ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
28 марта 2024, 19:49

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
911 (591)
910 (590)
909 (589)
908 (588)
907 (587)
906 (586)
905 (585)
904 (584)
903 (583)
902 (582)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 11:19
Раздел: Политика

ПЛАН АТАМБАЕВА

Часть II

Мы продолжаем нашу экскурсию в недавнее прошлое, где Алмазбек Атамбаев медленно, но верно расчищал площадку для реализации своего Плана.

В предыдущей части речь шла о том, как фрагментировалось (дробилось) партийное поле и зачищалась от политических конкурентов верхушка законодательной и исполнительной власти. Это были мероприятия, так сказать, персонального характера. Потому что в них основной целью являлись политические конкуренты Атамбаева, люди, которые могли бы выступить с альтернативными планами и программами. Или, того хуже, собраться вместе, чтобы помешать ему завершить начатое. Эту часть Плана Атамбаев выполнил на «отлично», вбив стальные клинья между такими влиятельными политиками, как Текебаев, Бабанов, Кельдибеков и другие, а также вынудив их заново воссоздавать рассыпающиеся на ходу партийные команды…

Но подготовительная фаза этими мероприятиями не ограничивалась. Работа строилась таким образом, чтобы обеспечивать контроль и доминирование в самых разных сферах от правоохранительных структур и судебной власти до СМИ и социальных сетей. Команда президента училась формировать общественное мнение с использованием дежурных экспертов, государственных СМИ, сообщений от пресс-служб, присутствия в популярных мессенджерах и комментариях к публикациям в Интернете.

В информационном поле регулярно раскручивались кампании по борьбе с разнообразным и разноликим злом, роль которого играли реваншисты-бакиевцы; заговоры оппозиционеров; коррумпированные судьи, чиновники и депутаты; специализирующиеся на черном пиаре журналисты и т.д. Виток за витком затягивались гайки, сливались компроматы, ужесточалась ответственность журналистов и активистов; прибирались к рукам телеканалы, информагентства и газеты, обкатывались инициативы внесения поправок в Конституцию, приручались депутаты, силовые структуры, суды. Примечательно, что в этой бурной деятельности каждому давали шанс «отличиться» и «пригодиться». Например, Жогорку Кенеш «по собственной инициативе» разработал и принял законы об уголовной ответственности за ложное сообщение (против журналистов), уголовной ответственности за перекрытие стратегических трасс (против уличных митингов) и т.д. Политические конкуренты, втянутые в интриги и взаимную борьбу, не замечали, как вокруг затягиваются узлы, как отрабатывается методика публичной дискредитации и прививаются исполнительские привычки и навыки следователям, прокурорам, судьям. До какого-то момента все это никого не беспокоило. Пока не начались основные действия…

***

Открытая игра началась в августе 2016 года, когда пропрезидентские депутаты выставили на сайт Жогорку Кенеша законопроект об изменении Основного Закона. Такая «летняя» инициативность не осталась незамеченной. А когда правозащитники, политики, активисты, организовав круглый стол, попросили дать разъяснения по обоснованию и по тексту законопроекта, отвечать вместо его авторов вызвался тогдашний руководитель аппарата президента – Фарид Ниязов. Что вызвало еще больше вопросов. «Почему сами инициаторы не пришли?», «При чем тут вы, если по Конституции Президент лишен права законодательной инициативы?» и так далее. В итоге участникам круглого стола не понравились ответы чиновника, а чиновнику – задаваемые вопросы. Диалог не получился, и обсуждение перешло на личности. С критическим заявлением по конституционной реформе выступили бывшие члены Временного Правительства, включая экс-президента Розу Отунбаеву, усмотревшие в инициативе попытку узурпации власти. В ответ Атамбаев публично «прошелся» по своей предшественнице прямо во время празднования 25-летия независимости Кыргызстана. Это означало осознанный раскол политической элиты на своих сторонников и противников. И «предложение» определиться, кто на чьей стороне. Подковерная стадия закончилась разом…

Основные его конкуренты еще имели шанс объединиться. Но что-то мешало. То ли накопившиеся за несколько лет взаимные обиды и претензии, то ли свойственное политикам недоверие, то ли самонадеянная вера в собственные способности и навыки.

Первым серьезность ситуации осознал Омурбек Текебаев. На следующий день после «наезда» на Отунбаеву он обратился к лидерам парламентских фракций с призывом взять судьбу страны в свои руки. Но в такой щепетильной ситуации большинство депутатов предпочли в руки ничего не брать. Чтобы не обжечь их ненароком…

Конечно, борьба на этом не закончилась. В парламенте и за его стенами сложилась пестрая по составу группа активных противников конституционной реформы. Понимая, что рискуют проиграть борьбу за общественное мнение, организаторы или кураторы конституционной реформы пожертвовали некоторыми, особо одиозными новшествами. Тем самым демонстрируя, что готовы учитывать поступающие предложения и не имеют плохих намерений. Подавляющее большинство депутатов поддержало законопроект. Игра была сделана, и Конституцию снова «отреформировали»…

К тому моменту стало очевидно, что по темпу оппозиция безнадежно проигрывает и переломить ситуацию не успевает. С защиты Конституции Текебаев перешел в атаку лично на Атамбаева. Такой переход показывал, что системных резервов не осталось. Это была отчаянная, но заведомо обреченная попытка…

Ответ ждать себя не заставил. Поступило заявление, возбудили дело. Последним рубежом стало задержание Текебаева. Поскольку даже оно не привело к массовым протестным выступлениям, в вопросе о победителе все стало ясно.

***

Все последовавшие события происходили либо по Плану, либо с его личного одобрения. Выдвижение кандидата от партии власти. Назначение нового премьер-министра. Даже участие в выборах Омурбека Бабанова.

К весне 2017 года из всех политических интриг в Кыргызстане осталась только одна. Кого он видит своим преемником, и как будет работать созданный им механизм?

Все это время автор Плана повторял, что не останется у власти. Однако чем меньше времени оставалось до дня голосования, тем яснее становилось, что уходить он не собирается. Вместо логичных в такой ситуации слов «ваш выбор», «ваше будущее» с трибуны звучало «мой друг», «мой воспитанник», «наши задачи» и т.д. Он не сбавлял скорость, как поступает водитель, готовясь припарковаться, а, наоборот, взвинчивал обороты, как будто собирался в очередной заезд. На фоне истекающего срока полномочий довольно странным выглядело, например, поспешное обсуждение Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызстана до 2040 года. Все шло так, словно 2018-м годом План Атамбаева не ограничивался. При этом оставался открытым вопрос о том, каким образом в этот масштабный проект должен был встроиться его преемник…

Окончание следует
Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

31 мая 2018 г.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2024 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg