ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
17 декабря 2018, 14:11

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
815 (495)
814 (494)
813 (493)
812 (492)
811 (491)
810 (490)
809 (489)
808 (488)
807 (487)
806 (486)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 12:57
Раздел: Интервью

Марат Сыдыков: «БАЛЕТ – ЭТО ЛЮБИМАЯ РАБОТА, ЭТО ПРИЗВАНИЕ»

Интервью с солистом Театра оперы и балета, заслуженным артистом КР Маратом СЫДЫКОВЫМ.

В этом году нашему классическому театру исполняется 75 лет. Неплохой юбилей, не очень старый и не очень молодой, как раз такой, чтобы поговорить о нем, нашем Театре оперы и балета, полузабытом, полузаброшенном, единственном и ведущем.

Почему интервью? Это интервью я начал делать еще год назад, но по разным обстоятельствам (то Марат был занят, готовился к конкурсу, потом уехал на очередной балетный турнир, то не было места в газете, то еще что-то, то бытовое, то политическое интервью не вышло). В связи с юбилеем, может быть, нас услышат или почитают. О театре или об артистах сейчас пишут очень редко. Наверняка не хватает профессионалов.

Интервью с артистом балета Сыдыковым, самым молодым Заслуженным артистом КР за всю историю театра, девятикратным участником различных балетных турниров и шестикратным призером (лауреатом) Международных конкурсов.

– Что такое балет для тебя? Как ты попал в балет?

– Балет – это любимая работа, это призвание. Это то, чем я занимаюсь практически все время. Балет – это то, для чего я просыпаюсь с утра, по сути, балет для меня сейчас – это всё. В балет я попал, так как другого выбора у меня просто не было. Я из семьи артиста балета, и мама привела меня в хореографическое училище, когда папа был на гастролях. Так я поступил в БХУ, так там и остался на последующие годы.

– Балетные конкурсы, на которые ты ездишь, что это? Для чего? Тем более ездишь, можно сказать, за свой счет?

– Балетные конкурсы интересны тем, что ты учишься, смотришь на других артистов из разных школ, из разных стран, общаешься, заводишь знакомства, интересуешься новыми направлениями в балете. Но самое главное – на этих конкурсах ты представляешь свою страну. Я приезжаю туда как представитель своей страны, и хочется, чтобы в мире балета знали, что и в Кыргызстане есть балет. Так как многие, к сожалению, не знают, где наша страна находится. Искусство тем и хорошо, что оно не знает границ. А балет – искусство без слов, наше искусство везде одинаково, просто существуют разные школы. Очень радует, что мы можем вот так собираться в какой-нибудь стране – не важно, в какой – на конкурсы, показывать себя, учиться, общаться, проверить свой уровень. За свой счет езжу потому, что мы не выезжаем на гастроли. Век артиста балета короткий, будем говорить, восемь лет работы в театре – это одна треть моей карьеры – прошли без каких-либо гастролей и фестивалей. Так вот участие в конкурсах для меня какой-то глоток свежего воздуха в искусстве. Езжу, чтобы сменить обстановку, что очень важно для любого артиста. Мы не можем и не имеем права вариться в собственном соку, так как человек сгорает, его пожирает рутина. Если он сидит на одном месте, то отсутствует рост. Такого не должно быть, так что поездки даже за свой счет – это большой опыт для меня, а это важнее любых денег!!! И, конечно, желание выигрывать! Едешь на конкурс с желанием победить, занять призовое место, прославить свою страну!!!

– Сейчас поговаривают, что с классикой покончено и будет главенствовать модерн. А что это такое?

– Модерн – это новая культура, другая подготовка, система классных занятий для подготовки и развития других групп мышц, чем в классическом балете. Нет, классика будет всегда в приоритете абсолютно во всем: и в архитектуре, и в литературе, и в музыке, и в живописи. Даже ретро-автомобили остаются образцами классического дизайна. Российский балет – это классика, он никогда не умрет. Он будет совершенствоваться, может быть, но никогда не умрет. 

– Почему многие наши уезжают? Плохая зарплата?

– Да, многие ребята уезжают из-за низкой зарплаты, но это одна из причин. Другим неинтересен репертуар, они пытаются искать что-то новое, им не хватает динамики. Мы ведь работаем без гастролей, варимся в собственном соку, а артисту очень важно показывать свое творчество зрителям из других стран. Почему все артисты выезжают в турне? Это неотъемлемая часть творчества, так должно быть!!! Ну, а зарплата в среднем у заслуженного артиста 8000 сомов, плюс надбавка 2500 за звание. В других театрах от 2000-3000 рублей, доходит до миллиона. Конечно, разница огромная, поэтому в поисках лучшего многие уезжают. Ведь у нас даже жильем не обеспечивают, ни общежитием. 

– Твои дальнейшие планы? Тоже уедешь?

– Нет, уехать не входит в мои планы. Если бы захотел, уехал бы давно. Точнее, после учебы в Европе не возвращался бы, тем более возможность была остаться там. Но я вернулся в театр в 2010 году, это мой восьмой сезон. В мои планы входит сделать наш балет лучше, по крайней мере постараться. Конечно, сделать это без поддержки правительства невозможно. Для этого мы с братом Максатом создадим общественный фонд «Проарт», миссией которого является продвижение классического балета в КР. Мы надеемся сделать так, чтобы Кыргызский балет стал брендом. Хотелось бы, чтобы артисты балета за свой тяжелый труд получали адекватную зарплату, чтобы выезжали на гастроли, чтобы ставились новые спектакли, шились новые костюмы, декорации. Важно сделать реформу именно в образовательной системе, начиная с БХУ, надо начинать именно оттуда, так как это наши будущие кадры. Поменять систему обучения, провести переаттестацию – и в училище, и в театре, везде должен главенствовать профессионализм. Качественный набор плюс качественное обучение – это качественные, профессионально подготовленные кадры в наш театр. Нельзя допускать, чтобы, отучившись восемь лет в училище, ученики уходили из профессии, таким образом занимая место более талантливого ученика, который в свое время не попал в училище.

– Нет ощущения, что наш театр никому не нужен, особенно Минкультуры?

– С недавнего времени это ощущение пропало. Год назад нас посетил экс-президент А. Атамбаев. И конечно же был удивлен тем, что у нас такие мизерные зарплаты 5000-6000 сомов. Он своим распоряжением выделил для 14 ребят президентскую стипендию, которая пришлась очень кстати. Ведь артистам балета необходимо полноценно питаться, употреблять витамины. Артисты мужчины за спектакль носят груз, суммарно составляющий одну тонну веса, а балерина также теряет в весе за спектакль два-три килограмма. К сожалению, с уходом А. Атамбаева эти стипендии мы перестали получать. Театр, правда, отремонтировали, он преобразился и внешне, и внутренне, чему мы безмерно рады.

– Костюмы шьете за свой счет?

– Вообще, должны шить за счет театра, у театра свой фонд, куда поступают средства от аренды помещений, от реализации билетов и т.д. Театр обязан по заявке артистов шить костюмы. За время моей работы новые костюмы от театра шили на премьеру «Лебединого озера», другие спектакли не обновлялись. Надеваем некоторые костюмы, оставшиеся с прошлого века, у меня, например, есть колеты народного артиста КР У. Сарбагишева, народного артиста СССР Ч. Базарбаева, народного артиста КР К. Сыдыкова. Им более полувека, а недавно на балет «Чолпон» я надевал ичиги моего педагога, народного артиста КР Б. Алимбаева, сделанные на заводе в Каинды в 1954 году. Представьте, ему в этом году исполнился бы 81 год, а этим ичигам – 64 года.

– Репертуар?

– Хочется, чтобы восстановили классические спектакли: «Спящая красавица» в постановке Петипа, «Дон-Кихот». Это классическая постановка, а теперешняя была сокращена для гастролей в Китай, да так и осталась. Но сейчас нет средств, чтобы восстановить полную версию. Конечно, хочется, чтобы ставились новые современные балеты, чтобы был хороший репертуар.

– Как создаешь образы? Читаешь? Смотришь? Слушаешь? (Этот вопрос задал неспроста. Два года назад в телепередаче Марат сказал, что теперь будет больше внимания обращать на создание образа, а не только на технику исполнения)

– Читаю, смотрю видео, слушаю музыку, пытаюсь сам найти что-то, понять героя своего и уже силами моих творческих способностей передать образ. У каждого артиста своя мимика, своя жестикуляция. Поэтому каждый артист по-своему уникален. Я пытаюсь просто понять, кто этот герой. И просто прожить его жизнь на сцене.

– Есть ли у тебя кумиры?

– В балете кумиров много! Но, пожалуй, для многих мужчин в балете кумир Михаил Барышников – выдающийся танцовщик 20 века, В. Васильев и многие другие. Но вместе с тем я уделяю большое внимание и горжусь тем, что у нас в кыргызском балете есть свои кумиры, свои звезды, основоположники кыргызского балета. У нас есть своя история, школа, стиль, исходящий из нашего менталитета, от наших физических данных. Такие звезды, как Б. Бейшаналиева, С. Кабеков, Н. Тугелов, рано ушедшая А. Арсыгулова, Б. Суслов, С. Абдужалилов. После них мой педагог Б. Алимбаев, Р. Чокоева, У. Сарбагишев, Ч. Базарбаев, А. Ирсалиев, А. Токомбаева, Р. Таирова, С. Тукбулатова, А. Нуртазин. И конечно же кумиром с детства всегда был мой отец – Кубанычбек Сыдыков. Каждый из этих великих артистов внес огромный вклад в развитие и прославление нашего Кыргызского балета. Очень импонирует и отношение тогдашнего министра культуры К. Кондучаловой. Я много читал, смотрел фильмы об этой удивительной женщине, которая знала каждого артиста в лицо. И от ветеранов нашего балета слышал о ее трепетном и заботливом отношении к творческим личностям, состоянию их здоровья, она знала все спектакли, радовалась успехам, огорчалась поражениям, в общем, жила вместе с творческими людьми единым организмом. То есть морально поддерживала, а в жизни артиста моральная поддержка – это стимул к творческим свершениям. Мы это интуитивно чувствуем, и хочется работать на отличный результат.

– Твои педагоги? Здесь или в Англии?

– Здесь начинал учиться у заслуженного артиста КР Р. Таирова, потом нас взял народный артист КР Б. Алимбаев, который и привил эту любовь к балету. Он все время вдохновлял нас, очень поддерживал всех наших ребят. Он был нам как отец, благодаря ему я и сохранил до сегодняшних дней любовь к балету. В Англии, в национальной английской школе, которую, кстати говоря, открыла принцесса Диана, в 1993 году педагогами в разное время были экс-премьер Королевского балета Англии Стивен Бингли, также была куратором Синтия Харвер, на тот момент действующая солистка балета Джулиан Реди, партнерша Р. Нуриева, Ани Эйвонс – прима балерина Английского балета.

– Общаешься с сокурсниками?

– Общаюсь, одна из них – Лауретта Саммерскейл – приезжала на Гала-концерт мировых звезд 28 апреля в наш Театр оперы и балета им. А. Малдыбаева. В общем, переписываемся, я в любой момент могу позвонить, посоветоваться. Они будут рады, и я очень буду рад. Годы учебы в Лондоне запомнились гастролями в разные страны Европы с труппой национального балета Англии. Будучи студентом, я посетил лучшие театры и участвовал во многих концертах и балетных спектаклях. Кстати, соседями по школе был знаменитый футбольный клуб «Челси», он находился в 150 метрах, в то время папа шутил: «Может, перемахнешь через забор и станешь футболистом?».

– Каким видишь будущее нашего балета?

– Вижу его прекрасным! Но еще раз повторюсь, что только при помощи правительства мы можем что-то изменить. Я от души переживаю и болею за наш театр и за хореографическое училище. Ведь у нас красивый театр с прекрасной архитектурой. У нас работают прекрасные люди – музыканты, артисты, педагоги и другие. И просто надо изменить систему, которая устарела. Мы должны идти в ногу со временем. Мир меняется, и должно меняться отношение, мы не имеем права стоять на месте, необходимы реформы.

– Как относишься к поклонницам?

– Я рад, что они есть у многих наших артистов, в том числе и у меня. Во многом благодарен им за то, что они посещают наши спектакли, интересуются репертуаром, новыми постановками. И уважаю их за любовь к балету! В этом смысле вспоминаются слова Чынгыза Айтматова: «Добро в человеке надо растить, это всеобщий долг людей всех поколений. Доля искусства в этом восхитительном процессе огромна». Надеюсь, в этом смысле наши усилия не напрасны.

Зрителей в театре сейчас стало в разы больше. Когда я только пришел, был такой упадок, зрителей мало. И потихоньку, в течение восьми лет я наблюдаю приток зрителей в театре и очень надеюсь, что в будущем люди начнут больше посещать и оперные спектакли. Наш театр будет греметь, как в Советское время, люди будут приходить в театр как на праздник в соответствующей одежде, а не в джинсах и шортах. Надо изменить в театре отношение к артистам и рабочему персоналу. Администрация и бухгалтерия должны работать для артиста, для творческого коллектива. Для комфортного существования артиста необходимо поменять психологическую атмосферу в самом театре. Артиста надо уважать и ценить – каждого из них!!!

Куват ДЖУМАБАЕВ

7 июня 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
13:08 // Общество
ИМПИЧМЕНТ ИМПИЧМЕНТУ, ОППОРТУНИЗМ И КОНФОРМИЗМ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей