ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
17 декабря 2018, 12:56

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
815 (495)
814 (494)
813 (493)
812 (492)
811 (491)
810 (490)
809 (489)
808 (488)
807 (487)
806 (486)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:10
Раздел: Общество

Нурлан КУДАЙБЕРДИЕВ: «Наша система образования не формирует необходимые компетенции, которые нужны в 21 веке»

Интервью с Генеральным директором образовательных учреждений «Сапат» Нурланом КУДАЙБЕРДИЕВЫМ.

– Нурлан мырза, как изменилась система отечественного образования за годы независимости?

– В августе 1991 года, с обретением независимости Кыргызстана, в сфере образования республики были проведены реформы. С начала 1990-х начали создаваться школы-гимназии с углублённым изучением отдельных предметов. Во всех учебных заведениях ведётся изучение кыргызского языка. Этому способствовал Закон «О государственном языке», принятый в 1989 году. Большая работа проводится по компьютеризации школ, оснащению техническими средствами и подключению к Интернету. В 1991 – 2018 годах вышло в свет множество новых оригинальных учебников. Наши первые лицеи открылись в 1992 году в Бишкеке, Оше и Караколе, а затем во всех областях Кыргызстана. Увеличилось количество учебных заведений, государственных и частных школ. В 2000-2001 учебном году количество высших учебных заведений в республике составляло 40, студентов – 188,2 тыс. чел., что по сравнению с 1999-2000 учебным годом на 29,5 тыс. чел. больше. Например, если в 1991 году 80% высших учебных заведений республики были сосредоточены в Бишкеке, то в 2001-м 70% из них были открыты в регионах, где обучалось 53% студентов республики. С 2017 года в рамках цифровой трансформации «Таза Коом» стоит задача формирования «цифрового образования», человеку нужны информационные навыки, чтобы он мог уверенно чувствовать себя в цифровом пространстве. По данным Министерства образования, оснащенность компьютерами составляет 74,8% от потребности. Ближайшие два года МОиН планирует повысить этот показатель. Государство активно занимается расширением доступа школ к Интернету, к началу 2017-2018 учебного года было обеспечено подключение к Интернету 775 школ.

– Неоднократно говорилось, что качество образования в стране неуклонно ухудшается. Так ли это? Если да, то в чем заключаются причины?

– Качество образования не ухудшается, образование остается традиционным, особенно в государственных учреждениях. Методика образования в мире быстро меняется, и традиционная методика становится неактуальной. На сегодняшний день одним из приоритетов образовательных учреждений должно быть воспитание поколения, соответствующего требованиям быстро меняющегося мира. Государственные учреждения используют традиционные методы образования, которые использовались 5-10 лет назад. Нельзя сказать, что они плохие, традиционная методика потеряла актуальность, и сейчас появляется необходимость внедрения инновационной методики образования, чтобы не отставать от мировых тенденций. Нельзя забывать, что профессии к которым мы готовим учеников сегодня, могут уже не быть столь актуальными и востребованными, какими они являются сейчас. Одним из немаловажных моментов, который требует отдельного внимания, является факт, что многие сильные педагоги уезжают из страны или переходят в частные школы из-за низкой заработной платы в государственных учреждениях. Чего не могу сказать о частных школах. С обретением независимости Кыргызской Республики количество частных школ увеличилось. В них используются современные методики образования, передовые технологии по сравнению с государственными школами и университетами. Хочу особо отметить, что частные школы вносят свою лепту в формирование образованного общества, способствуя здоровой конкуренции в сфере образования и продвижения передовых методик, способствующих развитию интеллектуального поколения страны. 

– Формирует ли современная система образования необходимые компетенции, соответствующие императивам жизни?

– В большинстве стран мира традиционное обучение в школах и университетах убивает креативность мышления учащихся. Традиционное обучение во многих странах не изменилось со времен промышленной революции, когда людей готовили работе на заводах и фабриках. В современном быстроразвивающемся мире такой подход к обучению не является правильным. Традиционное обучение готовит человека быть наемным рабочим, не учит мыслить самостоятельно. Детей учат слушать других, подчиняться и делать то, что им говорят – ни больше, ни меньше, их учат быть покорными. Наша система образования не формирует необходимые компетенции, которые нужны в 21 веке. Мы должны учить в школах и университетах креативности, инновационному творческому мышлению. Наша задача–учить детей мыслить самостоятельно, задавать вопросы, прививать пытливость ума, чтобы они самостоятельно решали вопросы, экспериментировали. Мы должны давать такие знания, которые актуальны и прагматичны в применении. Современное образование должно давать не просто знания, мы должны давать своим ученикам практические навыки. Существует тревожное расхождение между тем, чему учат в школах и университетах, и навыками, которые нужны студентам в реальном мире. Мы должны воспитывать нашу молодежь в соответствии с требованиями 21 века: 4К (Коммуникация, Креативность, Критическое мышление, Командная работа). Чтобы развить эти навыки у учеников и внедрить в учебный процесс инновационные методы, наши учителя ежегодно проходят различные тренинги по критическому мышлению, STEM-образованию (Science, Technology, Engineering and Mathematics, «учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это непременно должно принести хорошие плоды в будущем ребенка – высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта»). И конечно же наши учителя проходят тренинги по ведущим инновационным образовательным методикам в разных странах. Для наших учеников организовываются дебатные турниры, чтобы ученик учился аргументировать свою точку зрения фактами, также мы организуем «Образовательный летний лагерь», где ученики помимо отдыха, участвуя в различных групповых мероприятиях, учатся командной работе, знакомятся с новыми людьми. Немаловажным фактором в формировании данных компетенций является осознание сегодняшнего мира, требований социума и изменений, происходящих в нем. Международное учреждение «Сапат» активно внедряет опыт передовых стран в образовании, таких как Сингапур, Финляндия и Южная Корея. Например, в прошлом году МОУ «Сапат» внедрил на базе Неполной общеобразовательной школы «Грамотеи» опыт Финской системы образования, а также мы внедрили Cambridge Accreditation System, на базе которой действуют две международные школы.

– Сегодня в образовательный процесс активно внедряются различные гаджеты. Назовите плюсы и минусы...

– Интернет и современные гаджеты стремительно вошли в нашу жизнь, вытеснив привычные способы получения информации. Плюсов очень много, сейчас любой человек, если у него есть компьютер с доступом в Интернет, может найти необходимую информацию за считанные секунды. Находясь здесь, в Кыргызстане, мы можем получать онлайн-образование в любой точке мира. То есть сейчас информация очень доступная, и человек при желании может получить образование бесплатно через Интернет, может обучиться любой специальности. Интерактивные доски облегчают работу учителей и делают уроки более интересными и функциональными. Все, что пишется на этой доске, автоматически сохраняется на компьютер учителя. Это исключает ситуации, когда кто-то не успел переписать решение задачи или не уследил за учителем, – все можно сохранить и повторить дома. Особенно это удобно для тех, кто пропускает занятия по болезни или находится на домашнем обучении. Родителям открывается прямой доступ к электронным журналам учеников, если школы оборудованы камерами, родители могут следить за своими детьми в режиме онлайн, что препятствует прогулам учеников. Минусы могут быть – это использование гаджетов в развлекательных целях. Ученики могут играть игры на компьютерах, посещать социальные сети или запрещенные сайты. Даже при получении информации через Интернет ученики могут наткнуться на недостоверные источники, сайты. Наряду с полезной информацией на просторах Интернета есть большое количество мусора. Нужно уметь искать и брать для себя полезную и достоверную информацию. Что в свою очередь должно быть одним из приоритетов в образовании – умение отличить спам или лжеинформацию от достоверной. На сегодняшний день информационная грамотность является одним из самых главных навыков, которые мы обязаны привить интеллектуальной молодежи.

– Могли бы вы сказать, исходя из собственных наблюдений, какие специальности предпочитают выбирать абитуриенты?

– Абитуриенты стараются думать о востребованности и престижности профессии в условиях современной реальности и редко выбирают ту специальность, о которой мечтали, будучи детьми. Как известно, в выборе профессии велика роль родительского влияния. А родители сегодня мечтают видеть своих чад в основном врачами или программистами, юристами, финансистами и экономистами. Отметим, что сейчас на рынке наблюдается явный переизбыток представителей этих профессий, и в период кризиса им особенно трудно найти работу. В 2010-2015 годах абитуриенты чаще выбирали гуманитарные специальности: юридические, экономические, международные отношения и т.д. Абитуриенты больше выбирают не те специальности, на которые есть потребность у государства, они смотрят больше на престиж специальности. Но последние 2-3 года люди уже поняли, что после получения этих престижных, но не востребованных специальностей большинство выпускников не может найти подходящую работу. Поэтому в последнее время, по моим наблюдениям, люди больше обращают внимание на профессиональные колледжи по узкой специализации, имеющей спрос: связанные с IT, программированием, маркетингом.

– Какие коррективы, на ваш взгляд, необходимо внести в образовательные госпрограммы?

– Нужно модернизировать традиционную модель образования, основанную на советской методике, и внедрять инновационные методы, которые используют в развитых странах. Нужно взять опыт Финляндии, Южной Кореи, Японии и Сингапура. По рейтингу группы «Пирсон» эти страны имеют лучшие системы образования. Мы должны внести такие коррективы в нашу образовательную систему, чтобы ученик мыслил самостоятельно и задавал правильные вопросы. Это образовательная система, в которой ученики будут учиться полезным и практическим навыкам, имеющим спрос в современном обществе. Необходимо обратить особое внимание на подготовку новых специалистов, причем немаловажно повышение квалификаций уже работающих в системе учителей. Практика неоднократно показала важность роли учителя в воспитании и формировании нового интеллектуального поколения. Следует отметить, что в центре всех инноваций и реформ образования находится учитель, который является основным стержнем воспитания подрастающего поколения.

Беседовал Эрик ИСРАИЛОВ

31 мая 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей