сторонников и противников подобных мер); – введение непрозрачной и запутанной системы выдачи пропусков в столицу для граждан и организаций (вызвало затруднения при получении и подозрения в использовании чиновниками «двойных стандартов»); – запрет доступа независимых СМИ на информационные мероприятия в период ЧП (вызвало подозрения в сокрытии властями наиболее важной информации); – попытки сделать условием любых перемещений граждан справку из налоговых органов; – поспешное принятие скандального Закона «О манипулировании информацией» (вызвало активный и многочисленный протест граждан, включая мирный митинг «REакция 3.0»); – трудовой отпуск депутатов с выплатой им «космических», с точки зрения подавляющего большинства населения, сумм из государственного бюджета (на фоне плачевного положения с занятостью и доходами почти во всех секторах экономики). Этот список, составленный навскидку, достаточен, чтобы понять, насколько наши чиновники и депутаты умудрились оттолкнуть от себя и, что ещё хуже, от государства разные категории граждан. Вместо того чтобы объединить и возглавить народ на фоне сильнейшего в новейшей истории испытания, они будто нарочно сеяли в нём обиды, подозрения и недоверие, отвлекали внимание и ресурсы общества от борьбы за жизнь и здоровье граждан. Интересно, кто и зачем продвигает в коридорах власти подобные инициативы? Если некто пытается внедрить на практике римский политический принцип «Разделяй и властвуй», то в нынешней ситуации эти манипуляции не столько разделяют людей, сколько раздражают их. Если продолжать в том же духе, то бир кїнї (рано или поздно) зуд, вызываемый этими мелкими «поскрёбываниями», охватит весь организм и станет настолько невыносимым, что тело нации «движение болуп баштайт» (начнёт двигаться в пространстве)… Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ 30 июля 2020 г.
|
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
07:15 // Общество
Плазму крови 4000 человек используют для производства лекарства от COVID-19 в Южной Корее |
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |