ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 20:57

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 22:39
Раздел: Политика

Раздражай и властвуй? Мелкие поскрёбывания и нестерпимый зуд…

После нескольких дней, когда ежедневное количество жертв Covid/пневмонии в стране составляло 42,4 человека, три дня, слава Богу, идёт сокращение летальных исходов. С 26 по 28 июля эта цифра в среднем составила 26,6 пациента. Хочется надеяться, что это не совпадение или удачное стечение обстоятельств, а новая тенденция, и что с этого момента статистика смертности будет двигаться только вниз…

Но не зря говорится: «на Бога надейся, а сам не плошай». В сложившейся ситуации от нас потребуются не только положительные ожидания. Нужны и анализ ситуации, и выводы, и прогнозы. Однажды мы уже недооценили этот вызов и дорого заплатили.

Относительно дальнейших траекторий коронавирусного нападения судить пока довольно сложно. Во-первых, первая волна ещё не исчерпана, а во-вторых, в некоторых странах, к примеру, во Франции и некоторых частях США специалисты заговорили о начале второй волны заражения…

Итак, какие проблемы выявило первое нашествие коронавируса на Кыргызстан?

Сначала о том, что сюрпризом не стало. Во-первых, материально-техническая деградация, организационный застой и финансовые дисбалансы в системе здравоохранения. Чтобы не быть голословным, приведу выдержку из документа за подписью Президента Кыргызской Республики:

«Современное состояние здравоохранения свидетельствует не только о недостатках финансирования, но и о глубоких проблемах внутри системы.

[…] Большая часть медицинского оборудования подлежит замене. Все это влияет на качество предоставления услуг здравоохранения, причем для данного сектора показатель качества является более критичным, чем для сектора образования.

[…] Нередки случаи, когда врачи продают лекарственные препараты, которые они должны выдавать бесплатно. Коррупция в сфере здравоохранения лишает наиболее нуждающихся доступа к базовым медицинским услугам, углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного управления и снижает возможности экономического роста страны».

Если вы не вспомнили этот текст или читаете его впервые, то речь о Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы, утверждённой указом Алмазбека Атамбаева от 21 января 2013 года…

Иными словами, про те проблемы, которые сегодня привели к массовым смертям людей, наше государство знало и даже официально признавало их наличие семь с половиной лет назад. Вирус не разрушил наше здравоохранение. Он всего лишь от души ткнул нас лицом (чуть не написал «мордой») в его развалины. Ведь без его «помощи» мы умудрялись десятилетиями не замечать «вавилонские» очереди в коридорах детских поликлиник, сезонные стоячие пробки в инфекционной больнице, осыпающиеся здания, обмотанное изолентой оборудование и массовый исход медиков за границу. Covid открыл нам глаза…

Второе открытие, которое новостью тоже не является, заключалось в том, что мы – страна со скудными финансовыми возможностями. Для тех, кто не заметил, Кыргызстан живёт в ситуации перманентного бюджетного дефицита. Мы так привыкли к идее, что наша республика приговорена быть беднее тех государств, с которых стоит брать пример, что уже не возмущаемся этим обстоятельством и перестали требовать от собственных руководителей какой-либо экономически продуктивной деятельности. 

Как будто Бог, создавший нас равными со всеми народами мира, именно на наших бирках написал: «Родитесь, живите и умрите в бедном государстве».

Как будто это не наши чиновники, генералы и депутаты ведут жизнь более роскошную, чем даже их коллеги из намного более развитых и благополучных государств мира…

Но больше всего по мозгам ударило третье открытие. Дефицит государственного менеджмента. Ладно, здравоохранение на дне, к которому шло долгие годы. Чёрт с ним, бюджет опять полупуст, поскольку теневые потоки вечно «обтекают» его стороной. Но что мешает государству хотя бы управлять тем, что есть?

У нас было время, чтобы подготовиться к удару коронавирусной стихии. Временной лаг в несколько месяцев. Мы заранее видели, с какими проблемами столкнулись и как преодолевали их Китай, Корея, Сингапур, Германия, Италия, Испания, США, Швеция и Россия…

Логика изначально подсказывала, что в условиях, когда государство не располагает достаточными финансовыми, материальными, организационными и кадровыми ресурсами, ему нужна помощь.

Во-первых, внешняя. От международных доноров и партнёров. По этой части работа шла, что позволило привлечь дополнительные кредитные (в основном) и грантовые средства.

Во-вторых, внутренняя. Со стороны граждан, общественных организаций, предпринимателей, СМИ и т.д. Их помощь могла сгладить (и во многом сгладила) тот удар, который коронавирус нанёс нашему обществу. Но именно по этой части к руководству уйма вопросов.

На словах чиновники призывали к единству, солидарности, взаимопомощи… Но что происходило на деле?

Перечислим лишь некоторые вопросы, которые, благодаря инициативам правительства и парламента, отвлекли от борьбы с пандемией такие важные ресурсы общества, как время, нервы, взаимное доверие, интеллектуальные и информационные ресурсы.

Итак:

– референдум о форме правления (проект выставлен на обсуждение прямо во время карантина и ЧП, вызвав волну критики, недовольства и недоверия);

– установление семипроцентного избирательного порога в парламент и денежного залога в размере пяти миллионов сомов (привлекло внимание граждан, активистов, экспертов и журналистов, а также усилило подозрение, что Жогорку Кенеш снова укомплектуют «олигархами»);

– основания и размеры штрафов за нарушение карантинных ограничений (очередная серия жарких дебатов и недовольства граждан);

– засекречивание имён получателей благотворительной помощи (помешало частным организациям и меценатам избегать передачи повторной помощи лицам, которые ранее уже её получили, в ущерб тем, кто не получал ни разу);

– демонстративные задержания граждан с выкладыванием в Интернет видеозаписей их публичных извинений за нарушение режима и/или высказывание мнения о недостатках в организации здравоохранения (раскололо общество на сторонников и противников подобных мер);

– введение непрозрачной и запутанной системы выдачи пропусков в столицу для граждан и организаций (вызвало затруднения при получении и подозрения в использовании чиновниками «двойных стандартов»);

– запрет доступа независимых СМИ на информационные мероприятия в период ЧП (вызвало подозрения в сокрытии властями наиболее важной информации);

– попытки сделать условием любых перемещений граждан справку из налоговых органов;

– поспешное принятие скандального Закона «О манипулировании информацией» (вызвало активный и многочисленный протест граждан, включая мирный митинг «REакция 3.0»);

– трудовой отпуск депутатов с выплатой им «космических», с точки зрения подавляющего большинства населения, сумм из государственного бюджета (на фоне плачевного положения с занятостью и доходами почти во всех секторах экономики).

Этот список, составленный навскидку, достаточен, чтобы понять, насколько наши чиновники и депутаты умудрились оттолкнуть от себя и, что ещё хуже, от государства разные категории граждан. Вместо того чтобы объединить и возглавить народ на фоне сильнейшего в новейшей истории испытания, они будто нарочно сеяли в нём обиды, подозрения и недоверие, отвлекали внимание и ресурсы общества от борьбы за жизнь и здоровье граждан.

Интересно, кто и зачем продвигает в коридорах власти подобные инициативы? Если некто пытается внедрить на практике римский политический принцип «Разделяй и властвуй», то в нынешней ситуации эти манипуляции не столько разделяют людей, сколько раздражают их. Если продолжать в том же духе, то бир кїнї (рано или поздно) зуд, вызываемый этими мелкими «поскрёбываниями», охватит весь организм и станет настолько невыносимым, что тело нации «движение болуп баштайт» (начнёт двигаться в пространстве)…

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

30 июля 2020 г.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg