ГлавнаяНовостиГазетаRSS

Информационно-аналитический портал «PR.kg»
20 августа 2018, 12:30

← вчерасегодня ↓

интернет газета интим знакомств
802 (482)
801 (481)
800 (480)
799 (479)
798 (478)
№ 797 (797)
09 июня
796 (476)
795 (475)
794 (474)
793 (473)
Архив ↓
смотреть материалы номера:
Опубликовано в 13:14
Раздел: Общество

План Атамбаева Часть III

На самом деле План Атамбаева возник задолго до революции 2010 года. Его корни уходят в далекие 1990 годы, когда будущий президент, в те годы бизнесмен, вместе с завотделом аппарата правительства (Акылбек Жапаров) и губернаторами Ошской и Джалал-Абадской областей (Абдыганы Эркебаев, Абдыжапар Тагаев) организовал Социал-демократическую партию Кыргызстана как альтернативу Партии коммунистов Кыргызстана оппозиционера Апсамата Масалиева. Имея такой «лояльный» состав учредителей, новая партия с первой попытки прошла в Жогорку Кенеш и с тех пор была представлена во всех без исключения созывах.

Атамбаев тем временем перешел в оппозицию режиму Аскара Акаева, занял третье место на президентских выборах 2000 года и на некоторое время покинул Кыргызстан, заявив о политических преследованиях со стороны властей. Дальше – больше. В 2005 году Атамбаев стал министром в тандемном правительстве Феликса Кулова. В 2006-м – сопредседателем Движения «За реформы!». В 2007 году – премьер-министром. В 2009 году занял второе место на президентских выборах, уступив только Курманбеку Бакиеву. Весной 2010 года он стал первым заместителем Розы Отунбаевой во Временном правительстве, а осенью возглавил избирательный список СДПК, приведя свою партию ко второму месту на парламентских выборах. В январе 2011 года Атамбаев во второй раз стал премьер-министром. Вот так, поднимаясь по шаткой политической лестнице год за годом, ступень за ступенью, он пришел к победе на выборах 2011 года. Завидная настойчивость…

***

Получив пост президента в парламентско-президентской системе, Атамбаев не согласился с передачей ответственности парламенту и правительству, как до него сделала Отунбаева. Напротив, он выстроил механизм, в котором основные решения принимались в периметре подчиненных ему органов: Совет обороны (с 2016 года Совбез) – Аппарат Президента – ГКНБ – Генпрокуратура. Ни Жогорку Кенеш, ни Правительство, ни Верховный суд. Им он оставил исполнение. Решения – только в своем кругу. Который почти целиком состоял из силовиков, правоохранителей и личных помощников. Не отсюда ли крен государственной политики в сторону карательной функции?

Во имя реализации своего Плана он периодически приносил жертвы. За несколько лет его президентства под действие созданного им механизма попало немало политиков, которые на разных этапах вольно или невольно содействовали претворению его замысла. Келдибеков, Нарымбаев, Кулов, Отунбаева, Текебаев, Салянова, Исаев, Бабанов. Каждый из них в результате получил свою долю его «благодарности». Впрочем, список намного длиннее…

***

Хотел ли он сохранить рычаги контроля над государственной политикой после окончания своего срока? Да, безусловно. Но в 2018 году события пошли не по плану. Вернее сказать, не по его Плану. На то были причины. Пока его тактика строилась на использовании ошибок и промахов других политиков, он действовал весьма успешно. Однако, устранив основных конкурентов, он утерял ценное качество, которое часто выручало его в разных ситуациях. Уверившись в своей силе, Атамбаев забыл про осторожность и начал совершать ошибки.

Во-первых, он отпугнул от себя элиту. Резкость, мстительность, эмоциональные поступки заставили напрячься многих людей, которые не привыкли к такому с собой обхождению и не хотели жить и работать в такой непредсказуемой и неуютной атмосфере.

Во-вторых, он расставил на ключевые посты такие кадры, которые могли работать только при условии его прямого покровительства. Особенно это бросалось в глаза на заседаниях Жогорку Кенеша, где молодые руководители Правительства, Генпрокуратуры, ГКНБ вели себя дерзко, чтобы не сказать вызывающе. Забывая, что поддержка депутатского корпуса им еще пригодится. Пока за спинами этих чиновников виднелась тень главы государства, Палата терпела, но после смены президента многие депутаты «потерли руки»…

В-третьих, в рамках конституционной реформы в 2016 году он не сделал самого главного. Если его План предполагал передачу всей полноты власти в руки премьер-министра, то он должен был убрать из Основного Закона прямые выборы президента путем всенародного голосования. В классических парламентских республиках президентов избирают депутаты парламента, чтобы не возникала ситуация двойного народного мандата и борьбы за власть между Палатой и Президентом. С того момента, когда Сооронбай Жээнбеков получил 900 тысяч голосов на прямых президентских выборах, у него осталось лишь одно бесспорное, безусловное юридическое обязательство. Перед народом Кыргызстана. Ни перед партией. Ни перед своим предшественником. Ни перед парламентом. Только перед избравшим его народом. Любые другие пожелания или договоренности могли носить рекомендательный, исключительно добровольный характер. К тому же при наличии благоприятных условий и уважительно-доверительных отношений.

В-четвертых, и это главное, он отказался признавать Жээнбекова настоящим главой государства. Пытался все контролировать, нарушал субординацию, сбивал с толку исполнителей. Не дал новому президенту, правительству, парламенту шанса выстроить между собой нормальные рабочие отношения. Хотел оставить себе власть, переложив все обязанности и ответственность на Исакова и Жээнбекова. Ставя обоих в глупое положение, когда им приходится доказывать, что они не марионетки. Экс-президент – это аксакал всей страны. От него не требуется политическая активность, навязчивая опека, жесткие требования или назойливые советы. На уровне кухонь бытует мнение, будто Атамбаев ошибся, поддержав Жээнбекова, который впоследствии развернулся против него. Думаю, это поспешный вывод. Стань президентом Бабанов, ситуация, скорее всего, шла бы по похожему сценарию. Между ними рано или поздно тоже возник бы конфликт. Для всенародно избранного президента роль «королевы» или марионетки – унижение. Жээнбеков на это не согласился. И Бабанов не согласился бы. Проблема – не в них. Проблема в том, что нельзя отказаться от власти и продолжать за нее цепляться.

***

Для команды Атамбаева последствия этих ошибок оказались катастрофическими. Сегодня его соратники попали под действие созданного ими же карательного механизма. Он, надо признать, не буксует. Напротив, работает без сбоев и заминок даже после одновременной смены верхушки всего силового блока. Каждый день возбуждаются громкие дела, привлекаются чиновники, происходят задержания. Другое дело, что теперь картотеку пополняют в основном за счет команды Атамбаева.

Впрочем, в этом нет ничего нового. В 2007 году Медет Садыркулов изобрел и воплотил на практике Народную партию «Ак Жол» и управляемый из одного кабинета созыв Жогорку Кенеша. В 2008 году его «ушли», а в 2009 году – убили и сожгли. Однако оба его детища исправно служили бакиевскому режиму вплоть до революции 2010 года.

В 2010 году Омурбек Текебаев подготовил и организовал принятие новой Конституции. В последующие годы он не занял ни одного из трех ключевых постов – президента, премьера, спикера. Более того, в 2017 году на него возбудили уголовное дело и быстро отправили за решетку. А его Конституция продолжает работать, служа основой для чужих успехов. Это политика. Такое в ней случается сплошь и рядом. Атамбаев со своим Планом – не первый и не последний.

Нурдин ДУЙШЕНБЕКОВ

7 июня 2018 г.

Новый комментарий

Я хочу


Введите символы на картинке:

Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами добавления комментариев.
Комментировать
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НОМЕРА
13:08 // Общество
ИМПИЧМЕНТ ИМПИЧМЕНТУ, ОППОРТУНИЗМ И КОНФОРМИЗМ
eXTReMe Tracker
© Информационно-аналитический портал «PR.kg», 2018 г.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях.
При полном или частичном использовании материалов сайта в сети Интернет и СМИ ссылка на сайт «www.pr.kg» обязательна.
По вопросам размещения рекламы и рекламного сотрудничество обращаться:
Телефоны редакции: (312) 34-34-11, 34-34-27
Администратор сайта: (312) 39-20-02
Факс: (312) 34-34-75
Электронная почта: or@pr.kg
Старая версия, Текстовая версия новостей