№ 911 (591)
№ 910 (590)
№ 909 (589)
№ 908 (588)
№ 907 (587)
№ 906 (586)
№ 905 (585)
№ 904 (584)
№ 903 (583)
№ 902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
|
СВМДА: смещение геополюсовДоверие и кооперация – именно на таких принципах действуют страны-члены Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Двадцать один год назад, в 1992 г., Нурсултан Назарбаев, выступая на Генеральной Ассамблее ООН, озвучил идею о созыве совещания азиатских стран (сейчас он вообще ратует за переформатирование этой диалоговой площадки в организацию). Красивая идея: собрать за одним столом как можно больше азиатских государств и договориться о цивилизованных правилах игры в международных отношениях. ВЫЗОВЫ И ОТЗЫВ Это было веление времени. Фоном для этого послужили нестабильность и многочисленные угрозы, царящие в регионе. Здесь обостряются неразрешенные межгосударственные проблемы, связанные с территориальными спорами и противоречиями. При этом азиатский регион является зоной наибольшей концентрации государств, обладающих ядерным оружием и активно наращивающих военный потенциал. Бурное развитие стран Азии сопровождается обострением существующих конфликтов, ведет к повышению уровня недоверия и геополитического соперничества. Сохраняются проблемы нелегальной миграции и незаконного оборота наркотиков, территориальных претензий и сепаратизма, религиозного экстремизма и терроризма. И главной задачей СВМДА стало укрепление сотрудничества, направленного на обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии. Все это должно быть решено за счет расширения торговли и экономического сотрудничества, контроля вооружения и мирного урегулирования конфликтов, охраны окружающей среды и прочих мер, основанных на всеобщей терпимости и признании суверенитетов и прав человека. СВМДА: РАСШИФРОВКА На тот момент в Азии, в отличие от других регионов мира, ещё не существовало подобной структуры, а более ранние попытки её создания не увенчались успехом. И идею Назарбаева восприняли более чем благосклонно. Изначально СВМДА объединяло16 стран, сегодня – уже 24 государства-члена (по сути, это 90 территории и населения азиатского континента). Восемь стран и четыре международные организации, в том числе ООН, имеют статус наблюдателей. Государством-членом Совещания может стать страна, географически имеющая часть территории в Азии. СВМДА – это Азербайджан, Афганистан, Бахрейн, Вьетнам, Египет, Израиль, Индия, Хашимитское Королевство Иордания, Ирак, Иран, Казахстан, Камбоджа, Китай, Республика Корея, Кыргызстан, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция, Узбекистан. В качестве наблюдателей зарегистрированы Бангладеш, Индонезия, Катар, Малайзия, США, Украина, Шри-Ланка, Филиппины, Япония. За это время СВМДА получило и признание всего мирового сообщества. По словам Назарбаева, сегодня СВМДА стало устойчивым и реальным фактором региональной и глобальной политики в сфере коллективной безопасности. Хотя, безусловно, процесс «взросления» авторитетной структуры продолжается. Естественно, СВМДА устанавливает связи с международными организациям, в первую очередь, с ООН. Кроме того, в партнерах также ЕврАзЭС, ОБСЕ, Лига арабских государств, МОМ, ОЭС. Рассматриваются меморандумы о взаимопонимании с Южноазиатской Ассоциацией регионального сотрудничества (СААРК) и ШОС. Высшим органом СВМДА, принимающим решения, является Саммит глав государств и правительств: каждые четыре года проводятся консультации, оценка прогресса и определение приоритетов. Через два года после саммитов встречаются главы МИД, рассматривающие основные вопросы деятельности СВМДА. Проводятся также заседания Комитета старших должностных лиц (не реже чем один раз в год после принятия предыдущих решений СВМДА), Специальная рабочая группа изучает специфические вопросы. И вся деятельность проходит под знаменем «создадим атмосферу доверия и доброй воли». Существует даже Каталог мер доверия СВМДА, в котором определены меры доверия по пяти основным измерениям: экономическому, экологическому, гуманитарному, борьбе с новыми вызовами и угрозами, военно-политическому. Политика СВМДА, естественно, базируется на принципах верховенства права, невмешательства во внутренние дела государств-членов и экономического, социального и культурного взаимодействия. Причем все решения в рамках СВМДА принимаются консенсусом. Сейчас в организации председательствует Турция и будет делать это до 2014 года. Затем миссия перейдет к Китаю на период с 2014 по 2016 год. Считается, что Китай обладает уникальным историческим, политическим и культурным опытом для продвижения сложного процесса строительства доверия и развития азиатского сотрудничества. И это придаст значительный импульс дальнейшему укреплению СВМДА, будет способствовать продвижению концепции неделимой кооперативной безопасности в Азии путем многостороннего диалога, учета взаимных интересов и стремления к достижению консенсуса. НА ЧТО И КАК РЕАГИРУЕМ? Особое внимание уделяется антиядерной программе: сегодня Астана призывает все страны принять Всеобщую декларацию безъядерного мира. Новая казахстанская инициатива – создание в Казахстане под эгидой МАГАТЭ Международного банка ядерного топлива. Также в настоящее время в рамках инициированного РК Международного проекта «АТОМ» любой житель Земли может выступить против ядерного оружия, подписавшись под онлайн-петицией к правительствам государств. Одной из актуальных задач СВМДА является реализация целого ряда мер, направленных на решение проблем Афганистана: обучение афганской молодежи в вузах Азии, гуманитарные грузы и строительство социальных объектов, расширение транспортной инфраструктуры для полноценного вовлечения Афганистана в систему региональных перевозок. Также в рамках международных структур совершенствуется работа с партнерами по усилению борьбы с наркопроизводством и наркотрафиком. В преддверии новой волны кризиса Казахстан выдвинул инициативу создания коммуникативной площадки G-Global на базе Астанинского экономического форума. Понятно, что Казахстан стремится упрочить свое положение на международной арене и стать «мостом» между Европой и Азией (сыграв роль крупнейшего транспортного и логистического хаба в центральноазиатской интеграции). Интересно, что соседи взяли на себя и львиную долю финансирования в рамках СВМДА: добровольный вклад Казахстана составил более 75 общего бюджета Секретариата СВМДА (есть идея отказаться от практики добровольных вкладов, заменив их конкретными взносами – для большей стабильности). Но уже кое-какие дивиденды от СВМДА Казахстаном получены. Не только политические. Цивилизованный мир без опаски инвестирует солидные средства в бывшую советскую республику. КАКОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ? Сейчас констатируют объединение большей части стран Азии, которые представляют разные культуры, цивилизации и модели развития. Проведены три саммита, состоялись три министерские встречи. Разработаны и приняты основополагающие документы, которые создали политический и правовой фундамент для сотрудничества в рамках СВМДА. Более того, форум уже прошел институализацию. Были приняты концепции и планы действий практически по всем направлениям деятельности СВМДА. И сейчас идет процесс формирования основы для расширения экономического сотрудничества между странами объединения. Кроме того, дан «зеленый свет» созданию Делового совета, регулярно проводятся бизнес-форумы СВМДА. Так что потенциал для развития имеется, и немалый. Таким образом, Азиатский континент превращается в главную площадку глобальных международных отношений XXI века, как по своему экономическому потенциалу, так и по степени влияния на мировую политику. Уже сегодня в совокупности страны региона производят более 57 общемирового ВВП. В условиях глобализации ни одна страна мира не может в одиночку справиться с вызовами. Таким образом, мировое сообщество должно выработать и придерживаться одной концепции. Эксперты отмечают, что резко ускорились темпы международной жизни, и ее основной характеристикой становится формирование полицентричной международной системы, в которой крупная роль принадлежит Азии. И здесь есть над чем задуматься и нашим политикам. Адилет САМАТОВ 25 июля 2013 г. |
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
|
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях. При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна. По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться: Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27 |