ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
29 марта 2024, 17:41

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 18:54
Раздел: Политика

Юрий ШЕВЦОВ: «Самостоятельной активной политики в Центральной Азии Европейский Союз вести не смог»

Юрий ШЕВЦОВ: «Самостоятельной активной политики в Центральной Азии Европейский Союз вести не смог»

Интервью с директором Центра проблем европейской интеграции (Минск) Юрием ШЕВЦОВЫМ.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

– Юрий Вячеславович, насколько сегодня актуальны проблемы сепаратизма в Европе?

– Эти проблемы всегда актуальны, но сегодня они существуют в своеобразных и весьма управляемых формах. Дело в том, что одним из условий членства в Европейском Союзе является проведение специальной региональной политики, основные параметры которой определены в Брюсселе. Одним из элементов этой политики является административная реформа, которая должна привести каждую из стран-участниц Европейского Союза к созданию крупных, сильных административных регионов, границы которых должны быть проведены по традиционным границам культурно-исторических регионов. Скажем, Польше пришлось из-за этого требования провести укрупнение воеводств. И вместо прежних сорока небольших воеводств их стало намного меньше. Сегодня их границы очерчены специально по традиционным зонам исторических культурных регионов. Кроме того, в рамках этой реформы все страны-члены ЕС должны резко увеличить объёмы налогов, остающихся в распоряжении вот этих провинций, административных единиц. Это также сделано в большинстве стран ЕС. Брюссель резко стимулировал развитие самостоятельности регионов во всех странах-членах ЕС. Кроме того, в Брюсселе существует специальный Европейский фонд регионального развития и ряд других источников финансовых ресурсов для регионов. Регионы каждой страны имеют возможность обратиться в Брюссель со своими проектами для их финансирования. Таким образом стимулируется активность местных властей в проведении определённой политики за пределами своей страны в обход национального правительства. Помимо этого, в ЕС стимулируется создание так называемых еврорегионов, или трансграничных регионов вдоль границ всех европейских стран. Такие регионы включают в себя административные единицы прилегающих к границе государств. Особенно это характерно для тех мест, где есть стык границ трёх стран. Эти регионы также обретают возможность получать деньги из бюджета ЕС, обращаясь туда со своими проектами. Данная модель является принципиальной для ЕС. В ряде случаев границы административных единиц совпадают с границами проживания в странах этнических меньшинств. Скажем, Каталония в Испании, Трансильвания в Румынии и ещё достаточно много примеров. И вот за счёт такой регионализации сепаратисты получили отличный инструмент для реализации своих устремлений.

– Карт-бланш своего рода.

– Своего рода. Но я хочу сказать, что у этой региональной политики есть вторая сторона – Брюссель не стимулирует политический сепаратизм. Брюссель стимулирует регионализацию. Поэтому в руках у националистических сил, например, Каталонии или Страны Басков, оказывается очень большая территория и беспрецедентно крупные экономические ресурсы, которые они получают за счёт административной реформы и фондов Брюсселя. Эти возможности приводят к тому, что резко падает необходимость в политическом сепаратизме. По факту, властных полномочий на местах оказывается и так много, как, впрочем, и денег. Какие же тогда ещё могут быть требования? Потенциальные или бывшие сепаратисты еще не освоили появившиеся легальные возможности. Так, данная политика, стимулируемая из Брюсселя, с одной стороны привела к возрастанию реального влияния местных политических сил, отчасти имеющих богатую историю сепаратистских выступлений. Но при этом эти силы, как правило, перестали выдвигать жёсткие требования об отделении от своих стран. И в числе прочего эти силы в целом прекратили использовать политический экстремизм для достижения своих целей. Правда, бывают эксцессы. Была проблема Северной Ирландии, а сегодня мы о ней практически не слышим. Была когда-то проблема Корсики, но сегодня мы там практически не видим проблем, связанных с политическим насилием.

– Ситуация на Кипре остаётся лихорадочной. Какой она видится вам?

– Всемирно известная прачечная закрылась (смеётся). У ситуации на Кипре много аспектов. Главное для нас – постсоветского пространства – то, что с начала 90-х годов именно на Кипр было принято вывозить большие суммы денег, так или иначе заработанных на реформах 90-х годов. До недавнего времени даже многие расчеты между компаниями производились через кипрские банки. Также было принято принимать свои же денежные средства в качестве иностранных инвестиций, приходящих с Кипра. Если посмотреть на статистику внешних инвестиций в постсоветские страны, то бросится в глаза непропорционально большая доля инвестиций с Кипра. Это те же самые местные деньги, которые возвращались в новом качестве. Вот сейчас эта лавочка прикрылась. Но прикрыта она аккуратно и таким образом, что пострадали в основном те, чьи деньги принадлежали людям, потерявшим связь с правящими элитами своих стран. То есть те, кто, как говорят, уже не были в схемах. В своё время они получили возможность вывезти свои деньги, наворованные в 90-х годах, и выскочили из схем. Они и пострадали в первую очередь. При всем драматизме принимаемых на Кипре решений у них есть и положительный эффект! Теперь те люди, которые пытаются укрыть свои деньги от налогов в ЕС, убедились, что деньги могут быть конфискованы. Просто положить деньги в банк и жить на них всю оставшуюся жизнь оказалось невозможным.

США И ЕВРОСОЮЗ

– Как складываются политические отношения США и Евросоюза на текущем этапе?

– Действуют эффективные механизмы евро-атлантического процесса. В их основе лежат, прежде всего, единая система ценностей, основанная на примате либеральных ценностей над всеми остальными. Правда, у США более жёсткая формулировка этих ценностей. У Европы она более пацифистская. Но это всё-таки единые ценностные ориентиры. Второе – у США и ЕС одна система безопасности, основанная на реформированном блоке НАТО. В конце 90-х годов в НАТО была проведена реформа, которая предотвратила появление сильной военной организации у Европейского Союза, в которую бы не входили США. В рамках реформы НАТО европейские страны получили возможность влиять на принятие решений на самом высоком уровне. Блок НАТО был расширен за счёт стран-участниц ЕС. Таким образом, ЕС не стал строить свою независимую сильную военную организацию. Сегодня внутри блока НАТО мы видим сильную позицию США, но при этом Штаты вынуждены прислушиваться к мнению европейских стран по вопросам безопасности. Между ЕС и США существуют огромные объёмы экономического взаимодействия. Это нельзя назвать единым экономическим блоком, но переплетение между экономиками Северной Америки и ЕС громадно. Поэтому, в принципе, мы имеем дело с одной цивилизационной общностью, где между двумя частями есть определённые территориальные и культурные, в основном, нюансы.

ЕС И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

– Какая составляющая политики ЕС в ЦА доминирует: гуманитарная, экономическая, политическая? 

– Скорее, ЕС идёт вслед за США. Самостоятельной активной политики в Центральной Азии Европейский Союз вести не смог. Попытки были. Но тот объём проблем, особенно в области безопасности, который с избытком имеется в ЦА, настолько велик, что ЕС таким просто не занимается. Например, только война в Афганистане потребовала напряжения едва ли ни всех ресурсов США. Им пришлось привлекать союзников, и даже впервые в истории блок НАТО вышел за пределы северной Атлантики и объявил зоной своей ответственности Афганистан. Но всё это было инициативой США. И основную часть усилий в войне с Афганистаном несут на себе США. Поэтому я бы сказал так, что ЕС осознаёт сложность и важность проблем безопасности, связанных с ЦА, но следует в этом регионе политике США. И, прежде всего, страны ЕС оказывают содействие США в этом регионе в войне с Афганистаном. Все остальные интересы второстепенны и находятся в тени этой главной проблемы.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

18 апреля 2013 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
19:15 // Экономика
ОсОО «Кутисай Майнинг» опровергает...
19:02 // Политика
СИТУАЦИИ ВОКРУГ ИРАНА: ПРЕДПОСЫЛКИ И БУДУЩЕЕ
18:45 // Общество
Навязывание препаратов детям: психиатрия разрушает жизни
18:37 // Спорт
Весна патриарха: Петр Лисичкин
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg