ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
14 ноября 2018, 06:53

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
810 (490)
809 (489)
808 (488)
807 (487)
806 (486)
805 (485)
804 (484)
803 (483)
802 (482)
801 (481)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 12:28
Раздел: Общество

Мыслить – это жить

В современном быстро меняющемся мире человек порой сталкивается с трудноразрешимыми задачами, которые возникают в результате больших и частых изменений в экономике, политике, социальной жизни. В этом случае способность человека правильно мыслить является основным фактором, от которого будет зависеть его благосостояние.

ГДЕ УЧАТ ДУМАТЬ?

Чтобы выяснить, какое место критическое мышление имеет в жизни человека, стоит привести следующий факт. Согласно опросу работодателей 2012 года, среди необходимых критериев для успешного трудоустройства выпускников можно найти и такой пункт, как умение критически мыслить. Инна Валькова, директор Центра оценки в образовании и методов обучения, отметила: «При приеме на работу я выбираю специалистов, которые могли бы предлагать идеи, самостоятельно искать пути решения проблем и брать на себя ответственность за свои действия, а не ждать, когда приказы или решения поступят сверху». По её мнению, очень важно, чтобы современный специалист умел справляться со шквалом поступающей отовсюду информации, был способен рассматривать ее с разных сторон, находить ту, которой можно доверять, умел, формулировать обоснованную точку зрения. На самом деле в наше время, когда мир переполнен различного рода динамичной информацией, когда современный медиа-рынок дает возможность неодинаково интерпретировать одно и то же событие, бывает трудно отличить ложь от правды. В данном случае критическое мышление имеет особую важность, так как позволяет найти истину. Сотрудник одного из вузов Бишкека, говоря о значении критического мышления в жизни человека, отмечает, что «людей, не имеющих критического мышления, легко завербовать. Особенно часто это происходит в отдаленных районах. Этим пользуются нечистоплотные люди, которые в корыстных целях используют необразованных людей».

Правильным мышлением, его еще называют критическим, обладают не все. Одни индивиды наделены умением легко выходить из практически безвыходных ситуаций. Другие же, чтобы сделать это, должны обучаться в школах и вузах. Однако здесь ситуация складывается не совсем благоприятная. Специалисты отмечают, что при переходе к Болонской системе обучения большое внимание уделяют кредитной технологии обучения. Вузы механически пересчитывают свои академические часы в кредиты и на этом успокаиваются. А применение кредитов – это, прежде всего, содержательная часть программы. Поэтому необходимо полностью реформировать содержание рабочих программ, сейчас их модно называть «силабус», а также в корне менять подход к процессу обучения в университетах, где особую роль надо отвести самостоятельной работе студентов (интервью www.pr.kg). Инна Валькова отмечает, что «существующая практика самостоятельной работы студентов (СРС) часто носит формальный характер, оторвана от реальных исследовательских или практических задач. Порой студенту достаточно бывает скачать готовую работу из Интернета, чтобы получить положительную оценку, а вместе с тем – урок потребительства и плагиата. При этом студент не поднимается выше репродуктивного уровня мышления и практически не приобретает необходимых навыков критического мышления».

По поводу плагиата волонтер из Германии, которая проходила стажировку в одном из университетов нашей страны, призналась: «Я была поражена, когда находила в эссе студентов целые абзацы, заимствованные из источников, которые представлялись в качестве собственной идеи». Преподаватель АУЦА Медет Тюлегенов также отмечает: «Пока будет существовать плагиат в работах студентов, не будет места критическому мышлению».

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
В КЫРГЫЗСТАНЕ

Критическое мышление существовало во все времена и у всех народов. Оно всегда было присуще ученым, философам, писателям, историкам. Но как научная дисциплина критическое мышление стало разрабатываться только в прошлом столетии западными учеными. Например, с 1945 года этот предмет преподается в Сорбонне. В наши дни – в школе «Аналь» во Франции, где преподают историю, проводят дискуссии. В 90-х годах учеными и преподавателями из США была разработана «Технология развития критического мышления через чтение и письмо».

Что касается нашей страны, то первые попытки внедрения этой дисциплины начались в 1998 году. По приглашению Фонда Сорос–Кыргызстан группа преподавателей из Кыргызстана, в которую входила и И. Валькова, побывала на международном семинаре по критическому мышлению «Чтение и письмо для развития критического мышления». Затем при поддержке фонда Сорос–Кыргызстан она с группой энтузиастов: Ириной Низовской, Натальей Задорожной, Татьяной Буйских, Жылдыз Асековой, Миргуль Эсенгуловой и другими – активно развивала сеть курсов критического мышления для учителей и преподавателей вузов. Желающих было много. При курсах повышения квалификации (на Иссык-Куле), при вузах (ОшГУ), а то и просто на общественных началах создавались постоянно действующие семинары, на которых преподаватели из всех уголков Кыргызстана могли получить практические навыки методики развития у школьников и студентов критического мышления посредством чтения и письма. Руководство АУЦА, заметив продуктивную работу проекта, пригласила И. Валькову создать в стенах АУЦА первую постоянно действующую лабораторию критического мышления и ввести в университете курс критического мышления не только для преподавателей, но и для студентов. Однако отсутствие институализации курсов, прекращение финансирования со стороны Фонда Сорос–Кыргызстан после окончания проекта и смена руководства в АУЦА привели к тому, что сегодня от мощного движения осталось лишь несколько человек, время от времени проводящих семинары для учителей. Сейчас в АУЦА ведется такая дисциплина, как письмо. Что касается преподавания данной дисциплины в других университетах, то ситуация складывается следующая.

По словам Ирины Чжен, доцента кафедры психологии КРСУ, «в университете отдельно данной дисциплины нет в учебных планах. Хотя на занятиях преподаватели используют приемы и методы развития критического мышления. Это связано с тем, что в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения, реализация учебного процесса должна предусматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах. К примеру, по программам бакалавриата они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий». Также она добавила, что в МУЦА критическое мышление является обязательной дисциплиной для всех специальностей. Она преподается на первых курсах с целью научить студентов анализировать поступающую информацию, обобщать ее, выделять главные идеи, критически мыслить, грамотно писать различные эссе, уметь аргументировать свою позицию.

Введение данной дисциплины предусматривается и на Кыргызско-Европейском факультете КНУ, где будет организован дебатный клуб. Здесь студентов будут обучать умению обсуждать спорные вопросы, отстаивать свою точку зрения, развивать риторические способности. Кстати, умение «дебатировать» имеет большое значение в жизни молодого человека. Примеры можно наблюдать по телевидению – как кыргызскому, так и российскому: дискуссии на актуальные темы дают возможность участникам прений, а также телезрителям неоднозначно оценивать обсуждаемые события и делать правильные выводы.

В Академии государственного управления при Президенте КР дисциплины «Критическое мышление и письмо» и «Методология научного исследования и академическое письмо» ведутся у магистрантов, которые сами выбирают себе тему диссертации, в то время как в других учебных заведениях темы исследований назначают.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что далеко не во всех университетах КР понимают важность этой дисциплины. И хотя многие преподаватели слышали об этом предмете, понимают его значение, но говорить в целом, что он активно внедряется в учебный процесс, пока трудно. Например, на кафедре китаеведения КНУ сообщили, что для введения этой дисциплины необходимо, чтобы она была принята руководством и чтобы ее ведение оплачивалось. Молодые преподаватели и вовсе сказали, что имеют плохое представление о предмете.

Стажер из Франции высказал свою точку зрения о том, почему критическое мышление медленно внедряется в учебную систему: «Если эта дисциплина будет введена в вузах, то будут поставлены под сомнение многие выработанные положения, касающиеся, например, культуры и истории Кыргызстана, а это вызовет волну возмущений в обществе. Например, в научной литературе написано, что история кыргызского народа насчитывает 2000 лет. Но есть ли серьезные исследования, подтверждающие это? Что, если ли критично подойти к этому утверждению?».

В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Необходимо более подробно сказать о методологии научного исследования. Для этого вновь вернемся к западному опыту. В организации «Альянс» французский волонтер провел курс лекций о том, как пишут исследовательские работы во Франции. Он, в частности, рассказал, что работы пишутся по системе, выработанной философом и математиком Рене Декартом. В свою очередь он ее позаимствовал у древних греков. Писать такие исследования начинают уже в школах и продолжают совершенствовать исследовательские навыки до последнего года обучения в университетах.

Исследование по Декарту, состоящее из проблематики и трех частей: тезиса, антитезиса и синтеза, – это творческая работа, которая вырабатывает критическое мышление, аргументацию, логику. Этой методикой пользуются во многих странах мира. Обученные студенты свободно пишут диссертации по многим научным направлениям, а также применяют приобретенные навыки на практике.

Что касается Кыргызстана, то у нас нет единой выработанной системы написания научных исследований. Как было сказано выше, случаи, когда проводят уроки по тому, как писать диссертации с применением зарубежного опыта, единичны. Многие вузы применяют старые, оставшиеся со времен Союза, методы исследований. А многие студенты, не знающие, как писать диссертации, просто покупают дипломные работы или скачивают их из Интернета.

Между тем, практика показывает, что студенты Кыргызстана, которые обучались без адаптированных программ с зарубежными вузами, присоединенными к Болонскому процессу, выезжая на учебу в западные страны, начинают испытывать трудности при написании диссертации, которая в этих странах имеет свои особенности. В результате они затрачивают дополнительное время, чтобы ознакомиться с этими особенностями и успешно выполнить работу.

Непонимание, неосведомленность преподавателей в необходимости такой важной дисциплины, отсутствие единой программы, материальной базы: компьютерных классов, библиотечного фонда и залов открытого доступа, лингафонных кабинетов, лабораторий и т. д. – все это лишает нынешнее и будущее поколение возможности выполнять научные работы и тем самым вырабатывать культуру мышления.

Однако специалисты, которые уже работали в этом направлении, говорят, что необходимо обратить внимание общественности на то, что эта дисциплина актуальна и что ее необходимо вводить в учебные курсы высших учебных заведений. Заместитель председателя Общественного совета при Министерстве образования и науки КР Айнура Тентиева отмечает: «Если группа единомышленников выработала хорошую программу по этой дисциплине, то можно обратиться с предложением в Общественный совет, который работает в проекте «Стимулирование и мониторинг реформ в области развития образования», поддерживаемом Европейским Союзом. Этот орган является своеобразным мостом между гражданским обществом и государственными органами, который поможет организовать заседание, пригласить на него заинтересованных людей, дать советы, как и с кем работать. Во время презентации данного предложения, после обсуждения вопросов и проблем могут быть выработаны основные принципы развития методики преподавания критического мышления в стране. Если Совет поддержит разработку, то будет рекомендовать ее апробацию какому-либо учебному заведению или Министерству образования и науки».

Жылдыз САКИШЕВА

15 декабря 2016 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
12:37 // Экономика
Банк и заемщик: что такое «основная сумма долга» по кредитному договору, и как понимание этого термина влияет на величину налоговых поступлений в бюджет?
(1 комментарий)
12:28 // Общество
Мыслить – это жить
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей