ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
14 ноября 2018, 19:55

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
810 (490)
809 (489)
808 (488)
807 (487)
806 (486)
805 (485)
804 (484)
803 (483)
802 (482)
801 (481)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 17:34
Раздел: Общество

На пороге к коллапсу в горнодобывающей отрасли

Накануне Национальный Институт Стратегических Исследований (НИСИ КР) презентовал свой аналитический отчет на тему «Факторы негативного (неприязненного) отношения местного населения к инвесторам, разработчикам месторождений полезных ископаемых, взаимоотношения недропользователей и местных сообществ».

Аналитический отчет: Факторы негативного (неприязненного) отношения местного населения к инвесторам

В настоящее время требует скорейшего разрешения вопрос негативного отношения местного населения к разработчикам месторождений. Проблема возникновения конфликтов между представителями местных сообществ и компаниями — недропользователями, занимающимися геологическим изучением и разработкой месторождений полезных ископаемых, назревала в течение последних 5 лет и в настоящее время приобрела характер системного кризиса, могущего привести к коллапсу в ГДО.

Целью исследования является выявление факторов, вызывающих противостояние местного населения деятельности горнодобывающих компаний, а также выработка конструктивных рекомендаций для снижения конфликтного потенциала в регионах.

Среди множества прямых и косвенных участников выделяются основные четыре группы заинтересованных сторон: недропользователи, местные сообщества, государственные и местные органы власти.

Кроме того, играют немаловажную роль СМИ и НПО, условно обозначенные как сопутствующая пятая группа.

Следует отметить, что зачастую причинами конфликтов является не только лишь действие либо бездействие одной стороны конфликта. В большинстве случаев это совокупность различных факторов и результат активности нескольких сторон конфликтов.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. В сфере законодательного регулирования:

 Отсутствует комплексная государственная стратегия / программа развития горнодобывающей отрасли Кыргызской Республики.

 Отсутствует механизм государственного регулирования, направленный на соблюдение баланса интересов недропользователей, государства и общества.

 Отсутствуют в законодательстве четкие требования к компаниям-недропользователям по исполнению возложенных на них обязанностей оказания содействия в решении местных социальных проблем.

 Отсутствуют точные правовые определения объема социального пакета, который в соответствии с законом должен предоставлять инвестор местному сообществу.

 Законодательство не устанавливает ответственность за неисполнение норм закона о недропользовании и других специальных законов.

2. В сфере институциональных возможностей государственных органов и ОМСУ:

 Неэффективна деятельность государственных структур в силу отсутствия закрепленных функций и полномочий, поддержанных бюджетом и работой по наращиванию потенциала кадров.

 Отсутствуют компетенции и соответствующий бюджет у органов МСУ в реализации полномочий закрепленных законом о недрах (например, обязанность ОМСУ организовать проведение общественной экологической экспертизы).

3. Правоприменительная практика:

 Население не доверяет органам местного самоуправления и власти.

 Отсутствует у местного населения достоверная информация по требованиям, предъявляемым к недропользователям по обеспечению экологической и технической безопасности.

 Отсутствует сбалансированность интересов государства, инвесторов и местного населения.

 Отсутствует информация у местного населения о выгодах, которые могут принести проекты в горнодобывающей отрасли.

 ОМСУ не исполняют требования Закона «О недрах» по обеспечению беспрепятственного доступа лицензиатов к лицензионной площади.

Рекомендации для горнодобывающих компаний

Компании разработчики заинтересованы в построении долгосрочных устойчивых и добрососедских взаимоотношений с местными сообществами. Для создания благоприятных условия ведения бизнеса компании должны рассмотреть ряд мероприятий.

 С целью заполнения информационного вакуума о горнодобывающей деятельности, компании должны проводить открытые информационные мероприятия с главами МСУ и представителями сельских общин, предоставляя информацию об экологической безопасности, о технологическом процессе разработки, о социально экономических выгодах проекта. Более того, информация должна быть подготовлена и адаптирована для понимания местным населением, на кыргызском языке. Каналами распространения информации могут быть не только общие собрания и сходы сельчан, но и регулярные периодические информационные листы, постоянные информационные стенды на территории села, а также видеоматериалы.

 Обеспечение прозрачности и открытости компании могут начать с себя. То есть, компаниям необходимо разработать принципы корпоративной политики и управления. Все процедуры найма персонала, проведения тендеров и закупа, информация о сотрудниках и акционерах компании разработчика должны быть представлены вниманию местных сообществ.

 Во избежание непреднамеренных конфликтов компании недропользователи должны разработать процедуры, механизмы и инструменты взаимодействия с местным населением. Данные процедуры должны быть обязательными к применению не только внутри компании, но и субподрядчиками, осуществляющими работы в регионах.

 Очень важно для компаний предоставить максимально полную информацию для местных жителей о возможности трудоустройства на месторождении. Информация должна содержать не только описание найма, но и требуемое количество работников, требования к их квалификации, сроки и условия работ.

 Перед началом работ и впоследствии компании должны проводить контроль состояния окружающей среды, проводя отбор проб и анализ в лабораториях и отчитываясь о результатах исследований государственным органам и местным жителям. В целях объективного контроля за состоянием окружающей среды, компании могут привлечь представителей гражданского сектора. Компаниям по возможности следует обучить и оснастить местные НПО приборами для замера возможных загрязнений, например, радиометрами.

 При представлении проекта и общественном обсуждении компании должны также представить информацию о процессе рекультивации и дать полное и четкое видение результатов рекультивации, после завершения разработки и закрытия рудника.

 Для обеспечения прозрачности и вовлечения местных сообществ в процесс принятия решений, компании совместно с местными сообществами должны создать общественные комиссии. Функции по отбору и найму персонала, общественный мониторинг, проведение переговоров и контроль над средствами бюджетов местных фондов развития могли бы быть возложены на данные общественные комиссии.

 Для эффективной и устойчивой реализации программы социально экономического развития села, компания совместно с представителями местных сообществ должна провести исследование и выявить нужды, а также определить основные приоритетные направления социальной помощи. Результатом такой работы может быть целая комплексная стратегия развития села, где компания может взять на себя обязательства по некоторым направлениям.

Риск при реализации данной рекомендации: законодательно разработка стратегии развития отнесена к компетенции органов МСУ.

 Технический и специализированный персонал компании и подрядчиков (геологи, буровики и т.д.), непосредственно работающий в регионах и соответственно взаимодействующий с местными сообществами, должен пройти подготовку по построению диалога с местным населением. Персонал должен быть обучен основам культуры, быта, традиций и особенностей жителей, проживающих вблизи горных предприятий.

 Визуализация оказанной помощи и реализованных проектов также является способом информирования местных сообществ. Соответственно компании должны по возможности показывать и визуализировать результаты своих социальных программ и инициатив (таблички на отремонтированных школах, наклейки на предоставленной технике, и т.д.).

 В целях занятости большего числа местного населения на горнодобывающем предприятии, компании должны организовывать курсы обучения горным специальностям и повышения квалификации.

 Также компаниям необходимо для более тесного взаимодействия с местным населением и оперативного реагирования на запросы населения, открывать офисы по месту проведения работ уже на стадии подачи документов на получение лицензии.

 Компании в обязательном порядке должны проводить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) при разработке новых, а также при расширении или существенном изменении условий добычи и применяемых технологий на уже имеющихся месторождениях. Результаты ОВОС представляются на общественную экспертизу. При этом компания предоставляет участникам экспертизы достаточное время и доступ к необходимой дополнительной информации по проекту.

Рекомендации для местных сообществ

Местные сообщества заинтересованы в безопасной экологически чистой среде, а также в социально-экономическом улучшении ситуации в регионе. Соответственно для достижения этого необходимо рассмотрение и реализация некоторых рекомендаций, которые местные сообщества могут реализовать через органы местного самоуправления:

 Местные сообщества изначально должны требовать от компаний проведения, или инициировать самостоятельно, общественные слушания по проектам геологических изучений, разведки и разработки.
Риск при реализации данной рекомендации: не исключен вариант согласования проектов на стадии изучения и разведки лишь после получения неоправданно высоких вложений от компании, что явится дополнительной финансовой нагрузкой для компаний.

 В целях устойчивого развития и эффективного использования выгод от компаний, местные сообщества должны разработать стратегию развития местного сообщества с учетом деятельности недропользователя и с перспективой развития местного сообщества после окончания проекта разработки месторождения.
Риск при реализации данной рекомендации: не исключен вариант по которому обязательства по всем направлениям развития местного сообщества будут возложены на компанию.

 Органы местного самоуправления должны разработать и принять положение по работе с компаниями, включающие все процедуры взаимодействия (наем персонала, информационные мероприятия, экологический мониторинг).

 Местные сообщества должны создать общественную комиссию из числа авторитетных представителей села для защиты интересов местного сообщества при переговорах с компаниями и государственными органами.

 Представители органов МСУ должны более активно участвовать в информировании населения по вопросам взаимоотношений с компаниями, порядка использования доходов местного бюджета, поступающих от компаний.

Рекомендации для государственных органов

Государственные органы заинтересованы в стабильном развитии горнодобывающей отрасли, устойчивом поступлении средств в бюджет страны, а также в социально-экономическом развитии регионов. Ниже представлен ряд рекомендация для государственных органов.

 Так как вопросы взаимоотношений с местными сообществами не отрегулированы, необходимо законодательно закрепить следующие нормы:

 процедуры согласования проектов поисковых и разведочных работ с местными сообществами.

Риск при реализации данной рекомендации: не исключен вариант согласования проектов на стадии изучения и разведки лишь после получения неоправданно высоких вложений от компании, что явится дополнительной финансовой нагрузкой для компаний;

 процедуры получения согласования с собственником земли на временное использование земельных ресурсов.

Риск при реализации данной рекомендации: Если данная процедура не будет обезличена, не исключен вариант, что компании могут вообще не получить согласования из-за своей национальной принадлежности;

 нормы, регулирующие оказание социальной помощи (размер и объем социального пакета) местному населению недропользователями;

 четко определить законодательно размер выплат и их механизмы в местный бюджет.

 Государственные органы имеют сильный административный ресурс и должны разработать информационную политику и формировать общественное мнение через информирование о ГДО в целом и по вопросам защиты окружающей среды. Важна информация о социальной ответственности и помощи горных компаний в целом селам и отдельным целевым группам.

Риск при реализации данной рекомендации: необходимо увеличение бюджета соответствующих уполномоченных органов, а также трудно прогнозировать положительный эффект от массовой информационной кампании.

 Принимая во внимание факты преднамеренного провоцирования конфликтов и эскалации насилия, государственные правоохранительные органы и специальные службы должны своевременно выявлять группы провокаторов, предупреждать и пресекать случаи провоцирования конфликтов отдельными группами интересов.

Риск при реализации данной рекомендации: при выявлении и пресечении случаев провокаций, возможны ответные меры в виде эскалации насилия и возникновения массовых неподчинений.

 Государственным органам необходимо законодательно разработать и реализовать механизм, согласно которому орган, проводящий государственную экологическую экспертизу, должен рассматривать комментарии и предложения общественности и предоставить соответствующую информацию общественности.

 Как компании, так и местные сообщества, государственные органы также должны разрабатывать процедуры для эффективного обмена информацией между горнодобывающими компаниями, правительством и общественностью.

 Центральные государственные органы должны разработать и закрепить процедуры взаимодействия с органами местного самоуправления и четко прописать основные полномочия и ответственность сторон.

 В целях стимулирования притока иностранных инвестиций в регион, государственные органы должны разработать инвестиционную политику и стратегию, с четкими функциями и обязанностями органов МСУ. Более того, необходимо учесть инструменты мотивации органов МСУ привлечения инвестиций в их регионы.

 Совместно с недропользователями государственные органы должны привлечь узких специалистов (экологов, технологов, металлургов, медиков, геологов, экспертов) и провести обучающие и информационные кампании для представителей местных сообществ в регионах с особо острыми конфликтами.

 Государственные органы совместно с международным сообществом должны организовать ряд обучающих мероприятий для органов МСУ с целью повышения потенциала в финансовом менеджменте и бюджетной политике.

 Государственные органы должны проводить обобщенную информационную политику, направленную на формирование у общества понимания необходимости развития горнодобывающей отрасли как локомотива экономики. Для этого необходимо организовывать семинары для представителей всех СМИ, освещающих ситуацию в данной отрасли, на которых журналистов будут знакомить с основными требованиями законодательства в части недропользования, охраны недр и экологической безопасности.

Государственным органам, ответственным за политику недропользования, при разработке законодательства необходимо обязательно проводить консультации и обсуждения новых НПА вместе со специализированными бизнес-ассоциациями и представителями органов МСУ.

Одним из условий реализации предложенных рекомендаций является увеличение бюджетов некоторых государственных органов. В данном случае существует значительный риск невозможности реализации предложенных мер в силу дефицита государственного бюджета. Кроме того даже в случае выделения дополнительных финансовых средств, существует риск получения слишком малого практического эффекта от предложенных мер и соответственно неоправданно высоких государственных затрат.

Рекомендации для других заинтересованных сторон

Как уже отмечалось выше кроме основных участников конфликта, существуют другие косвенные заинтересованные стороны, такие как СМИ, НПО и МО. Являясь косвенными сторонами конфликта, эти группы также могут оказать свою позитивную роль в упреждении и разрешении конфликтных ситуаций.

 Международное донорское сообщество, как основной партнер НПО, должно скоординировать усилия и разработать общую политику и стратегию в разрешении проблематики конфликтов компаний и местного населения.

 Правительство КР должно официально обратиться за содействием в разрешении конфликтов к международным донорским организациям, которые в свою очередь совместно со всеми заинтересованными участниками должны объединить все возможные ресурсы и определить стратегию выхода из кризиса.


 Сектор НПО и представители СМИ совместно с недропользователями должны сформировать общую информацию о горнодобывающей отрасли и пройти краткий ознакомительный курс.

 Международное донорское сообщество и гражданский сектор совместно с компаниями и государственными органами должны сформировать постоянную экспертную группу по всем вопросам отрасли (геологи, экологи, технологи, буровики, маркшейдеры, гидрогеологи, специалисты по радиационной безопасности, юристы, экономисты, финансисты и т.д.).

Уланбек Рыскулов,
Кубан Ашыркулов

25 июля 2013 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
17:34 // Общество
На пороге к коллапсу в горнодобывающей отрасли
17:27 // Экономика
Ртуть в системе международной экологической политики
17:24 // Политика
Афганистан после 2014 года: сценарии развития ситуации
14:47 // Общество
Уход за ногами при сахарном диабети
14:38 // Общество
ОДНАЖДЫ В ГОРАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОГРАНИЧНИК МУСАЕВ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей