ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
18 ноября 2018, 18:29

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
811 (491)
810 (490)
809 (489)
808 (488)
807 (487)
806 (486)
805 (485)
804 (484)
803 (483)
802 (482)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 17:24
Раздел: Политика

Афганистан после 2014 года: сценарии развития ситуации

В статье представлены результаты обсуждения на региональных конференциях по Афганистану за 2012-2013 годы. Обобщены общие результаты, а также представлена точка зрения автора, не совпадающая с мнением других участников.

С достаточно высокой вероятностью, после 2014 года Афганистан де-факто не сохранится как целостное государство. Фрагментация Афганистана на две или более части рассматривается как вероятное развитие событий. Целостность Афганистана как государства в среднесрочной перспективе – категория условная: Афганистан де-юре может сохраняться как единое унитарное государство, но де-факто останется фрагментированным, с выраженной тенденцией регионализации отдельных  регионов. В силу отсутствия необходимой инфраструктуры центральное правительство будет иметь достаточно слабое воздействие на процессы, происходящие на периферии. Вероятность достижения консенсуса между внутриафганскими группами влияния относительно будущего страны остается низкой. Открытым является вопрос относительно эффективности и успешности модернизации Афганистана.

В значительной степени ситуация в Афганистане и вокруг него будет определяться позицией внешних сил (только первые 2-3 года после 2014). Страны Запада рассматривают Афганистан с точки зрения инфраструктурных проектов, местом сборки межрегионального взаимодействия по оси «Центральная Евразия – Южная Евразия». Однако вопрос о том, идет ли речь о содействии со стороны Запада формированию в Афганистане сильной государственности или о поддержке некоего «марионеточного» режима, остается открытым.

В Афганистане однозначно сохранится внешнее военное присутствие, прежде всего – США (как в виде вооруженных сил, военных советников, так и в виде частных военных компаний). Таким образом, в среднесрочной перспективе нужно говорить не о выводе войск НАТО из Афганистана, а о трансформации военного присутствия стран Запада как в Афганистане, так и в соседних с ним странах. Такая трансформация может привести к двум последствиям: нарушение баланса сил между странами Центральной Евразии и милитаризация отношений между ними.

Анализ глобального контекста афганской проблемы позволяет полагать, что внерегиональные силы, представляющие Запад, заинтересованы в том, чтобы страны Центральной Евразии были исключены из процессов постсоветской интеграции, катализатором которых выступает Россия, и, напротив, стали активными участниками интеграционных проектов, предлагаемых Западом. При этом странам Центральной Евразии будут предлагаться форматы сотрудничества, выходящие за рамки традиционных схем регионализации, охватывающих только пять постсоветских республик. Россия и Китай, не выражая четкой позиции, вероятнее всего, заинтересованы в консервации сложившейся региональной структуры или, в лучшем случае, – ее инерционном развитии. Таким образом, вероятность того, что силы глобального уровня достигнут консенсуса относительно Афганистана и стран Центральной Евразии крайне мала.

На межрегиональном уровне анализа наиболее проблемной представляется позиция Пакистана, относительно которой остаются открытыми следующие вопросы: какой в среднесрочной перспективе будет степень вмешательства Пакистана во внутриафганские процессы; есть ли основания для формирования единой зоны нестабильности, объединяющей Афганистан и Пакистан.

Также в качестве неопределенности можно рассматривать вопрос о том, заинтересованы ли страны Запада в сокращении влияния Пакистана на развитие ситуации в Афганистане.

Взаимосвязь выделенных ключевых неопределенностей представлена на Схеме 1.

Анализ матрицы взаимосвязи ключевых неопределенностей развития ситуации в Афганистане и вокруг него позволяет сформулировать пять сценариев на средне— и долгосрочную перспективу.

1. Модернизация. Основанием успешной и эффективной модернизации Афганистана выступает достижение консенсуса между внутриафганскими группами влияния относительно будущего страны, которое возможно, прежде всего, при активном содействии сил глобального уровня, направленном на построение в Афганистане сильной государственности.

Вторым фактором, способным содействовать модернизации Афганистана, является существенное снижение степени воздействия на внутриафганские процессы со стороны Пакистана, в том числе – со стороны тех или иных социальных групп и групп влияния, присутствующих внутри этой страны. Силой, способной ослабить указанную связь, являются, прежде всего, акторы глобального уровня. В свою очередь, укрепление государственности Афганистана и его модернизация будут вести к ослаблению связи с Пакистаном.

Модернизация Афганистана в средне— и долгосрочной перспективе способна стать мощным фактором трансформации регионализации Центральной Евразии как по оси «Центральная Евразия – Южная Евразия», так и в формате «страны Центральной (Средней) Евразии – Афганистан».

Ключевыми рисками данного сценария выступают: отсутствие соответствующей инфраструктуры; нарушение баланса сил между странами Центральной Евразии; протестные выступления в Афганистане по образцу событий «арабской весны».

2. Инерционный вариант. В случае, если консенсус между внутриафганскими группами влияния относительно будущего страны в кратко— и среднесрочной перспективе достигнут не будет, наиболее вероятным развитием событий в Афганистане будет консервация имеющегося на данный момент положения дел. Центральное правительство будет иметь крайне слабое воздействие на процессы, происходящие на периферии страны.

Важным фактором, способным направить развитие событий по этому сценарию, выступает высокая степень вмешательства Пакистана во внутриафганские процессы, особенно, если она будет подкрепляться ослаблением государственности самого Пакистана и пассивностью акторов глобального уровня как в плане поддержки формирования сильной государственности в Афганистане, так и в плане ограничения влияния Пакистана на развитие ситуации в Афганистане.

При таком развитии ситуации вероятнее всего будет происходить закрепление одной из имеющихся на настоящий момент моделей регионализации Центральной Евразии: углубление дистанцирования друг от друга стран, ориентированных на Россию (Казахстан, Кыргызстан отчасти – Таджикистан), и стран, делающих ставку на акцентирование своего суверенитета и нейтралитета (Узбекистан и Туркменистан); регионализация Центральной Евразии в формате пяти стран на основе формирования оси «Ташкент – Астана».

В любом случае, зависимость стран Центральной Евразии от соседних акторов глобального уровня будет нарастать.

Ключевыми рисками данного сценария выступают восстановление ситуации, существовавшей в Афганистане и вокруг него к концу 1990-х годов, а также нарушение баланса сил между странами Центральной Евразии и переход развития межгосударственных отношений здесь в конфликтную форму.

3. Расширение зоны нестабильности. Крайней формой реализации сценария «Инертный вариант» является расширение зоны нестабильности на Пакистан.

4. «Новая Центральная Азия». Вне зависимости от внутренних процессов Афганистан может быть втянут в проект трансформации регионализации Центральной Евразии либо по оси «Центральная Евразия – Южная Евразия», либо в формате «страны Центральной (Средней) Азии – Афганистан». Тем не менее, вероятность данного сценария будет возрастать в случае наличия более или менее устойчивого консенсуса между внутриафганскими группами влияния относительно модернизации страны, а также в случае, если акторы глобального уровня будут содействовать формированию в Афганистане сильной государственности.

Трансформация регионализации Центральной Евразии за счет включения Афганистана будет сопровождаться нарушением баланса сил между странами Центральной Евразии, что может обострить латентные межгосударственные конфликты, связанные, прежде всего, с водными и водно-энергетическими противоречиями. И обратно – нарушение баланса сил в ходе трансформации военного присутствия стран Запада может стать мощным фактором, способствующим изменению структуры регионализации в Центральной Евразии.

Фактором, поддерживающим трансформацию регионализации Центральной Евразии, является снижение степени вмешательства Пакистана во внутриафганские процессы, в том числе – при поддержке со стороны акторов глобального уровня.

Ключевыми рисками данного сценария выступают: нарушение баланса сил между странами Центральной Евразии и переход развития межгосударственных отношений здесь в конфликтную форму; перенос на страны Центральной Евразии конфликтного потенциала, аккумулированного в Афганистане и странах Южной Евразии.

5. Буферная зона. Крайней формой реализации сценария «Новая Центральная Евразия» является вариант, когда при усилении государственности Афганистана он будет интегрирован в Южноазиатский или Средневосточный региональные комплексы. В этом случае высока вероятность того, что функции буфера (или изолятора) будут перенесены из Афганистана на страны Центральной Евразии. При таком развитии событий вероятность рисков, связанных со сценарием «Новая Центральная Евразии», прежде всего – нарушением баланса сил и последующая дестабилизация межгосударственных отношений в Центральной Евразии, существенно возрастет.

Мурат СУЮНБАЕВ

25 июля 2013 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
17:34 // Общество
На пороге к коллапсу в горнодобывающей отрасли
17:27 // Экономика
Ртуть в системе международной экологической политики
17:24 // Политика
Афганистан после 2014 года: сценарии развития ситуации
14:47 // Общество
Уход за ногами при сахарном диабети
14:38 // Общество
ОДНАЖДЫ В ГОРАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОГРАНИЧНИК МУСАЕВ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей